Костас Марсаан — о новом опыте в кино, энергозатратных съемках и расширении возможностей
2 марта на экраны российских кинотеатров вышел новый фильм Костаса Марсаана, снятый им с командой продюсерского центра киностудии имени Горького. Главные роли в нем сыграли Екатерина Вилкова, Кирилл Кяро, Гела Месхи, которых никому представлять не надо, и даже самая юная актриса фильма Катя Темнова уже обрела популярность («Манюня», «Огонь»). По жанру же «Детектор» Костаса Марсаана – мистический детектив. А теперь слово самому режиссеру.
«Учась на ходу»
– Мне сейчас трудно сказать, что определило выбор профессии. Может быть, студенческий театр «Декаданс», которым руководил Зафар Мирсолиев и где я впервые попробовал себя на сцене – в качестве актера.
Впрочем, на сцену мы выходили редко, больше репетировали.
Помню историю о девушке, которая пряталась в шкафу, и японскую сказку, где главный герой – изнеженный, наивный принц, который не мог найти своего места в жизни и которому под видом волшебных предметов подсунули какую-то рухлядь, настолько поверил в это волшебство, что вышел победителем из всех передряг.
Вот сказку, помнится, мы всё-таки зрителю показали, и в одном случае я играл главного злодея, похитившего у принца возлюбленную, в другом – рядового разбойника. Но мне больше нравилось репетировать, точнее, ставить этюды, разбившись на группы – сценки минут на пять, на десять.
Закончив исторический факультет, я год или полтора преподавал в вечерней школе – как в фильме «Большая перемена».
Потом перешёл на городской телеканал «Мастер-ТВ», где вел с Анной Кириллиной утренние эфиры и одновременно снимал лёгкие познавательные сюжеты, на ходу учась придумывать и писать тексты. Из таких «кирпичиков» опыт, наверное, потихоньку и складывался.
А потом в один прекрасный день я встретил на улице нашего Зафара, и он завел разговор о Высших режиссерских курсах, на которых, к слову, отучился сам. Я заинтересовался, открыл их сайт, и оказалось, что скоро у них будет набор. В качестве творческих работ я послал им свои рассказы – насколько я помню, сюжеты там были из жизни, без особой мистики, но с загадками. Надеюсь, их никто больше не увидит, так как уровень у них, конечно, ученический, однако комиссию что-то зацепило.
«Зачем?»
– Преподавали у нас Алла Сурикова, Владимир Фокин, Владимир Наумов, Петр Тодоровский. Лекции читали Никита Михалков, Кшиштоф Занусси – он прекрасно говорит по-русски, Тонино Гуэрра (сценарист Федерико Феллини) – с переводчиком. То есть мы из первых уст узнавали об их приемах, стиле, мировоззрении и начинали понимать, что кино – это не иллюстрация текста, а образ мышления, свое видение.
И конечно, мы много снимали сами – этюды, учебные работы по своим сценариям, и во всех моих сценариях присутствовал мистический, хоррорный элемент, что удивляло наших мастеров: «Зачем ты хочешь такое снимать?» – спрашивали они меня. В Советском Союзе эти жанры были не в почете. А мне было интересно именно это, поэтому я учился не столько у них, сколько на фильмах Хичкока, Кубрика, Полански, благо, процесс обучения на Высших режиссерских курсах состоит ещё и в просмотре кино – просмотре с последующим анализированием, раскладыванием по деталям. За три года я просмотрел огромное количество фильмов, для режиссера важна насмотренность.
Когда я вернулся в Якутск, начал не с режиссуры, а с монтажа. Монтировал фильмы «Покидая благоухающую гавань», «Сэмэнчик», «Айыы Уола». Потом продюсер Марианна Сиэгэн предложила мне: «Давай снимем детектив». И мы сняли фильм «Мой убийца».
Это было время, когда я по-новому начал оценивать текст, понимать своих мастеров. Никакая теория не научит снимать кино. Только практика.
«На берегу»
– Каждый фильм – это новый опыт. «Детектор» – опыт студийной работы, а студийная работа – это индустрия.
В 2020 году мне отправили сценарий. После того, как я послал продюсерам режиссерскую экспликацию, то есть свое видение фильма, меня познакомили со сценаристом Иваном Станиславским. Само собой, у нас с ним была обширная переписка, а в мае 2021 года я приехал в Москву на подготовительный этап.
Подготовительный этап – это большая работа с художником-постановщиком, оператором, когда выстраивается мир фильма: из каких деталей он состоит, какими красками расцвечен. Костюмы на героях, то, что их окружает, освещение – все влияет на поддержание стиля фильма, на его восприятие, и договариваться обо всем этом надо «на берегу», сделав подробную раскадровку, определив количество крупных планов и даже дублей – пусть пока еще условно, но тем не менее.
Если в кадре присутствуют развалины, надо заранее расписать, к какому времени они относятся. Если действие происходит в доме – дать точнейшее описание всей обстановки. Бутафор должен получить задание подготовить не просто чайник, а чайник определенного цвета, дизайна, потому что посуда тоже раскрывает характер героя. Если же речь идёт о детском доме, то нужно передать царящую там атмосферу – хорошо там детям или плохо.
Все должно быть единой вселенной, и эта работа должна быть проведена во время подготовительного периода, во всяком случае на 99%, потому что, когда начнутся съемки, времени на творческую импровизацию уже не будет.
Четвёртое измерение
– Когда я снимал «Иччи», у меня был примечательный случай. Никак не получалось подобрать подходящие слова для колыбельной, которая там звучит. Обращались и к поэтам, и к мелодистам, но то, что они предлагали, было слишком сложно, а нужно было что-то очень простое.
И вот в один из своих выходных я пошел в лес, и вдруг сами собой стали приходить слова, складываться друг с другом. Даже мелодия возникла. Помню, как я развернулся и побежал на базу, больше всего опасаясь, как бы сейчас ко мне кто-нибудь не пристал с разговорами, чтобы не «расплескать» то, что в итоге и вошло в фильм в виде колыбельной.
В индустрии это невозможно. Там все должно быть не только заранее написано, но и десять раз отрепетировано и определено, какой свет на каких словах должен стоять. По-другому нельзя: в кино музыка – не просто фон, а продолжение внутреннего мира персонажа. Важно найти звучание каждого, его музыкальную тему, подобрать доминирующий инструмент – в его спокойном состоянии, остром состоянии. Большое удовольствие – находить эти музыкальные звучания, чтобы в фильме появилось четвертое измерение в виде музыки.
К «Детектору» музыку писали московские композиторы Александр Туркунов и Вадим Маевский, у них большой опыт написания музыки именно к кино.
«Способ существования»
– Съемки – технический процесс, утомительный, энергозатратный. В первый съемочный день ассистент спросила меня: «Вы сами будете командовать «мотор, камера» или поручите это второму режиссеру?» Я сначала возмутился и в первые часы сам орал эти команды в рацию. Но оказалось гораздо удобнее делегировать это второму режиссеру, а самому сконцентрироваться на кадре, мизансценах, работе с актерами. А вот команда «стоп» – это чистая привилегия режиссера и оператора-постановщика.
Кстати, в индустрии оператор-постановщик может вообще к камере не прикасаться. Оператор-постановщик «Детектора» Полина Разина сидела рядом со мной на плейбэке, давая указания своей команде, где усилить свет, какой ракурс взять и так далее. У меня в «Моем убийце» и «Иччи» операторы, конечно, везде сами бегали.
А подготовительный этап… У нас это тоже, в принципе, расписывается, но, как оказалось, не настолько подробно и скрупулёзно. Импровизации много, вплоть до того, что актеры порой снимаются в своей одежде, а это неправильно.
Если же сравнивать актеров, то к преимуществу наших я бы отнес хорошие типажи и естественность игры. В плане выстраивания арки героя, то есть разработки своей роли, имеются проблемы, но этот опыт нарабатывается.
К тому же они у нас в основном театральные, а способ существования в кино и театре – это разные вещи. В кино, где есть крупный план, достаточно взмаха ресниц, чтобы показать и горе, и радость – весь спектр человеческих чувств. На сцене этим не обойдешься, там нужен крупный жест, и от этого их на съемочной площадке приходится отучать.
У актеров киноиндустрии такое по определению невозможно. Снимаясь постоянно, они быстрее погружаются в тему, сюжет, быстрее понимают задачи, остаётся только чуть-чуть их направлять.
Но процесс развития у нас идёт ускоренными темпами, и это, конечно, влияет и на актеров, а опыт, как я уже сказал, нарабатывается.
За 20 минут до команды «мотор»
– Подбор актеров – это отдельная тема.
Приступая к съемкам «Детектора», мы долго не могли найти главную героиню. Пересмотрели множество известных актрис, и каждый раз – на кастинге актеров смотрят и по отдельности, и вместе, составляя разные ансамбли – каждый раз чего-то не хватало. Смотришь и на пластику, и на жизненную энергетику, и на актерское существование. Важно ещё, чтобы они «срослись», совпали с другими уже выбранными актерами – только тогда возникает правда, которая объединяет персонажей, возникает магия кино, и на этой магии актеры многое могут отыграть.
Во время кастинга на главную женскую роль в «Детекторе» наиболее близким вариантом мне изначально показалась Екатерина Вилкова, но она не могла сниматься из-за занятости в сериале. Эта проблема вообще связана с индустрией – нужно ещё попасть в график актера.
И вот мы искали-искали, перебирали-перебирали и, наконец, выбрали. Но актриса вдруг отказалась, предпочла другой проект.
Снова начались лихорадочные поиски. И тут освободилась Екатерина, чему я, разумеется, был очень рад.
Что же касается Кирилла Кяро, то оказалось, что в студенчестве он часто снимался у моих однокурсников и даже иногда ночевал в общежитии ВГИКа, где мы жили. Я, кстати, вспомнил, что видел его в курсовой работе своей однокурсницы, а он мне сказал, что видел меня мельком и запомнил. То есть мы тогда были рядом, но не познакомились, а потом через пятнадцать лет встретились на большом проекте.
Сложно было подобрать и исполнительницу детской роли. Детей в индустрии много, но вот найти того самого ребенка – задача не из простых.
Считайте сами: в мае 2021 года началась подготовительная работа, а съемки стартовали в ноябре. Над сценарием же мы работали с марта, уже тогда прикидывая разные варианты с артистами.
Но не надо думать, что в индустрии все просчитано от и до. Да, просчитано, да, до мелочей, однако это настолько сложный процесс, что ситуации, когда возникает какая-то проблема, которую нужно решить здесь и сейчас – они неизбежны.
У нас, например, однажды не хватило детских рисунков для одной из сцен, и все помощники художника-постановщика дружно сели рисовать их и устранили недостачу за двадцать минут до команды «мотор».
«Расширение возможностей»
– После съемок много времени занимает постпродакшн – монтаж, звук, цветокоррекция. «Детектор» мы отсняли в декабре 2021 года, постпродакшн занял почти год, и на экраны страны он выходит только вот.
Какие у меня сейчас планы? О планах, пожалуй, не стоит. Горизонт планирования сузился до трёх дней. Но если мне предложат, скажем, работу в театре – я с удовольствием. Опыт, полученный в Театре оперы и балета и Национальном театре танца, обогатил новыми приёмами. Вообще, выразительные средства оперы, балета, танца во многом сильнее, чем выразительные средства кино. Условность театра раскрепощает – там ведь не надо строить реальный дом, искать реальную реку.
Каждая работа – это ещё одна ступенька, наработанный опыт, расширение возможностей. «Детектор» – первый мой фильм, снятый в жанре мистического детектива, и первый опыт с продюсерским кино. Я научился взаимодействовать с продюсерами в индустрии, когда перед тобой стоят конкретные задачи – снять фильм для широкого проката, уложившись в хронометраж и бюджет.
Но что я хочу сказать: место для творчества остаётся и в таких условиях. Тебе задано, что снимать, а как ты это будешь делать, какими приёмами и способами, ты решаешь сам. Просто надо иметь в виду, что каждый твой шаг выносится на обсуждение с продюсерами – не только с материальной точки зрения, но и с творческой – как увлечь зрителя, ведь в конечном счёте все направлено именно на это.
Кино – это, прежде всего, коллективный труд, где самое главное – внятно донести до всех задействованных в нем свое видение, и тогда у тебя появляется много помощников, советчиков, как это воплотить на экране. Сейчас в Москве снимается, в основном, продюсерское кино, и работа в таких условиях – важный навык для режиссера.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: