Якутия заявила о себе как о кинемато-графическом центре не только Сибири и Дальнего Востока, но практически России. Успехи якутских кинематографистов на всех уровнях подтверждают это регулярно. На днях завершился второй кинофестиваль короткометражных фильмов «Республика Кино», в котором приняли участие любители из разных уголков республики. Короткометражки оценивались в нескольких жанрах – игровое кино, документальное, музыкальное видео и социальные ролики.
Фестиваль проходил в течение пяти дней – с 14 по 18 декабря. Кроме показа конкурсных работ, состоялись мастер-классы режиссеров, композитора музыки в кино, художника- постановщика и даже бутафора. В этом году из 90 фильмов было отобрано для участия в конкурсе 38. География работ широкая – это и Жиганский, Нерюнгринский, Алданский, Верхневилюйский, Нижнеколымский районы, город Якутск. Задача фестиваля – поиск новых имен, новых талантов.
– На конкурс поступило много интересных разноплановых работ, разных жанров – это и драма, и мистика, и комедия, – сказала Тамара Осипова, организатор фестиваля «Республика Кино», член отборочной комиссии. – Участники – непрофессионалы, у которых пока нет нужного кинематографического опыта. И тем более им были интересны наши мастер-классы профессионалов, участникам конкурса есть чему поучиться.
Итоги фестиваля
Лучшим фильмом, по мнению экспертной комиссии «Республики Кино-2022», стал мистический арт-хаус «Ку-ку» режиссёра Евгения Николаева. Лучшим режиссёром фестиваля определен Апполон Степанов с фильмом «Маленький человек». Специальный приз жюри достался Василию Слепцову с фильмом «Маринад». Специальный приз за операторскую работу от сообщества кинооператоров Якутии им. Иннокентия Аммосова получил Андрей Егоров, оператор картины «Ку-ку» (режиссёр Евгений Николаев). Лучшим документальным фильмом признан фильм «Удельный» Александра Красновского. Победителем в номинации «Лучшее музыкальное видео» стала работа «Khotugu Khomugun – Mokinqa Omolgon» Дорхоон-Дохсун Ворогушина. В номинации «Лучшее социальное видео» победу присудили автору работы «Как долго я спал» Василию Николаеву. Обладателями специального приза за социальный ролик в формате reels от правительства Якутии стали Алексей Николаев с видео «Бакалдын – северный праздник встречи солнца» и Владислав Куличкин с видео «Вот моя деревня, вот мой родной дом». Лучшей анимационной работой признан мультфильм «Арай биирдэ» Дамира Сусликова.
– Я в совершенном восторге от Дамира, это невероятно, что он делает, — отозвалась о работах Дамира Сусликова Гела Красильникова, аспирант АГИКИ, автор исследовательской работы «Культурная специфика якутского кино». – С одной стороны, сделано это очень по-детски, Дамиру всего 13 лет, но в его работах есть все, что мы любим в кино: масса эмоций, неожиданные повороты, так здорово все выстроено. Очень живые обаятельные персонажи, несмотря на то, что по форме они достаточно условные, и в то же время они абсолютно живые, реальные. Дамир – это нечто!
На энтузиазме
Команда лучшего фильма кинофестиваля «Ку-ку» бурно радовалась победе. Это не первый их опыт в кино, но в рамках работы над данным проектом они впервые попробовали себя в разных областях. Режиссером выступил Евгений Николаев, который живет в Амге. Команда, снявшая фильм, работала в составе 13 человек. Жанр фильма – арт-хаус вперемешку с мистикой и хоррором, говорят ребята. По сюжету молодой человек заезжает в двухквартирный дом, у него есть соседи, которые начинают проявлять себя с мистической стороны. Снимали фильм абсолютно без какого-либо финансирования, в одной локации – в двухквартирном доме в Амге.
– Короткий метр – это довольно сложная история, потому что здесь нужны такая же аппаратура, усердие и команда, которая работает и над большими фильмами, – сказал оператор Андрей Егоров. – Мы смогли снять свой фильм за очень короткие сроки на чистом энтузиазме своей команды. Очень понравился этот опыт, в следующем году обязательно снова примем участие.
Мастер-класс от Эдуарда Новикова
Мастер-класс «Творческий дуэт режиссер/актер» с начинающими киношниками провел именитый якутский кинорежиссер Эдуард Новиков. Начинающие режиссеры, актеры, операторы были рады возможности пообщаться с профессионалом. Общение происходило в формате вопрос-ответ.
– С каким жанром сложнее работать – документальным или художественным?
– Тут нет такой большой разницы, главное, чтобы было интересно. Когда есть хороший материал, тогда работается легко и радостно. Документальные фильмы я снимаю обычно только на заказ, в таком случае больше ориентируешься на заказчика.
– Вы снимали непрофессиональных актеров, какие недостатки и преимущества есть в такой работе?
– Я стараюсь не разделять актеров на профессионалов и непрофессионалов. Конечно, подход к ним разный. Профессиональные актеры более натренированы, ими легче управлять, но зато у них есть опасность штампа. То есть когда- то актер использовал прием, который стал в свое время художественной находкой, и он эту удачу хочет повторить. А в другом сценарии, с другими целями это может не сработать, и штамп только мешает работе. Нужно создавать новый образ, не халтурить. А что касается непрофессиональных актеров, у них бывает такое, что они могут не выдержать репетиций. Я стараюсь уделять непрофессиональному актеру больше внимания. Его задача именно хорошо подать свой образ, он не должен отвлекаться.
– Есть ли разница во время съемок между актером кино и актером театра?
– Актер театра привык говорить очень громко. И цели в кино немного другие, нежели в театре. В кино нужно играть по-другому, хороший актер это понимает сразу. Нюансов много.
– Где найти деньги для съемок фильма?
– Все зависит от того, какой у вас сценарий. Свою дипломную работу – фильм «Бог» я выбрал именно по такому принципу – в нем играл всего один актер, в одном месте – в тюрьме. Поэтому начинающим, любителям лучше исходить из этого – искать малобюджетные сценарии и работать над ними. Также участвуйте в питчингах «Сахафильма» и не только, чтобы вам дали финансирование.
Начинающие кинематографисты долго не отпускали режиссера, задавали много интересующих их вопросов.
«В якутском кино должен быть якутский дух»
В зале замечаю известного режиссера Прокопия Ноговицына, стоявшего у истоков якутского кино. Его фильм «Удьуор», участвовавший в этом фестивале – про мальчика, отношения с дедом, который передает ему по наследству свои умения, навыки и наравне с этим – свое восприятие этого мира.
– Удьуор – это значит унаследовать лучшее от своих предков, – говорит Прокопий Ноговицын. – Это фильм о том, что нужно быть в единении с природой. Дед, в молодости боотур, показывает детям гнездо орла, учит, как охотиться на уток, ловить рыб – все как в первозданности, древности.
Наше кино имеет свой путь. Якутское кино должно распространять в мире якутскую культуру. И фильмы мои преследуют эту идею. Вот возьмем «Табор уходит в небо» Эмиля Лотяну, как красивы в фильме культура, обычаи цыган. После этого фильма появился большой интерес к их культуре – цыганским песням, танцам. Якутский ысыах показывает наш народ очень наглядно. Народ саха живет в единении с природой, на это мы должны делать упор в нашем кино, чтобы это увидел весь мир.
Растим новую плеяду
В перерывах между показами и мастер-классами ребята живо общаются друг с другом, спорят, обсуждают. Это и есть цель фестиваля – найти новые имена, поддержать, чтобы они могли дальше работать, развиваться. Так рождаются новые проекты.
– Я знаю, что с прошлой встречи уже состоялось множество проектов, ребята приглашают друг друга в команду, и я думаю, что этот фестиваль тоже даст толчок для новых работ, – говорит Сардана Саввина, директор «Сахафильма». – Мы рассматриваем на этом фестивале республиканские фильмы, но оценивает их приглашенное жюри, в этом году оно у нас из Монголии, Алтая. Взгляд со стороны тоже нужен. Кинофестиваль прошел хорошо, динамично, он нужен, востребован, потому что мы себя заявили по всей стране как Республика кино, нам нужно поддерживать растущее поколение кинематографистов, создавать преемственность.
Увлеченные кино
Примечательно то, что Евгений Николаев, режиссер лучшего фильма «Ку-ку», работал в команде Дмитрия Давыдова, имеет профессиональное режиссерское образование. У него были мечты самому снимать кино, в прошлом году он также участвовал в фестивале, но не был отмечен, а в этом году его фильм победил. Это бесспорный факт того, что человек растет как режиссер. Обладатель спецприза Василий Слепцов работал сначала на съемках фильма просто помощником, потом получил роль Шестипалова в фильме «Холодное золото», так «заразился» кино, попробовал себя нынче в качестве режиссера и неплохо показал себя в этой роли.
Апполон Степанов – обладатель приза «Лучшая режиссура», участвовал в первом фестивале с фильмом-хоррором на основе этноса эвенков. Технически работа была слабовата, зато в содержательном плане она оказалась весьма интересной, московские критики очень заинтересовались этой удивительной историей. И вот нынче он участвовал в конкурсе с психологической драмой «Кыра киhи» («Маленький человек») и получил приз за лучшую режиссуру.
Специалисты отметили очень интересное решение – эдакий перевертыш. Это фильм про человека, который болен алкоголизмом, он видит мир под другим углом, ему кажется, что все очень хорошо. И вдруг оказывается, что он создает проблемы, дискомфорт для семьи. Автор сумел показать остросоциальную драму под нужным углом.
Якутия – центр кинематографии
Как центр кинематографии Якутия должна иметь свои фестивали, считают организаторы. Когда в республике только происходило становление кино, фестивалей не было, и развитие было довольно односторонним. Фестиваль – это не шоу, не развлекательное мероприятие, это профессиональный форум, куда идут начинающие кинематографисты.
– Участвуя в кинофестивале, они проверяют себя, свой уровень, куда они двигаются, смотрят на другие работы, получают оценки профессионалов, участвуют в мастер-классах и таким образом имеют образовательную подмогу, – сказал председатель жюри кинофестиваля «Республика Кино», первый профессиональный режиссер Якутии Алексей Романов. – Фестиваль, прежде всего, направлен на поиски и поддержку молодых талантов, которые делают первые шаги. И, в первую очередь, я считаю, фестиваль имеет образовательный характер: чтобы каждый сценарист, режиссер, монтажер, оператор получил качественный отзыв, рекомендации, что ему делать дальше.
Некоторые ребята участвуют в фестивале второй раз, многие же – впервые, и их оценивают как любителей. Все фильмы, участвовавшие в фестивале, особенно игровые, имеют слабые стороны, особенно в плане смыслового содержания, также монтажа, считает маститый режиссер. Многие фильмы незавершенные – страдают драматургия, сюжетная линия, характер героев не раскрыт, поэтому в каждом фильме есть свои нюансы и свои сильные стороны.
От малого – к большому
Многие режиссеры приходили в кино через музыкальное видео –например, Егор Кончаловский в начале своего пути был клипмейкером и только потом стал режиссером. И таких примеров в кино можно привести множество.
– Мне понравились музыкальные видео – не зря мы их включили, это тоже одна из форм аудиовизуального творчества, – говорит Алексей Романов. – Это хорошая практика для будущего кинематографиста. Зачастую создатели музыкальных клипов приходят впоследствии в кино.
Председатель жюри поведал о том, что вначале номинацию «Лучший фильм» в этом году не хотели давать никому, потому что победивший фильм должен соответствовать всем требованиям, на него смотрят как на эталон, как надо снимать кино. Были большие споры. Но потом все-таки номинацию присудили, предупредив, что это некий аванс.
– Фильм «Ку-ку» был лучше других в содержательной части, в работе с актерами, жанр более сложный, вызывал какие-то ассоциации, хотя работа была незавершенная драматургически, – говорит Алексей Романов. – В Якутии в этой части есть такая проблема. Я думаю, что фестиваль надо будет проводить не ежегодно, а один раз в два года, потому что за год сложно делать кино. В первом фестивале участвовало более 100 фильмов в игровом кино, в этом году только 30. За год сложно отработать даже короткий метр. Сейчас будем думать, решать, что делать. Лучше все-таки подождать и набрать большой контент.
This post was published on 24.12.2022 14:00