Открытию переправ мешает теплая погода
Переправа через реку Лена по маршруту Якутск – Нижний Бестях — наш главный ледовый зимник, который, по сути, соединяет три федеральные и пять региональных автомобильных дорог, обеспечивая зимой доставку необходимых грузов для более чем трети жителей республики. О том, как сегодня идут работы по открытию ледовых переправ, нам рассказал заместитель начальника ФКУ Упрдор «Вилюй» Евгений Бугуев.
Главный зимник
— Евгений Андреевич, когда планируется открыть ледовые переправы?
— По нашей дорожной сети шесть ледовых переправ. Четыре на автомобильной дороге «Вилюй» и две по трассе «Колыма». Согласно приказу Минтранса РС(Я), на ФАД «Вилюй» с 1 декабря планируется открытие движения автотранспорта до 4 тонн по ледовым переправам через реку Вилюй у сёл Верхневилюйск (660 км), Кюндядя (807 км), Устье (956 км) и Крестях (1049 км).
Также с 1 декабря мы планируем открыть ледовый автозимник на федеральной трассе «Колыма» через реку Алдан по маршруту «Хандыга — Мегино-Алдан», через реку Лену на участке «Якутск – Нижний Бестях» ФАД «КолымА» – с 5 января 2024 года.
Но надо понимать, что это примерный график, всё зависит от погодных условий и фактического состояния ледовых переправ, сроки могут быть скорректированы как в сторону увеличения, так и сокращения.
Погода не радует
— Погода нынче не соответствует обычным нормам. Слишком теплая?
— Да, погода подводит. Слишком нетипичным, тёплым и многоснежным выдался ноябрь. Если раньше в этот период мы уже завершали работы по наморозке льда, то сегодня они только начинаются.
И толщина льда на реке Лене, да и на других переправах, не позволяет работать технике, даже небольшим бульдозерам, очищающим полосы движения от торосов. Поэтому сейчас проводятся работы только по наморозке льда. Холод — лучший помощник для дорожников, работающих на ледовых переправах. Чем морозы крепче, тем спокойнее на душе. Будем надеяться, что дальше зима нас не подведёт. А пока погода особо не радует.
Не просто лёд
— Расскажите про технологию, слышал, что ледовая переправа на самом деле сложное гидротехническое сооружение, и всё с ней не так просто…
— Да, сначала создаётся проект, который мы согласовываем с Ленским бассейновым управлением, далее проводим выбор створа. Потом на лёд выходят трассировщики-геодезисты — они размечают трассу, делают разбивку полос движения. В зависимости от года и погодных условий, по ней проходит рабочая сила. Если где-то по трассе остались полыньи, вручную расчищаем снег, чтобы быстрее намораживался лёд. Проводится наморозка ледового покрытия, чтобы его толщина позволяла заехать бульдозерам для пробивки трассы. Толщина льда должна быть не менее 35 см. Далее к работе приступает техника, к примеру, два бульдозера работают парами. Первый пробивает трассу, а второй расчищает лёд. После чего на расчищенной трассе снова идёт наморозка льда до такой степени, пока не будет достигнута необходимая толщина переправы для её открытия.
Ленские торосы просто не пройдёшь
— Как идёт работа на переправе «Якутск — Нижний Бестях»?
— Длина переправы 12 километров, мы должны открыть движение по ней 5 января. Хотя всегда ставим задачу открыть раньше, чтобы люди могли спокойно и безопасно ездить по ней перед Новым годом по своим делам, закупаться продуктами, получать заказанные товары.
Переправа частично проходит по первому острову, пересекает две протоки, ещё один остров и только потом выходит на основное русло нашей реки. На текущий момент геодезисты прошли 8 километров и выполнили разбивку. Участок на первой протоке частично наморозили. Сейчас толщина льда там составляет 16 сантиметров, но этого очень мало.
По нормативным документам, мы должны сделать четыре полосы движения — две основные трассы, две резервные. Каждая полоса шириной по 20 метров. Работа на трассе идёт и после её открытия, наморозка льда — процесс непрерывный. Таким образом искусственно наращивается грузоподъёмность льда, заливаются образующиеся трещины. Пока заливается одна полоса, работают другие.
Эта ледовая переправа самая сложная из имеющихся, в первую очередь, из-за торосов. Сложные участки по фарватеру ниже острова и по перекатам — там, где осенью, перед тем как уйти на Жатай, до самого позднего периода ходят паромы. Они набивают лёд, после них вырастает стена торосов высотой до двух метров и её надо разбить. Таких торосов на других реках нет. И основное время уходит на их пробивку. Обычно, чтобы срезать такие торосы, на бульдозерах устанавливают спецотвалы с победитовыми пальцами. Обычным отвалом такие ледяные скалы просто не возьмёшь.
Скорость проходки зависит от сложности участков. Бывает, за день еле-еле получается пройти 200-300 метров. А вот на ровных участках работа идёт куда быстрее.
Масштабы и площади работ огромные. С учётом островов заливать помпами приходится как минимум 9 километров. Хорошо, когда мороз под минус 40, замечательно если ещё ниже, тогда работа идёт быстро. А если стоит около -20 градусов Цельсия, уже начинаются сложности.
— Кто работает на переправе, какие силы и средства привлечены?
— Задействованы бульдозеры, грейдеры, автопогрузчики, заливщики. Работают дорожные мастера, начальник участка, инженер-геодезист, есть даже инженер-лаборант, он берёт пробы воды из реки и мониторит её состояние на чистоту. Задействовано много техники, оборудованы будки, где греются рабочие, находятся дежурные, переправы оборудованы видеокамерами. И на них не бывает выходных, ледовый зимник работает 24 часа в сутки.
— Бывают ли на переправах проблемы с безопасной эксплуатацией? Когда на лёд пытаются выехать люди до открытия переправы или на технике с более высокой грузоподъёмностью, чем разрешённая?
— В настоящее время до официального открытия движения автотранспорта на въездах к ледовым переправам установлены запрещающие дорожные знаки и посты дежурных. Но из года в год инциденты несанкционированных выездов происходят, водители пытаются пересечь реку, несмотря на запреты. Дорога закрыта на проливку, её поверхность только схватывается, а люди всё равно едут, разбивают колеи, вся наша работа идёт насмарку. Приходится заливать по новой.
Или открываем трассу грузоподъёмностью до 4 тонн, а едут автомобили с гораздо более тяжелой массой… Да, за это полагаются наказания и административная ответственность, но горько и обидно, что есть водители, которые готовы рисковать не только собой, но и подвергать опасности всех остальных, включая рабочих на переправе.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: