Когда Арктика перестанет быть «крайней»
В настоящее время государство уделяет много внимания развитию арктических регионов. И не удивительно, ведь для страны они имеют огромное геополитическое значение. С вопросом, каким видится процесс повышения уровня жизни населения в Арктике и что необходимо сделать для возрождения промышленности, журналист газеты «Якутия» обратился к министру по развитию Арктики и делам народов Севера Якутии Владимиру Черноградскому.
Поднять «социалку» и экономику до 2024-го!
— Прежде всего отмечу, что президентом России Владимиром Путиным поставлена задача: к 2024 году довести показатели социально-экономического развития арктических территорий до уровня не ниже среднероссийских, — говорит Владимир Николаевич. – На сегодня остается актуальной проблема транспортной доступности. Это отсутствие наземных путей сообщения для ряда населенных пунктов в межсезонье, дорогие авиаперелеты и т.д. Уровень благополучия населения в Арктике ниже, чем в Центральной Якутии или в других регионах страны. И с таким положением вещей необходимо бороться.
В настоящее время при участии арктических районов и экспертов научного сообщества разработан проект Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны республики на период до 2035 года. В документе представлены основные направления повышения уровня жизни человека в Арктике. Приведу некоторые из них.
Во-первых, это строительство дорог, модернизация аэропортов, внедрение адаптированной к арктическим условиям техники, развитие малой авиации, восстановление регулярного судоходства в бассейнах арктических рек и по Северному морскому пути.
Во-вторых, это обеспечение доступной скоростной интернет-связи, развитие таких направлений, как телемедицина, образовательные, банковские и государственные услуги.
В-третьих, в районных центрах экономического роста будет проведена комплексная реновация: построены адаптированные для полярных условий социальные объекты и энергоэффективное экологически безопасное жилье.
В-четвертых, строительство новых источников генерации энергии: мини-АЭС, мини-ТЭЦ.
В-пятых, создание сети торгово-логистических центров с овощехранилищами, морозильными установками. Это сведет к минимуму зависимость населения от сезонности завоза и реализации овощей и позволит снизить их стоимость. Также они должны стать центрами закупа местных дикоросов, хранения и первичной переработки рыбной, мясной продукции, что создаст условия для развития местного производства.
Наконец, это развитие промышленного производства и модернизация сельского хозяйства.
Атомная энергетика – шаг в будущее
По убеждению Владимира Черноградского, Арктика будет развиваться, если начнет создаваться новая и возрождаться прежняя промышленность.
На сегодняшний день промышленность представлена «Алмазами Анабара» и АЛРОСА в Анабарском, Оленекском и Булунском районах. В остальных десяти арктических улусах говорить о промышленности имеет смысл при наличии доступной локальной энергетики.
— В моем понимании доступная энергетика – именно локальная, — уверен собеседник. — Ведь никто не будет тянуть в Арктику многие тысячи километров высоковольтных линий электропередач, а действующие на Северах дизельные электростанции малоэффективны и потребляют массу топлива. Поэтому тот факт, что осенью прошлого года руководство Якутии подписало соглашение с «Росатомом» о строительстве атомной электростанции, считаю большим шагом в будущее.
— Вот и Билибинская АЭС – гарант того, что Чукотский автономный округ один из лидеров в стране по добыче золота, меди и серебра. Во многом благодаря АЭС промышленный потенциал Чукотки не пострадал даже в лихие 90-е. Или обратный пример. В п. Депутатский и вообще в Усть-Янском «кусте» не удалось сохранить оловодобывающую промышленность по причине того, что генерирующие мощности опирались на ДЭС. Словом, Арктике необходимы современные локальные источники энергии, и наиболее эффективные на сегодняшний день – компактные и экономичные АЭС.
Новые подходы, инженерные решения
По мнению министра, ключевым моментом для повышения качества жизни арктического населения является техническое состояние жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. Сейчас для жилфонда и инфраструктуры Арктики характерны большой износ и большие энергопотери. Это приводит к значительному перерасходу топлива.
— Необходимы новые подходы в градостроительстве в арктических поселках, инженерные решения, направленные на создание условий для комфортного проживания населения, — говорит Владимир Николаевич. — Все арктические поселения должны постепенно преображаться в комфортные, энергоэффективные поселки. Как пилотный шаг, в селе Оленек будет реализован проект «умное поселение». Помимо этого Главой республики поставлена задача по разработке типовых проектов учреждений социальной сферы. Это должны быть многофункциональные энергоэффективные здания для арктических условий.
Для снижения затрат северного завоза предстоит решить задачу по созданию круглогодичной наземной транспортной системы в Арктической зоне. А пока мы видим, что доля транспортных издержек в конечной стоимости продукта в разы превышает среднероссийский уровень. Что касается транспортной доступности, то без развития малой авиации не обойтись. То же самое касается пассажиро- и грузоперевозок водным путем. Учитывая ежегодное усложнение навигационных условий на северных реках, необходимы новаторские идеи в этом плане.
По мнению собеседника, одним из важных направлений в плане решения проблемы транспортной доступности является применение в Арктической зоне таких видов транспорта, как амфибии и вездеходы. В республике уже ведется сборка вездеходной техники, которая пользуется спросом среди арктического населения.
Местное производство
Среди районов Арктической зоны республики, а их, напомним, 13, наибольшее развитие пищевая и перерабатывающая промышленность получила в Верхоянском, Анабарском и Оленекском районах.
— В большинстве арктических районов осуществляется переработка рыбы, а в основных скотоводческих районах — производство сливочного масла, — информирует Владимир Черноградский. — В перспективе развитие традиционных отраслей Севера, скотоводства и коневодства, скороспелого животноводства, овощеводства. Все это обусловлено необходимостью обеспечить местное население продовольствием собственного производства.
Также министр по развитию Арктики и делам народов Севера Якутии уверен, что целесообразно развитие перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса в райцентрах. В частности, это переработка мяса, рыбы и молока по современным технологиям и методом полного цикла «производство – переработка – продажа».
— В целом убежден, что федеральному центру необходимо хотя бы частично возродить централизованное снабжение Арктической зоны, ликвидированное в 90-х. Ведь альтернативы государственной финансовой поддержки для Арктики нет, — резюмировал собеседник.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: