Сегодня на большие экраны выходит новая работа титулованного режиссера Дмитрия Давыдова «Молодость». Каким получился первый якутский фильм 2023 года, в нашем обзоре.
20 лет назад герой фильма Василий покинул родную деревню и уехал в город за мечтой. Но, так ничего и не добившись, возвращается в поисках лучшей, беспечной жизни. Правда все друзья и знакомые изменились, обзавелись собственными семьями и заботами, так что никому нет дела до Васи. И в течение продолжительного времени фильма он пытается вернуть молодость не только себе, но и тем, с кем раньше проводил все время за играми, учебой, размышлениями о будущем, танцами и беззаботными моментами жизни.
Каждый новый фильм якутского режиссера новой волны еще до выхода становится одним из самых ожидаемых событий. Все его киноленты — «Костер на ветру», «Нет Бога кроме меня», «Пугало», «Нелегал», становились участниками престижных конкурсов, фестивалей и смотров, получали большое количество наград и признавались ведущими кинокритиками. Такой путь не обошел и «Молодость», ставшую воплощением знаменитой фразы Николая Островского из романа «Как закалялась сталь».
«Жизнь дается всего один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое прошлое», из романа Николая Островского «Как закалялась сталь».
Казалось бы, довольно простая и понятная цитата, но все же каждый человек спотыкается. И такие моменты — норма жизни, заставляющая кого-то встать и идти дальше, вынося определенный опыт и знания, а для других — очередная черная полоса и способ заклеймить себя «неудачником». Способ каждый раз строить для себя иллюзорный мир, в котором можно скрыться от реальности и вновь почувствовать себя свободным и счастливым, хозяином жизни. Это чем-то роднит его с героями «Алисы в стране чудес», «Красоты по-американски», «Реквиема по мечте», которым также приходится избегать существующей реальности.
Для героя Васи таким миром становится как-раз деревня, в которой он родился и рос до определенного момента. Доказательством тому служат якутская версия «Дракулы» и ироничные рекламные ролики с Дмитрием Давыдовым в главных ролях, в которых также можно найти отсылки к неопределенности и инфантилизму, демонстрируемых главным героем.
Но реальность все-таки просачивается в тщательно выстроенный иллюзорный мир в форме хулиганок и хулиганов, лица которых нам не показывают. Они — тени, безликие создания, пытающиеся вернуть его в «серые, безликие будни, приносящие невыносимую боль душе и разуму». Родные и близкие раньше люди отвергают его, гонят или вовсе отправились к предкам. Но заставит ли все это Ваську вернуться к той жизни, которая не стоит на месте и продолжает идти вперед, пока он пытается застрять и отказывается от ответственности за себя и других?
Современное якутское кино вновь ставит остросоциальные вопросы перед обществом, но при этом выполняет роль психотерапевта, раскладывающего по правильным полочкам приоритеты и ориентиры человека. Поэтому «Молодость» Дмитрия Давыдова — универсальное кино, которое будет понятно многим поколениям. Все мы сожалеем о чем-то, сомневаемся в принятии каких-либо решений и боимся сделать шаг, но, если возвращаясь к цитате Островского, жизнь одна. Она идет и прошлое не вернуть. Оно уже прожито и надо вынести для себя самый главный урок в жизни: «Как бы не было больно падать, вставай и иди. Возьми себя и свою жизнь в руки и начни строить мечты в настоящем».
В конце хочется отметить то, что якутского режиссера из Амгинского района выстроилась собственная манера, что присуще всем хорошим авторам. Давыдовское работы не спутаешь с творениями его друга и соратника Степана Бурнашева, мэтра Никиты Аржакова, молодых Любови Борисовой и Никандра Федорова. Его стиль, который можно назвать «фирменным», подается на экране просто, но со вкусом. Это выражается в положении камеры, цветокоррекции, выстраивании истории и ее метафоричных элементов, вниманию к деталям и темам, к которым он обращается. Все они близки не только якутянам, но и людям в других регионах России или мира.
This post was published on 19.01.2023 10:49