Лето в деревне. Любящие бабушка и дедушка. Отзывчивые соседи. Боль утраты, а затем и ее принятие. Дебютная полнометражная картина Байбулата Бетуллы «Бери да помни» стала своего рода «терапевтическим откровением».
Байбулат Бетулла долгое время снимал короткометражки и эпизоды сериалов. Поняв, что надо двигаться вперед, решил снять полный метр, да еще и на такие серьезные темы. Но приправив его ноткой ностальгии, сказочного путешествия и обаятельного юмора.
Сюжет фильма «Бери да помни» затронет жизнь маленького Ильхама, отдыхающего летом в деревне у бабушки с дедушкой. Он с нетерпением ждет встречи с родителями, но… «они улетели далеко-далеко на восток, что попали на тот свет». Правда эби и бабай («бабушка и дедушка» на татарском) не могут найти слов, чтобы сказать ему об этой трагедии. Чтобы мальчик не заскучал и не волновался, бабай рассказывает и показывает ему игру «Ядэш».
Для ребенка незамысловатая игра — это способ исполнить свои маленькие желания и прочувствовать волшебство вокруг: искупаться в ванной, наполненной газировкой; превратить дедушку в невидимку, а бабушку в робота. Для взрослых же она… способ оттянуть неизбежное, самим отогнать от себя боль. Но есть и обратная сторона: «ядэш» помогает им разобраться в своих отношениях, сделать шаг вперед и не оступиться или же «переродиться» и написать новую главу в своей истории.
В этом фильме авторы доступным языком пытаются донести мысль о том, насколько важно разговаривать людям между собой, делиться переживаниями и успехами, быть открытыми и честными, в первую очередь, к себе. Наверное, по этому важному навыку и определяют то, насколько взрослым является человек?! Согласитесь, сколько проблем бы решилось, умей люди просто коммуницировать между собой, понять и принять ошибку?!
Команде удалось достичь этой цели. По крайней мере, я услышал их «месседж». И подано это также просто, но со вкусом. Они выдержали ту «золотую середину» между трагедией и юмором, не скатываясь от одного жанра к другому. А эти пейзажи размеренной деревенской жизни… на протяжении всего фильма на душе было очень и очень тепло.
Вспоминая «Далеких близких» Ивана Соснина, с которым Байбулата Бетуллу роднит многое, хочется сказать, что подобного рода фильмы сильнее и ярче отражают ту российскую (именно российскую) душу, в поисках которой мы до сих пор находимся. Она разная, но искренняя и понятная всем: от Якутии до Татарстана, от Новосибирска до Тикси.
В конце надо отметить, что у Бетуллы получился сильный дебют, позволяющий взглянуть на жизнь по-другому, а также намазать старые раны лечебным бальзамом. Что бы ни говорили о времени, которое лечит, — раны остаются и временами саднят, но подобного рода «пилюли» облегчают состояние.
This post was published on 30.11.2023 15:18