С 7 по 11 июня этого года в Казани проводятся Дни Республики Саха (Якутия), приуроченные к 100-летию основания Татарской АССР.
Присоединение Казанского ханства при царе Иване Грозном в XVI в. имело большое значение для Московского царства и сыграло большое значение для присоединения Поволжья и Сибири. Впоследствии после принудительной христианизации, основания Духовной Академии Казань стала духовным центром восточных территорий Российской империи. По некоторым данным, духовные лица из Казани были посланы даже в Ленский острог Петра Бекетова, основанного в 1632 г. В июне 1641 г. через Казань прибыла «целая церковная миссия» из двух черных попов, двух белых попов, одного диакона «со всею необходимою богослужебною утварью».
Обучение в Казани
В 1797 г. семинария, основанная ещё в 1733 г., была преобразована в академию с высшим богословским курсом. До революции здесь готовили священнослужителей для национальных окраин обширной Российской империи, переводили и издавали церковную литературу на языки «инородцев» Сибири и Дальнего Востока.
В разное время из Якутской епархии учились в Казанской Духовной Академии: Лебедев С.Н., Москвин Н.Н., Попов В.В., Попов П.В., Моисеенко Ф.П., Кочнев Д.А., Сивцев Ф.Г., Оконешников А. – отец Алексий, Попов Г.А., Винокуров И.Н. и другие. Из них получили степень богословия Лебедев С.Н., Москвин Н.Н., Попов В.В., Попов П.В., Попов Г.А. – первый профессиональный историк Якутии из числа местного населения, автор «Очерков по истории Якутии», изданных в 1924 г., в 1928-29 годах он работал заведующим областным краеведческим музеем, затем его историческим отделом, преподавателем Якутского пединститута, научным сотрудником Института языка и культуры при СНК Якутской АССР, незаконно репрессирован. Его родная внучка, кандидат исторических наук Л.Н. Жукова подготовила и издала полное собрала сочинений Г.А. Попова.
Другой Попов, родной брат первого профессионального художника Якутии И.В. Попова Пантелеймон Васильевич почти всю жизнь занимался педагогической и краеведческой деятельностью, работал в Якутском республиканском краеведческом музее им. Ем. Ярославского, написал статью «Исторические и архитектурные памятники города Якутска» (1957 г.). Подготовил к печати рукописи «Национальная пища якутов», «Храмы г. Якутска», «Письменность якутов» (хранится в Якутском музее). В 2009 г. Комитет государственной архивной службы РС(Я), Национальный архив РС(Я), Национальная библиотека РС(Я), Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского издали бесценный труд П.В. Попова «Историко-графический атлас города Якутска в 1917 г.». П.В. Попов внес огромный вклад в краеведение Якутии, изучение истории г. Якутска, православных храмов, архитектурных памятников (хотя некоторые его рукописи утеряны, предстоит большая работа по изучению его краеведческого наследия).
А другой выпускник академии Алексей Оконешников из далекого северного Среднеколымска стал корабельным священником крейсера «Рюрик». Герой Цусимского морского боя во время русско-японской войны стал прототипом священника Алексея Конечникова в известном романе В. Пикуля «Крейсера», работал преподавателем Томской духовной семинарии, переводчиком церковных книг на якутский язык.
Малоизвестный в Якутии сын священника из Нюрбы Вилюйского округа Дамиан Афанасьевич Кочнев сначала учился в Казанской Духовной Академии, но в 1895 г. поступил на юридический факультет Казанского университета, по окончании которого стал помощником по судебным вопросам в Казани. В 1907 г. избран в Государственную Думу Российской империи II созыва, был членом Русского географического общества, написал статью «О погребальных обрядах якутов Вилюйского округа Якутской области» (Казань, 1895 г.), «Очерки юридического быта якутов» (Казань, 1899 г.).
Видный советский и партийный работник Якутии И.Н. Винокуров поступил в 1913 г. в Казанскую Духовную Академию, но с её 3-го курса перешёл на естественный факультет Казанского университета. По окончании университета работал в Поволжье, был председателем правления Самарского губотдела Всероссийского Союза работников просвещения, избран делегатом II-IV Всероссийских съездов этого Союза. В 1930-1932 гг. – Председатель СНК ЯАССР, был назначен представителем ЦИК и СНК ЯАССР при Восточно-Сибирском крайисполкоме при Президиуме ВЦИК.
Книги для Якутии
Таким образом, Казанская Духовная Академия, Казанский университет сыграли значительную роль в подготовке духовных и других кадров для Якутии. Необходимо отметить и издание церковной литературы на якутском, тунгусском (эвенкийском) языках народов Ленского края, подготовленной переводческой комиссией при Якутском епархиальном миссионерском комитете. Так, в 1898-1898 гг. был издан в Казани «Букварь для якутов», в 1881 г. – «Краткий катехизис», в 1898 г. – «Святое Евангелие на якутском языке». Это далеко не полный список.
Как известно, Якутия после присоединения к России стала местом ссылки. Уже с XVIII в. сюда ссылались и татары, которые в основном осели в г. Якутске, где до революции открывались и татарские школы, была мечеть, до сих пор функционирует татарское кладбище.
Татарская молодёжь принимала участие в революционном движении, некоторые из них занимались в нелегальном кружке Емельяна Ярославского «Юный социал-демократ». Местные татары восторженно встретили Октябрьскую революцию, участвовали в укреплении советской власти, образовании Якутской АССР, принимали участие в её защите. В народе их называли «красные татары». Из их среды вышли видные советские, партийные работники. Например, Габид Оскарович Баширов в 1920-1930 гг. работал секретарем Якутского горкома партии, заместителем Председателя Совнаркома Якутской АССР.
В 1938-40 гг. председателем Совнаркома ЯАССР работал Нургали Гизетович Фаткулов, избранный депутатом Верховного Совета СССР и Якутской АССР первого созыва. В 1944-46 гг. – председатель Якутского гор- исполкома.
В годы войны многие татары героически сражались на фронтах Великой Отечественной, трудились в тылу.
В послевоенные годы – активные участники развития народного хозяйства и культуры республики, строительства новой Якутии.
Егор Шишигин,
ведущий научный сотрудник Якутского музея им. Ем. Ярославского, заслуженный работник культуры РФ и РС(Я)
This post was published on 12.06.2021 12:01