Каталог «Якутский хомус» издан в Якутии

Каталог «Якутский хомус» издан в Якутии

13:47
04 декабря 2021
Читайте нас

Хомус  является любимым музыкальным инструментом для более чем 200 народов мира. В Якутии он занесён в реестр нематериального наследия  РС(Я).  Музей хомуса издал первый том каталога «Якутский хомус». О содержании каталога рассказали сотрудник Музея Хомуса Эркин Алексеев и Иван Алексеев- Хомус Уйбаан.

Школа якутских мастеров-изготовителей хомуса представлена как целое направление в кузнечестве. Сейчас идёт работа над изучением истории появления этого инструмента, выявляются методы выплавки, ковки железа.  В каталоге будут раскрыты секреты особых умений якутских мастеров, которые станут достоянием всего человечества. Быть может, технология ранее нераскрытых методик якутского кузнечества явится одним из путей развития прогресса, говорят сотрудники музея.

Тюркское происхождение

Хомус изготавливается по-разному,  в каждом улусе инструмент разный, и связано это с традициями якутской металлургии.

Доподлинно неизвестно, с каких пор якуты стали выплавлять железо, изготавливать обиходную утварь, однако, обозревая лексику якутского языка, можно предположить давность данного явления.

К примеру, слово железо у тюрков обозначается одинаково (темир, төмөр, демир и т.п.), что указывает на родство якутов с тюрками, на глубокую связь с тюркским миром. Профессиональный термин уус ( ис, ус…) указывает на тюрко-алтайское происхождение. Слово хомус (хомуз, кобуз, кобыз, комыс…), произносимое у всех тюрков идентично, показывает, что данный музыкальный инструмент возник, развивался и бытовал в единой среде. Существующие помимо этих трех терминов названия инструментов труда также указывают на тюркское происхождение и служат доказательством того, что кузнечество у якутов не растеряло, а приумножило достижения тюркской культуры в изготовлении изделий из железа, меди, серебра, золота.

– В трудах Бетлингка, Рассадина, Попова отражены исследования тюркской лексики культуры железа, которые указывают на древнее происхождение якутского кузнечества. Таким образом, терминология хомуса предполагает дальнейшие исследовательские работы, – рассказывает Эркин Алексеев.

Начиная с 15-го века

– Классифицируя методы и стили кузнецов, мы можем опираться только на их работы 19 века, – рассказывает Эркин Алексеев. – Редкие хомусы более раннего периода, найденные археологами, датируются 17-19 вв. Причинами малого количества ранних хомусов являются быстрая коррозия железа в природных условиях, а также то, что якуты при захоронении не клали в могилу железные предметы.

Значение каждого найденного предмета старины огромно. Мы имеем возможность сравнивать найденные хомусы с идентичными инструментами других народов по строению, размеру. К примеру, выкованный японским мастером инструмент тысячелетней давности и бытовавшие в Западной Европе 15-19 вв trump, maultrommel (немецкое название хомуса) имели одинаковый принцип изготовления в виде дугообразного кольца, дек и язычка. Эта технология используется и в нынешнем 21 веке. И в будущем она будет применительна в изготовлении хомуса.

Как закаляется хомус

– Мастер Семён Иннокентьевич Гоголев раскладывал на полотенце выкованные хомусы и, играя на каждом, вслушивался в их звуки, – рассказывает Иван Алексеев -Хомус Уйбаан. – По основному звуку хомуса он определял, закалять или, наоборот, «смягчать» инструмент. К примеру, три-четыре хомуса из десяти отправлялись «на правку». Эти хомусы он калил на горне, определял по цвету готовность и окунал в жидкость под названием «мэтэкээл» (закалял). Продолжительность этого момента определялась наитием мастера.

Эта жидкость «мэтэкээл» изготавливается из порошка, сделанного из бычьего рога и разведенного в воде. Например, в различных сосудах в трёх литрах воды растворяется 100, 150, 200 граммов порошка. В зависимости от качества изделия мастер определяет протяжённость его окунания в закаливающую жидкость. В итоге проделанной работы звуки хомусов обретают гармонию, законченный вид. По словам мастера, закалённые подобающим образом хомусы имеют долгий век.

Хомусы С.И.Гоголева-Амынньыкы Уус имели, в основном, звук на ноту «ля». Он утверждал, что лучшие хомусы те, что имеют низковатый тембр.

Обучавшиеся у него мастера Александр Чахов, Борис Неустроев-Мандар Уус, Роман Готовцев-Мындыр Уус, Дмитрий Попов-Миитээ Уус и др. придерживаются его канонов изготовления хомуса.

Улучшая традиционный способ изготовления, они находят свои пути в творчестве, расширяя ряды мастеров среднего поколения, становясь наставниками своих школ кузнечества.

Эстетика хомуса

– Известный мастер-изготовитель хомуса Николай Бурцев в 1970 году написал мне: «До каких пор якутский хомус будет иметь непритязательный вид?! Потому я выбираю путь его облагораживания», – рассказывает Хомус Уйбаан.

После этого разговоры об эстетике, звуке хомуса стали регулярными. Плодами собственных трудов и под влиянием сына-физика Николай Петрович привнёс в изготовление хомуса много своего. Молодое поколение мастеров обогатило опыт способа холодной ковки Бурцева. Высказанная им идея эстетики хомуса претворилась в жизнь, получила широкое распространение. Сначала мастера стали использовать полирование, затем на кольце хомуса изображать сардану, голубя, людей, зверей и т.д.

«Говорящий хомус»

Иван Федорович Захаров-Кылыадьы Уус стал известен в послевоенные годы как кузнец, ювелир. В 1975 году, послушав игру на хомусах, изготовленных Амынньыкы Уус, Николая Бурцева, сказал: «Оказывается, надо поставить цель изготовить говорящий хомус».

Получив признание людей как мастера хомуса, Кылыадьы Уус применил способ литья изделий, используя сплавы латуни, железа.  Хомусы «Вилюй», «Г.И.Чиряев», «В.И.Ленин» и т.п. получили признание на международных выставках.

Школа хомуса

Иван Захаров-Кылыадьы Уус первым создал Школу хомуса. У себя во дворе построил мастерскую, жилой дом, куда приезжали обучаться кузнечному мастерству талантливые молодые люди из разных уголков республики. Около 50 учеников мастера сейчас трудятся, творят.

Яркие работы первых учеников мастера Ревория Чемчоева, Петра Осипова, Егора Мандарова широко распространились далеко за пределами России.

Как известно, изготовленный Реворием Чемчоевым хомус в 2011 году полетел с космонавтом Олегом Кононенко в космос, где впервые прозвучал его чарующий звук. Сделанный Петром Осиповым хомус помогает врачу-психотерапевту Матвею Алексееву в сеансах лечения пациентов с неврологическими болезнями на курортах Краснодарского края и т.д.

_______________________________

В тему

Присоединяйтесь к челленджу «Хомус мира»

Челлендж «Хомус мира» стартовал 30 ноября. Акцию, объявленную хомусистом Айсеном Аммосовым, поддержали представители 17 стран мира, среди которых Россия, Америка, Турция, Индия, Япония, Казахстан, Австралия.

– Хомус – один из ярких символов самобытной культуры народа саха. Соединив древнее и современное, этот инструмент стал визитной карточкой нашей национальной культуры. Благодаря усилиям наших энтузиастов, всех неравнодушных якутян хомус сегодня известен далеко за пределами Якутии, – отметил Глава республики Айсен Николаев.

По словам хомусиста Айсена Аммосова, отклик людей на их инициативу из самых разных уголков мира показывает возрастающий интерес к варганной музыке.

– Мировая популярность хомуса растёт, его знают, обучаются игре на этом инструменте. Ведь необыкновенные, космические звуки хомуса очищают, исцеляют нас, дарят нам тепло и радость, – сказал известный хомусист.

Чтобы принять участие в челлендже, достаточно выложить в социальные сети ролик с игрой на хомусе и поставить хештеги #ХомусМира #ЭйэХомуhа. После завершения акции организаторы намерены сделать один большой ролик, объединив все видео участников

+1
12
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
Поделись новостью:
22 ноября
  • -33°
  • Ощущается: -40°Влажность: 68% Скорость ветра: 2 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: