Камеры ГИБДД: не спрятаться, не скрыться
Редкий автолюбитель не получал «писем счастья» с уведомлением о вынесении административного штрафа, выявленного камерами видеофиксации нарушений ГИБДД. Ну что ж, для тех, кто находится за рулем, это — суровая реальность. В то же время сама методика призвана не столько повысить «собираемость» штрафов, сколько снизить число травмированных и погибших в результате ДТП. Подробности в материале газеты «Якутия».
Как работает система видеофиксации правонарушений, какие специализированные комплексы есть в Якутии, к чему приводит намерение обмануть автоматику путем «маскировки» госномеров? Об этом и многом другом рассказал для читателей «Якутии» начальник Центра автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) УГИБДД МВД по РС(Я) подполковник полиции Василий Наумов.
ЦАФАП и его сотрудники
ЦАФАП располагается в Управлении ГИБДД на Вилюйском тракте. В коллективе Центра трудится 16 сотрудников: девять аттестованных полицейских и семеро вольнонаемных служащих. Среди офицеров – начальник, заместитель, два старших инспектора, старший инженер-электроник, а также инспекторы по исполнению административного законодательства. Вольнонаемные работники занимаются исключительно обработкой информации, поступающей с камер.
– У всех без исключения в должностных инструкциях имеются пункты, запрещающие разглашение персональных данных граждан, – подчеркивает Василий Николаевич. – Скрыть нарушение или как-то повлиять на невынесение административного постановления, в случае, если на камеру попался родственник или знакомый, сотрудник ЦАФАП не может в принципе. Во-первых, информация поступает автоматически, за день обрабатывается 1500-2000 нарушений, поэтому у инспектора нет возможности зацикливаться на персоналиях. Во-вторых, все данные отражаются в Федеральном информационном центре ГИБДД. В-третьих, вынесенные постановления перепроверяются мной или моим заместителем. Словом, если выявлено нарушение – постановление выйдет стопроцентно.
Видеокомплексы – на острие профилактики
Согласно статистике, порядка 90 процентов всех ДТП происходит по причине нарушения водителями Правил дорожного движения. Поэтому закономерный вопрос начальнику Центра – сколько же всего видеокомплексов находится на вооружении в республиканской ГАИ?
– На наиболее опасных перекрестках Якутска, а также на улицах райцентров республики установлено 78 стационарных комплексов видеофиксации: 46 в столице, остальные – в районах, а также на региональных и федеральных автодорогах. Это комплексы, установленные на опорах. К этому числу прибавим 10 передвижных комплексов, их можно перемещать с места на место в зависимости от оперативной обстановки.
По словам Василия Наумова, основные нарушения, выявляемые комплексами видеофиксации, связаны со скоростным режимом. Кроме того, автоматика успешно фиксирует проезд на запрещающий сигнал светофора, игнорирование стоп-линии, выезд на встречную полосу, поворот налево или разворот в нарушение ПДД, непредоставление преимущества пешеходам. Также при помощи комплексов осуществляется контроль нарушений правил остановки и стоянки, правил проезда перекрестков.
– В стационарных устройствах, – рассказывает Василий Наумов, – применяется программный комплекс «Поток», который отслеживает не только нарушения ПДД, но и помогает при раскрытии преступлений. Или возьмем передвижной комплекс «Скат», способный фиксировать нарушение скоростного режима, езду по обочине и по полосе встречного движения. За время эксплуатации комплекс зарекомендовал себя как безотказная техника. Работает автономно, продолжительное время даже при низких температурах. Одного заряда аккумулятора хватает на 24 часа. Данные с передатчика «Ската» по защищенному каналу связи попадают в Центр обработки данных ЦАФАП.
– А как насчет выявления лиц, обязанных соблюдать режим самоизоляции? Комплексы могут зафиксировать их передвижения?
– Да, конечно. Стационарные камеры помогают выявлять автомобили граждан, которые должны находиться на самоизоляции, но выехали куда-либо без веских оснований.
По словам начальника ЦАФАП, с момента установки этих комплексов на перекрестках, где наиболее часто совершались ДТП, в том числе и с трагическими последствиями, ситуация стабилизировалась. К примеру, в 2014–2015 годах перекресток Петровского–Ойунского был печально известен как лидер по количеству дорожно-транспортных происшествий. Здесь происходили резонансные ДТП, в том числе связанные с гибелью детей. Однако стоило установить комплексы видеофиксации, как аварии резко пошли на спад. То же самое можно сказать и про перекрестки Лермонтова–Кирова, Лермонтова–Петра Алексеева, Лермонтова–Дзержинского, Дзержинского–Кальвица, Дзержинского–Строителей.
– Система ЦАФАП позволяет контролировать соблюдение ПДД водителями в полной мере, – убежден Наумов. – Это, безусловно, их дисциплинирует. В итоге на участках дорог, где часто совершались аварии, количество ДТП пошло на убыль. Без преувеличения, комплексы позволяют сохранить жизнь, здоровье и имущество участников движения.
Штрафы за нарушения и «грязные технологии»
– К чему приводит использование разного рода «маскировочных» покрытий на гос- номерах, затрудняющих их прочтение камерами?
– Действительно, некоторые автолюбители, склонные к нарушению ПДД, идут на всевозможные ухищрения. Это светоотражающие ленты, сетки, шторки, стикеры на госномера. Отмечу, что применение подобных «грязных технологий» влечет ответственность по части 2 статьи 12.2. КоАП РФ и грозит штрафом на сумму 5000 рублей либо лишением водительских прав на срок от одного до трех месяцев.
Что касается общераспространенных нарушений ПДД, то за I квартал 2020 года по материалам, полученным с комплексов Центром автоматической фиксации административных правонарушений, вынесено более 68 тысяч постановлений на общую сумму 50 млн рублей. Разумеется, сбор штрафов в казну – это не самоцель. Для нас главное – профилактический эффект.
При выявлении нарушения материал направляется в Центр обработки данных ЦАФАП. В свою очередь ЦАФАП выносит постановление о привлечении к административной ответственности. Отмечу, что с начала мая этого года мы полностью переходим на электронный способ уведомления, через сайт Госуслуги. То есть «письма счастья» с помощью Почты России больше доставляться не будут.
Трудности и перспективы
– Василий Николаевич, с какими трудностями приходится сталкиваться сотрудникам в процессе обеспечения безопасности дорожного движения?
– Прежде всего, это огромная протяженность автодорог республики, труднодоступные населенные пункты. На территории Якутии более 38 тысяч километров дорог: 3594 км – федеральные трассы («Лена» (889 км), «Колыма» (1139 км), «Вилюй» (1566), 12688 км – региональные дороги и 22 183 км местного значения. В общей сложности на ФАДах установлены 25 стационарных комплексов видеофиксации нарушений. Однако, как вы понимаете, этого недостаточно. Ведь на трассах с хорошим покрытием водители расслабляются, нарушают скоростной режим, допускают выезд на встречную полосу, в результате – лобовое столкновение с тяжкими последствиями. В связи с этим в настоящее время продолжает прорабатываться вопрос по части применения беспилотных летательных аппаратов. В перспективе, в случае успешной реализации этого проекта, БПЛА будут не только фиксировать нарушения на федеральных и региональных дорогах, но и служить дополнительным фактором по части профилактики нарушений.
По информации Наумова, помимо выявления нарушений ПДД, ЦАФАП также осуществляет выявление похищенных транспортных средств, автомобилей-двойников (с дублированными госномерами), транспорта, проходящего по ориентировкам в связи с совершением водителем преступления.
В дни проведения профилактических операций аттестованный состав Центра выходит на усиление и может выполнять практически те же функции, что и инспекторы ДПС. Выделять кого-то особенно из своих подчиненных начальник посчитал некорректным: «Все загружены, выполняют нормативы, работают на совесть!»
Кстати
Водителям на заметку
Итак, нарушения ПДД, которые фиксируют камеры видеофиксации, установленные на дорогах Якутии:
• превышение скорости;
• проезд на запрещающий сигнал светофора;
• выезд за стоп-линию;
• выезд на встречную полосу движения;
• проезд под знак «Въезд запрещен»;
• проезд под знак «Движение грузовых автомобилей запрещено»;
• выезд на полосу для маршрутных транспортных средств;
• выезд на тротуар;
• движение грузовиков далее второй полосы на автомагистралях и дорогах для автомобилей;
• нарушение требований дорожной разметки;
• выполнение поворота из второго ряда;
• невключенный ближний свет фар или дневные ходовые огни;
• нарушение правил оплаты проезда для тяжелых грузовиков;
• непредоставление преимущества пешеходам на пешеходных переходах.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: