X

Каким должен стать Суперкампус в Якутии?

Сегодня учреждения готовы к ещё более глобальной трансформации, и толчком к этому должен стать Суперкампус

Изменения в сфере среднего профессионального образования Якутии начались давно. Сегодня учреждения готовы к ещё более глобальной трансформации, и толчком к этому должен стать Суперкампус.

Масштабная трансформация

В республике планируется строительство современного образовательно-производственного комплекса со студенческим кампусом общей площадью 100 кв. метров на территории поселка Кангалассы с инфраструктурой и материально-технической базой, соответствующей международным стандартам и передовым технологиям.

По планам комплекс должен выйти за рамки подготовки узких специалистов,  стать межотраслевым, многопрофильным центром подготовки квалифицированных кадров в разных сферах экономики, с инновационной производственной базой, и объединить не только учреждения СПО, но и высшую школу, науку, бизнес-сообщество. Масштабная трансформация системы СПО предусматривает интеграцию профессионального и общего образования, пересмотр всей логики индустриальной образовательной модели.

По планам, здесь построят четыре учебно-лабораторных корпуса на 3500 мест, мастерские, IT-центр, технопарк, северный агросектор, испытательный полигон, семь студенческих общежитий, многоквартирный дом для сотрудников, спортивно-оздоровительный, досуговый, бизнес-центры и другие объекты.

В Якутии всего 43 учреждения СПО, где обучаются 23 079 учащихся по 178 профессиям и специальностям. Из 397 объектов 125 построены в 60-70 годах прошлого века, 76 из них – деревянные.

– Сегодня говорить о том, что мы полностью удовлетворяем потребности экономики, нельзя.Инфраструктура представлена типовыми зданиями, построенными в 60-70 годы, предназначенными абсолютно для другой задачи, а именно обеспечения подготовки трудовых ресурсов для колхозов, отраслей сельского хозяйства, производственных и промышленных компаний, которые тогда создавались на территории республики. Получается, что площади и та инфраструктура уже не соответствуют современным требованиям, и это ключевой фактор строительства совершенно иного учебного комплекса, – считает министр.

Каким видят Суперкампус люди, которым предстоит работать там? Ответу на этот вопрос и была посвящена форсайт-сессия, во время которой участники работали над формированием образа будущего Якутии и трансформации системы среднего профессионального образования. Главными задачами групповой коммуникации стали генерация креативных идей и поиск нестандартных решений в реализации проекта Суперкампуса в регионе.

В течение трех дней участники работали в шести группах и переработали колоссальный объём информации, рассмотрели пути трансформации системы среднего профессионального образования, обсудили глобальные тренды, влияющие на ключевые отрасли экономики, прослушали визионерские лекции, обучались у лучших игропрактиков страны, сформировали модель Суперкампуса, представили итоговые стратегические проекты и получили экспертную оценку.

Идеи, стоит отметить, были интересными. Их представляли шесть рабочих групп.

 5K-конструктор

Так, первая группа представила проект «Кангалассы — 5К»: конструктор профессий, креативные технологии и мышление, компетенции будущего, коммуникация межведомственная и коллаборация идей, бизнеса, образования и государства. Вокруг этих блоков будет организовано модульное обучение. Его основная задача – развитие креативного мышления, считают авторы концепции. Таким образом, обучаясь по своей специальности, студенты также будут получать дополнительные компетенции  в области креативных технологий.

   Ставка на искусственный интеллект

Вторая группа сделала упор на подготовку профессиональных кадров, способных создавать и обслуживать киберфизические системы в пространстве, производстве и жизни. В Атласе будущих профессий есть профессия – кибертехник умных средств. По замыслу авторов проекта, якутяне уже должны внедрять такие модули, готовить специалистов с уникальными компетенциями. Кроме того, они предложили привлекать преподавателей с мировым именем, тем более при помощи дистанционного обучения это легко сделать.

 В фокусе – мульти-компетенции

Видение Суперкампуса как пространства осознанной трансформации предложила  третья группа.

– Новый объект станет территорией опережающего развития для всего населения, начиная от дошкольников и заканчивая людьми старшего возраста; центром коллаборации не только образовательных сфер, но и потребителей образовательных услуг, работодателей, –считают участники форсайт-сессии. – Мы делаем ставку на непрерывное образование, многокарьерность и мультикомпетенции, в том числе трендовые.

 Зелёные технологии для Арктики

Если республика ставит цель стать примером территории успешных людей, чистой природы и умной экономики, то должна подготовить и людей с принципиально новым мышлением и бережным отношением к окружающей среде, считают разработчики четвёртой модели.

По их мнению, существующие учебные программы среднего профессионального образования не обучают зелёным технологиям, которые необходимы в арктической зоне. Таким образом, требуются создание базовых кафедр с участием промышленных предприятий, подготовка кадров с иным мышлением для экологичного пользования Арктики как стратегической территории с уникальными природными ресурсами. Это нужно для снижения отрицательного воздействия на окружающую среду, предотвращения экологических катастроф, снижения затрат промышленных компаний, увеличения доли местных кадров и так далее.

 Взаимодействие с вендерами

– Якутия должна стать центром высокотехнологичного производства к 2032 году. Это невозможно представить без Суперкампуса с его высокотехнологичным оборудованием. Суперкампус должен стать уникальным местом встречи образовательных технологий и вендеров – промышленных предприятий, – считают авторы пятого проекта.

Вендерное обучение и новый формат управления территориями помогут Суперкампусу стать драйвером обновления технологического производства. Таким образом, взаимодействие станет выгодным для всех участников процесса.

Новые компетенции

Новое время диктует новые требования к подготовке специалистов среднего профессионального образования. В Суперкампусе должна быть выстроена новая система в подготовке кадров, считают авторы шестого проекта. Это и онлайн-обучение, и использование искусственного интеллекта, и создание креативного пространства, и развитие зелёной экономики, и внедрение роботизации во всех сферах экономики.

Немотивированные студенты – проблема для СПО. Новый формат профориентационной работы должен поменять существующую систему мотивации будущих студентов. Вот почему важно привлекать школьников, обучать их в Суперкампусе и прокачивать хард-скиллы, то есть обучать в производственных лабораториях, чтобы на старших курсах студент уже мог зарабатывать на реальном производстве.

   Суперкампус – сердце системы СПО

Выступая перед слушателями, министр образования республики Михаил Сивцев подчеркнул, что Суперкампус станет сердцем системы среднего профессионального образования.А для того чтобы он стал таким, прежде всего, нужна трансформация сознания всех участников. Кроме того, он напомнил, что необходимы новые схемы взаимодействия образовательных организаций республики. Это станет ключевой задачей нового уникального пространства.

Министр представил видение министерства насчёт Суперкампуса, определил приоритетные направления его развития, инициативы, которые помогут новому образовательному учреждению стать яркой звездой в сфере образования не только республики, но и страны, и даже мира. Михаил Сивцев также подчеркнул, что это ещё и пилотный проект по трансформации подходов в подготовке кадров.

– Такого суперсовременного объекта нет нигде. Наши образовательные площадки должны стать учебно-производительными. Только на стыке этих двух комбинаций появятся новые специалисты, которые придут на рынок труда и наладят новое производство, – сказал он.

Начать с себя

Глава Якутии Айсен Николаев также принял участие в мероприятии. Он выслушал проекты рабочих групп по созданию Суперкампуса и подчеркнул, что идея его строительства и создания – важная, нужная и во многом революционная. Глава заметил, что система профобразования республики должна меняться быстро не только с материально-технической точки зрения, но и содержательно.

– Мы задумали создание единого большого образовательного, научного, культурного, общественного пространства, отдельно локализованного на территории городского округа Якутск, в котором вся система профтехобразования получит качественный скачок и реально выйдет на новый уровень, который позволит нам говорить о развитии СПО в Якутии как об одном из передовых даже не в стране, а в мире, – заметил Ил Дархан.

Он подчеркнул, что, создавая новое пространство для самих себя, его участники прежде всего должны сами пройти глубокую внутреннюю трансформацию. – Сегодня сделан первый шаг в этом направлении, – сказал глава, обращаясь к участникам форсайт-сессии.

Также Айсен Николаев выразил уверенность, что Суперкампус – это не только развитие СПО, здесь обязательно должны присутствовать высшее образование, наука и другие сферы.

– Суперкампус – абсолютно новое уникальное явление в целом даже для России, и поэтому многие идеи, которые вы сегодня предлагаете, должны там появиться. Это место притяжения тех структур, которые раньше не взаимодействовали, – подчеркнул он.

Отрадно, что своё видение того, каким должен быть будущий Суперкампус, представили люди, которым предстоит наполнить его содержанием, работать и учиться в нём. Заинтересованность, личная мотивация – главные составляющие будущей успешной работы. А предстоит многое, ведь цели у Суперкампуса весьма амбициозные.

___________________________________________

Мнения

Заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Сергей Местников:

– Уже сегодня мы дополняем содержательную часть концепции образовательного комплекса.Несомненно, реализация проекта Суперкампуса станет мощным толчком в развитии экономики региона. Прозвучали очень интересные идеи. Все представленные проекты требуют внимания, и на дальнейших этапах обсуждения все предложения будут рассмотрены.

Заместитель руководителя представительства ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» в РС(Я)Алёна Христофорова:

–Якутия – регион, где наше предприятие ведёт свою производственную деятельность. Мы заинтересованы в развитии местной молодежи и в дальнейшем привлечении на работу специалистов с профильным образованием по направлению «нефтегазовое дело», в первую очередь, из числа местных жителей. Поэтому считаем правильным и целесообразным принимать участие в мероприятиях такого уровня. Напомним, что с 2014 года на территории Якутии реализуется программа непрерывного образования «Роснефти»  «Школа—вуз–предприятие». Первая ступень – это «Роснефть-классы», которые у нас действуют в Ленске и Мирном, вторая ступень – вуз-партнёр МПТИ, который расположен на территории Мирнинского района, и третья ступень – это трудоустройство молодых специалистов на наше предприятие после окончания вуза. Программа уже доказала свою эффективность – с каждым годом всё больше ребят стремятся поступить в «Роснефть-классы» и связать своё будущее с нефтяной промышленностью.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 11.04.2021 10:20

Related Post