Каким должен быть учитель нового времени?

Завершился самый престижный профессиональный конкурс «Учитель года Республики Саха (Якутия)». В чем отличие нынешнего конкурса от предыдущих, каковы его итоги, что дает учителям участие в таком конкурсе – об этом читайте в материале нашего корреспондента.

Побеждает сильнейший

«Учитель года» – один из старейших конкурсов республики. В этом году он был проведен в 34-й раз с целью выявления и поощрения талантливых педагогов, учителей, обучающих и воспитывающих наших детей. В конкурсе приняли участие 19 педагогов, что гораздо меньше, нежели в 2024 году – тогда конкурсантов было 34.

По словам руководителя Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников РС (Я) Дианиды Абрамовой, педагоги проходят очень серьезный отбор: вначале конкурс профессионального мастерства проводится на школьном уровне, затем – на районном, далее победители принимают участие в республиканском конкурсе. А Абсолютный победитель «Учитель года Республики Саха (Якутия)» обычно представляет регион на российском уровне.

– На первом этапе мы смотрим, как учитель себя презентует, насколько он знает образовательную политику республики, страны, психологические аспекты образовательного процесса – все это выявляется во время «Педагогического интервью». Насколько хорошо учитель владеет методиками проведения урока, как он представляет свой опыт на мастер-классах, насколько эффективно делится своим мастерством, наработками – это мы видим во время проведения основных этапов конкурса «Урок» и «Мастер-класс». На последних этапах конкурса – в этом году это «Блиц-турнир» и «Образовательный форсаж» – мы обращаем внимание на лидерские качества учителей, умение работать в команде, его коммуникативные компетенции. В общем, побеждает тот, кто ярко проявляет себя во всех этапах конкурса.

В этом году мы решили допустить всех конкурсантов до мастер-классов, чего ранее не было, – отмечает Дианида Гаврильевна.

Новшества конкурса

Говоря о других новшествах, эксперт конкурса «Учитель года Республики Саха (Якутия)-2025», доцент Центра образовательной политики Института развития образования и повышения квалификации РС (Я) им. С.Н. Донского-II, кандидат филологических наук Николай Бугаев отметил, что в этом году был введен совершенно новый конкурсный этап, который был апробирован на «Учителе года России» в октябре 2025 года.

– Раньше на заключительном этапе регионального конкурса проводился либо «Разговор с министром», либо «Брифинг» или «Пресс-конференция» с финалистами. А в этом году появился очень интересный этап «Образовательный форсаж»: финалистам, разбитым по жеребьевке в группы, предоставлялся стартап, который не имел отношения к системе образования.

К примеру, одной из групп попался стартап из медицинских технологий – фитнес-браслеты, которые обычно измеряют пульс, дают рекомендации по здоровью его обладателю. Конкурсанты должны были решить, каким образом этот стартап можно использовать в системе образования? Этот этап вызвал большой интерес как у конкурсантов, так и у учительского сообщества, – говорит Николай Иннокентьевич.

Точка отсчета

Особенностью конкурса «Учитель года-2025» стало и то, что абсолютные победители прошлых лет Василий Лазарев и Иннокентий Малгаров, призер конкурса Анастасия Тарасенко уже сами стали наставниками и привезли на конкурс своих подопечных. Таким образом, сохраняется преемственность поколений, передаются опыт и мастерство молодым учителям.

Кроме этого, по словам эксперта Николая Бугаева, впервые за всю историю конкурса в этом году в «Учителе года» приняла участие земский учитель – учитель математики и физики Кептинской СОШ Горного улуса Светлана Царицанская. А также впервые в число призеров конкурса вошла представитель арктического района – учитель русского языка и литературы Арктической гимназии им. В.А. Швырковой Евгения Драгина из Булунского района.

В целом, как отметил эксперт, региональный «Учитель года» для всех участников становится отправной точкой отсчета, точкой переоценки ценностей.

– Те, кто принимал участие в конкурсе, всегда говорят, что их профессиональная деятельность разделилась на две половинки – жизнь «до» и «после». Потому что участие в республиканском конкурсе, даже если конкурсант не занял призового места, все равно накладывает большую ответственность на учителя, на него уже равняются коллеги. Так что быть конкурсантом – очень престижно, – подчеркивает Николай Иннокентьевич.

Позиция мотиватора

По итогам исследования АЦ ВЦИОМ, проведенного в сентябре 2025 года, профессия учителя лидирует в рейтинге «вечных» и наиболее востребованных в ближайшем будущем профессий. В ходе текущего опроса шесть из десяти россиян также отметили, что ни чат-боты, ни нейросети не смогут заменить учителя, и это еще раз подтверждает, что в эпоху цифровизации потребность в эмпатии, креативности, умении вдохновлять и мотивировать учеников будет только возрастать.

Каким же должен быть учитель нового времени? По мнению эксперта Николая Бугаева, современный учитель – это тот, который умеет импровизировать.

– Вообще учитель, который рассказывает что-то новое – это не совсем учитель: как педагог я должен создать такие условия, так организовать учебный процесс, чтобы ребенок сам учился. Отсюда получается, что моя позиция как учителя на уроке – это позиция мотиватора. Надо суметь таким образом смотивировать ребенка, чтобы он вышел на какие-то свои образовательные пробы.

Замечательный психолог, педагог Василий Васильевич Давыдов говорил: «Чем меньше я, учитель, знаю свой предмет учебный, тем больше у моих учеников возможностей чему-нибудь научиться самостоятельно». И он всегда подчеркивал, что у учителя на уроке не может быть никакой другой позиции, кроме позиции мотиватора. А самое главное – (и это, наверное, можно считать высшим пилотажем) лучше, если в конце урока ученик выходит в новое проблемное поле, т.е. это как в художественных произведениях открытый финал, который не дает однозначного ответа о судьбе героев, оставляя возможность читателю сделать собственный вывод. Так и здесь – ученик должен выходить с урока с какими-то новыми мыслями и планами для последующих действий. Да, достаточно сложно, но, на мой взгляд, это самый лучший вариант, – считает эксперт.

Уроки, заставляющие думать

По словам руководителя Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников РС(Я) Дианиды Абрамовой, основная суть учительства сегодня остается неизменной – меняются только технологии и методы работы.

– Сейчас дети другие – они дети цифрового века. В соответствии с этим учитель должен лучше владеть цифровыми технологиями, использовать их на уроках и в своей повседневной учительской деятельности. Я думаю, что цифровые технологии все-таки облегчают работу учителя. Кстати, многие участники  конкурса показали уроки с использованием искусственного интеллекта. Создавали проблемные ситуации, заставлявшие учеников не только запоминать, но и думать, размышлять, находить свое решение каких-то вопросов. Поэтому хорошо, что сегодня на уроках преобладают проблемный и проектный методы обучения, – отметила Дианида Гаврильевна.

Напомним, в результате упорнейшей борьбы призерами Республиканского конкурса «Учитель года Республики Саха(Якутия)-2025» стали учитель русского языка и литературы Арктической гимназии им. В.А. Швырковой Булунского района Евгения Драгина, учитель географии Вилюйской СОШ №1 им. Г.И. Чиряева Марина Прибылых, учитель русского языка и литературы СОШ №7 г. Мирный Юлия Порядочных и учитель биологии Нюрбинской многопрофильной гимназии им. Степана Васильева Евдокия Яковлева.

Абсолютным победителем конкурса стала учитель английского языка Чурапчинской гимназии им. С.К. Макарова Юлия Макарова. Она будет представлять регион на Всероссийском конкурсе «Учитель года России», который пройдет в октябре 2026 года. До этого времени лучший учитель Якутии будет готовиться, посещать семинары, вебинары и делиться своим опытом с коллегами по республике.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 20.12.2025 10:12

Share
Published by
Ирина Романова

Recent Posts

  • ИНТЕРЕСНОЕ

15 удивительных фактов о космосе

Космос — это безграничное пространство, полное загадок и удивительных явлений, которые продолжают восхищать и удивлять…

20.12.2025
  • МНЕНИЕ

Дмитрий Садовников: Якутия будет неуклонно следовать курсу президента

Первый заместитель Председателя Правительства Якутии Дмитрий Садовников, комментируя итоги пресс-конференции Президента России Владимира Путина, обратил…

20.12.2025
  • ПОЛИТИКА

Айсен Николаев 23 декабря огласит Послание Государственному Собранию

23 декабря в 12:00 часов по якутскому времени Айсен Николаев огласит ежегодное Послание Государственному Собранию…

20.12.2025
  • МНЕНИЕ
  • СВО

Ольга Балабкина: президент отметил патриотизм и боевой дух российских защитников

Заместитель Председателя Правительства Якутии Ольга Балабкина, комментируя итоги большой пресс-конференции президента России Владимира Путина, сказала,…

20.12.2025
  • ИНФОГРАФИКА

ИНФОГРАФИКА: индекс оливье в Якутии в 2025 году

Скоро Новый год. И традиционно праздничные столы в домах украсит главный новогодний салат — оливье.…

20.12.2025
  • МНЕНИЕ

Джулустан Борисов: президент дал ёмкий и понятный анализ экономической ситуации

Первый заместитель Председателя Правительства Якутии Джулустан Борисов отметил, что пресс-конференция Президента России, как всегда, прошла…

20.12.2025