Какие изменения вносятся в Конституцию Якутии и зачем они нужны
В Якутии продолжается общественное обсуждение изменений в Конституцию РС(Я), которые были предложены Ил Дарханом Айсеном Николаевым. Связано это с тем, что в прошлом году были приняты поправки в Основной закон России.
«Якутия» узнала у членов Конституционной комиссии, что нового предлагается внести в Основной документ республики и почему?
Так, народный депутат Госсобрания (Ил Тумэн) Алексей Еремеев, принимавший участие в разработке поправок, рассказал, как они повлияют на жизнь якутян, и разъяснил спорные моменты.
«Важно закрепить конституционно»
– Алексей Ильич, понятно, что нынешняя инициатива главы республики связана с тем, чтобы привести нашу Конституцию в соответствие с федеральной. На какие изменения вы бы обратили внимание?
– Действительно, 14 марта 2020 года был принят Федеральный конституционный закон о внесении изменений в Основной закон РФ, который был инициирован вначале президентом России. Конституционная комиссия во главе с президентом РФ достаточно плотно поработала, и в итоге родился этот закон, который был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и был вынесен на всенародное голосование.
По его итогам население России в целом изменения поддержало, в итоге подписан Указ президента РФ о вступлении в силу данного федерального конституционного закона.
Он предполагает внесение изменений в комплекс федерального законодательства, которое идёт по сегодняшний день и будет продолжаться. Должны быть внесены соответствующие изменения в Конституции и Уставы субъектов России, а также в субъектовые законодательства.
В прошлом году распоряжением главы Якутии была создана рабочая группа, её возглавлял Афанасий Владимиров. Она была разделена на три подгруппы, которые возглавляли зампреды Ольга Балабкина, Сергей Местников и я.
Эту работу мы вели с июля прошлого года и завершили к ноябрю 2020 года, когда подвели черту под теми изменениями, которые нужно вносить в Конституцию РС(Я).
Какого рода эти изменения? Это те социальные гарантии, которые были прописаны в федеральной Конституции. Например, статью 13 мы предлагаем дополнить частью 3.1.: «закрепить гарантию защиты достоинства граждан и уважения человеку труда, обеспеченности сбалансированности прав и обязанностей гражданина, социального партнёрства, экономической, политической и социальной солидарности».
Также мы дополняем первую часть статьи 18 правом каждого на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. За работу в районах Крайнего Севера к минимальным размерам труда, установленным на федеральном уровне, применяются районные коэффициенты и процентные надбавки.
На мой взгляд, это очень важно, потому что на политическом поле страны не раз звучало, что районирование и его коэффициенты по северным надбавкам и надбавкам Крайнего Севера и приравненных к нему областей нужно пересмотреть. Теперь всё это у нас уже будет закреплено в Конституции Якутии, и, более того, это закреплено в Основном законе РФ.
Для жителей нашей республики это крайне важно, потому что мы получили дополнительные гарантии того, что у нас эти коэффициенты будут применяться.
– Многие считают, зачем дублировать эти положения в Основном законе, если они регламентируются федеральными законами?
– Надо понимать, что сама процедура внесения изменений в Конституцию достаточно сложная. А процедура внесения изменения в федеральный закон – проще.
Районные коэффициенты закреплены федеральным законом. Если, допустим, любая партия парламентского большинства начнёт пересматривать свои программные документы, например, отмену льгот, она запросто это может сделать. К сожалению, представителей Крайнего Севера в Государственной Думе очень мало, большинство депутатов представляют центральную часть России. Так что при желании отменить районные коэффициенты можно достаточно легко.
Эта норма будет закреплена в Основном законе, она является важной именно с точки зрения социального государства. А мы иногда забываем про социальный характер нашего государства, которое даёт гарантии своим гражданам в области образования, здравоохранения, прожиточного минимума и так далее. Так что крайне важно прописать эти моменты в Конституции.
Права и обязанности госвласти
– Почему важно прописать в Конституции Якутии статус главы и правительства?
– Ещё в 2002 году у нас было решение Верховного суда о том, чтобы в системе органов государственной власти, которая прописывается в Основном законе субъекта, дали соответствующий статус правительству РС(Я). Потому что у нас правительство до сих пор не является высшим органом исполнительной власти.
Этот вопрос мы прорабатывали в парламенте в течение полугода. Надо сказать, это очень сложный вопрос, потому что 184 ФЗ трактует основные принципы организации органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ по-своему. В то же время Конституция трактует по-другому. Тем не менее, мы нашли баланс.
Отныне глава Якутии будет сохранять статус высшего должностного лица, будет возглавлять всю систему органов исполнительной власти, а правительство будет наделено статусом высшего органа исполнительной власти.
Это важно потому, что будет соответствующая ответственность на руководителе правительства, в том числе при подписании соответствующих соглашений с федеральным центром, передаче различных субвенций и субсидий и так далее. Второй момент – юридическая сила их нормативных актов.
Упразднят и некому будет защитить?
– Бурное обсуждение у якутян вызвала инициатива упразднения Конституционного суда. Считается, что без него будут ущемлены наши права, так ли это?
– Мы должны признать то, что из 85 субъектов РФ Конституционные уставные суды существовали в более 20 регионах, и потихоньку они упраздняются. Существует федеральный закон, предполагающий их упразднение до 1 января 2023 года.
Есть специальная норма федерального закона, согласно которой, если суд любой инстанции упраздняется, то его полномочия должны кому-то передаваться.
Права гражданина, проживающего на территории республики, ни в коем случае ущемляться не будут, потому что вопросы конституционного судопроизводства республики будут передаваться в суды общей юрисдикции – в Верховный суд РС(Я). Другие вопросы, касающиеся судопроизводства Конституционного суда Якутии, будут переданы в Конституционный суд РФ. Так что ещё раз подчеркну, никакого ущемления прав якутян не будет.
До сегодняшнего дня Конституционный суд Якутии мы больше рассматривали как некий атрибут того, что республика имеет свою государственность. Но мы должны исходить из того, что Якутия признаётся государством в самой Конституции РФ. Там чётко прописано, что Российская Федерация состоит из республик, в скобках даётся пояснение «государств», краёв, областей и так далее. Более того, орган государственной власти республики мы вправе формировать сами.
Некоторые проводят различного рода параллели о том, что, если будет упразднён наш Конституционный суд, республика потеряет свою государственность. Но это не соответствует истине.
Мы являемся субъектом Российской Федерации со статусом республики, который признан Основным законом страны в статусе государства, у нас есть органы государственной власти в лице Ил Дархана, Ил Тумэна и иных органов.
Самый немаловажный момент – мы обладаем соответствующей собственностью, а главное, у нас есть второй государственный язык – якутский. В современной России во всех национальных республиках существует статус второго госязыка, мы этим пользуемся. Это наше принципиальное отличие, например, от Приморского, Хабаровского краев, Амурской области.
Вместо упразднённого Конституционного суда в республике будет создан Конституционный Совет. Это будет специальный госорган для осуществления конституционного контроля. Будет давать заключения по запросам как главы республики, так и народных депутатов, правительства, представительных органов и глав муниципальных образований.
Счётная палата и прокурор
– Счётная палата функционирует у нас довольно давно. Её статус тоже требует конституционного закрепления?
– Да, эти изменения назрели давно. У нас 11 год существует Счётная палата РС(Я). Она имеет соответствующие полномочия по проверке расходования бюджетных средств на территории республики. Этот статус закреплен специальным законом «О Счётной палате РС(Я)», но упоминания о таком надзорном органе в Основном документе Якутии нет.
Отныне в статье 56 Конституции Якутии, где мы говорим о полномочиях Государственного Собрания (Ил Тумэн), упоминается о том, что Счётная палата формируется Госсобранием РС(Я), и она будет считаться отдельным органом госвласти.
– Почему вносится поправка по прокурору республики?
– Действительно, единственное, в чём будут усечены права республики, это согласование прокурора РС(Я). У нас это право в Основном законе закреплено за Госсобранием (Ил Тумэн). Но так как в стране идёт борьба с коррупцией и взят курс на независимость правоохранительных органов, президентом провозглашена политика того, чтобы федеральные правоохранительные органы не были зависимы от местной власти, поэтому кандидатура прокурора субъектов РФ не согласовывается в субъектах.
Мы к этому относимся с пониманием, ведь это веяние времени. Может быть, со временем мы ещё вернёмся к этому вопросу.
В целом, хочу отметить, что Конституция – это живой закон, куда жизнь вносит соответствующие изменения. По мере того как будет идти социально-экономическое развитие республики, страны, будут вноситься изменения.
Все те изменения, которые вносятся в Конституцию республики, носят положительный характер, дают гарантии гражданам, проживающим в Якутии, в том числе в части сбалансированности госвласти.
Глава Якутии вносит данные инициативы только ради того, чтобы у нас были стабильность и правовой фундамент для дальнейшего развития.
Северные гарантии впервые в Конституции Якутии
Ольга Балабкина, заместитель председателя Правительства РС(Я), также принимала участие в разработке поправок в составе Конституционной комиссии. Она рассказала о тех гарантиях, которые предлагается закрепить в Основном документе республики впервые.
– В течение года над проектом работали три большие рабочие группы. Я руководила группой по вопросам труда, здоровья, материнства и детства. Хотела обратить внимание на те изменения, которые разработала наша группа, состоящая из народных депутатов, представителей общественных организаций, профсоюзов.
Признание труда северян
– Значительной поправкой является изменение, касающееся социальной защиты граждан. В Основном законе республики зафиксировано понятие минимального размера оплаты труда. Вся система оплаты труда зависит от конституционно закрепленного минимального размера, ниже которого уже не может быть объём заработной платы.
Как вы знаете, в декабре 2017 года было решение Конституционного суда РФ, по которому на минимальный размер оплаты труда в РС(Я), так же как и во всех остальных районах Крайнего Севера, должны в обязательном порядке начисляться районный коэффициент и надбавки.
Мы достаточно долго обсуждали, спорили и пришли к необходимости меры защитного характера. В результате приняли решение о том, что закрепим в Конституции РС(Я) минимальный размер оплаты труда с учётом коэффициентов и надбавок.
Наверное, наступило время позитивного социального совершенствования законодательства республики в последующем. Я считаю, что это самая серьёзная новелла нового конституционного закона. Мы к ней не были готовы ни пять лет назад, ни десять лет назад, ни тогда, когда принимали Конституцию республики. Не были готовы ни финансово, ни экономически.
Давайте вспомним, было очень много споров относительно того, что должны ли вообще сохраняться коэффициенты и надбавки. И вот сейчас, когда изменения закрепим законодательно, эту социальную гарантию определим для себя, прежде всего, как базовую конституционную гарантию республики.
Роль и место отца в семье
– По социальному блоку изменения в Конституции РФ, которые касаются преимуществ материнства, детства, закрепления отцовства, получили свою более чёткую формулировку в Основном законе республики. Эти нормы были в Конституции республики, но стали сильнее по содержанию.
В республике есть целый блок законодательства по защите прав ребёнка. Якутия одна из первых регионов страны принимала такие законы. И вот сегодня дети закреплены как субъекты конституционной защиты на таком высоком уровне. Эта декларативная норма. Если норма по МРОТу – это норма применения, то норма по детям, по отцовству, по системе здравоохранения – это нормы декларативные, они должны быть в Конституции, и уже под них дальше формируется система законодательства республики. Когда будет принят Ил Тумэном этот конституционный закон, то, соответственно, и будут внесены изменения в действующем законодательстве.
В Конституцию РФ были внесены поправки, защищающие традиционную семью. В традиционной семье есть отец и мать. Поэтому норма по отцовству и закрепляется в Конституции республики. Но я бы посмотрела на закрепление конституционной нормы с другой позиции. В республике культура народа саха определяет главную роль и место отца в семье, что теперь и закрепляется конституционно.
Органы местного самоуправления усиливаются
– Хотелось бы обратить внимание на важное изменение в Основной закон. В Конституции РФ и Конституции РС(Я) есть главы «Местное самоуправление».
Органы местного самоуправления никогда не входили в систему власти. Поэтому, например, всегда вставал вопрос – поддерживаются ли решения органов местного самоуправления теми же правоохранительными органами?
За 30 лет формирования местного самоуправления сегодня в стране пришли к тому, что приняли поправки к Конституции РФ о включении органов местного самоуправления в систему публичной власти. Закрепление этой нормы в Конституции РФ сильно повысило статус органов местного самоуправления, ни в коей мере не умаляя их прав.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: