«Скоро 8 Марта, надо поздравить коллег, хочу сделать предзаказ. Есть у вас нарциссы?» – с таким оригинальным запросом зашел в цветочный магазин первый покупатель. На часах десять утра.
– Почему именно нарциссы, а не тюльпаны, к примеру? – удивляюсь я.
– А почему бы и не нарциссы? – в ответ парирует Максим, владелец небольшого частного предприятия. – Все будут дарить весенние тюльпаны, розы, а я нарциссы. Тоже красивые цветы, между прочим.
Нетривиальный подход, пожалуй, соглашусь. Сегодня мы – гости оптово-розничного флористического центра «Якутцветторг». Будем разбираться, какие цветы предпочитают якутянки, прибыльно ли продавать букеты, есть ли мода на определенные их виды.
В преддверии женского праздника в магазине наплыв покупателей. Радует, что многие мужчины относятся к покупке цветов ответственно и с фантазией. Желающих сделать сюрприз коллегам, а также порадовать жен, мам, сестер, любимых – достаточно.
– Мужчины активизировались к празднику, очень много предзаказов, особенно корпоративных, – говорят продавцы.
Наш разговор с хозяйкой то и дело прерывался очередным звонком или покупателем. Но кое с какими секретами цветочного бизнеса Нария все же поделилась с нами.
От бортпроводника к флористике
Нария Саввинова по образованию преподаватель английского языка, работала учителем в частной школе. Но так случилось, что, отработав год, она опять пошла учиться, поступила в… авиационное училище. Вот уже одиннадцать лет она бортпроводник авиакомпании «Якутия», летает на Боинге -737.
– Сейчас я нахожусь в отпуске по уходу за ребенком, но однажды решила заняться цветочным бизнесом. Теперь понимаю, это мое, – говорит Нария.
Конечно, идея пришла не сразу. Сначала молодая мама устроилась на работу флористом и вскоре поняла, что цветы – это отдых, радость, красота, а каждый день находиться в окружении прекрасных цветов – ее мечта. Создавать красоту ей помогают три сотрудника.
Например, Зина Михайлова пришла сюда, когда устала от госслужбы. Нарие нравится ее общительность, умение создавать уютную домашнюю атмосферу в магазине.
– Как оказалось, это мое призвание – дарить людям радость, творить красоту, – улыбается девушка, составляя очередное чудо. В ее умелых руках отдельные стебли чудесным образом превращаются в красивый нежный букет.
На этом ее умения не заканчиваются. Мы обратили внимание на разрисованную стену магазина. Оказывается, это тоже дело ее рук. В свободное время Зина рисует, и стена время от времени меняет свою декорацию.
За стеклянными дверями небольшой комнаты-холодильника всегда определенная температура от +4 до +7 – там хранятся свежие цветы. Воду для них меняют каждые два дня.
Главное – красиво упаковать
Найти поставщиков – дело хлопотное. Нария искала их методом проб и ошибок не один месяц. Но сейчас все поставлено на поток. Ее компаньоны также ответственно относятся к работе и срезают свежие бутоны только после оформления договора, а не заранее. Цветы сохраняются дольше, ведь им предстоит неблизкий путь от юга к северу.
Так, розы возят аж с Эквадора и Колумбии, остальные цветы из Нидерландов. И даже если покупаются цветы в Эквадоре, то они прибывают сперва в Нидерланды, оттуда доставляются фурами до Москвы и уже потом прилетают на самолете в Якутск. Путь непростой, четыре-пять дней, прежде чем дойдут до прилавка цветочного магазина.
– Конечно, мы покупаем нераскрывшиеся бутоны, они приезжают к нам в «спящем» режиме, в сухую, то есть без воды, – говорит Нария.
Поставщики упаковывают цветы в коробки, тщательно утепляют и отправляют в Якутск. При хорошей транспортировке цветы прибывают в идеальном состоянии. Но, конечно, это скоропортящийся товар, который хранится не больше десяти дней, вот почему надо учитывать все нюансы продаж. Нария тщательно изучает спрос и в зависимости от этого формирует заказ. В ее компьютер загружена специальная программа, где есть вся выкладка продаж за прошлые годы. Все надо правильно рассчитать, чтобы не было убытков. Естественно, к праздникам она заказывает больше цветов.
Неженка из Франции
В ассортименте магазина – пионовидные садовые розы из Колумбии, розы разных сортов – «Пинк Флойд», «Мондиаль», «Фридом» и другие, гортензии, лизиантусы, альстромерии, каллы, хризантемы, тюльпаны, цинерарии, анемоны и другие. Названия почти как заклинание для непосвященных! И вдруг неблагозвучное – гвоздика.
– Собственно, почему фу? Незаслуженно забытая гвоздика сейчас переживает второе дыхание. Ее еще называют диантус. А розовый диантус в сочетании с розами смотрится очень красиво. Это уже модный цветок! – защищает гвоздику Нария.
– Сейчас не сезон пионов, хотя якутянки очень любят их, поэтому мы привозим альтернативу – ранункулюсы, их называют еще зимними пионами, – продолжает флорист. – Они тоже из Нидерландов прилетают к нам. Очень похожи на пионы.
В магазине витают цветочные ароматы, какие-то цветы уже раскрылись, некоторые ожидают своего часа.
По словам хозяйки флористического центра, якутянки обожают пионы, но зимой они стоят дорого, потому что не сезон. Но их вполне себе заменяют, как уже выше отметили, ранункулюсы, садовые пионовидные розы. А розы всегда в тренде.
– Есть и сезонность в привычках. Так, к 8 Марта все хотят тюльпаны, летом – пионы, на 1 сентября – хризантемы, на Новый год мы привозим нобилис, датскую ель, которую тоже охотно раскупают, – рассказывает Нария.
Кстати, не бойтесь желтых цветов! Строчки из известной песни: «Желтые тюльпаны – вестники разлуки…» – не соответствуют истине. На языке флористики, желтый цвет – цвет денег и богатства. Любители фен-шуй давно просекли это и с удовольствием заказывают именно этот яркий цвет.
– Я очень люблю желтый цвет, он такой сочный, позитивный, солнечный, – говорит Нария, разбавляя очередной букет желтенькой нежной мимозой.
Между прочим, «неженка» – французская мимоза – тоже прибыла из Нидерландов.
Цветовая гамма букетов разная. Кому-то нравятся темные розы, а кто-то предпочитает неж-беж. Кстати, и упаковка букетов также претерпела изменения. Сейчас стало популярным заворачивать их в эко-упаковку, например, в крафтовую бумагу. Еще ценится бумага из Кореи, она удобная в использовании, непромокаемая, не мнется и, главное, красиво гофрируется. Поставщиков упаковочной бумаги тоже пришлось искать долго, приезжает товар из другого субъекта России. А некоторым нравится получать букеты и вовсе без упаковки, просто стильно завязанные ленточкой.
Кстати, хозяйку магазина часто можно застать за прилавком, ей нравится составлять красивые композиции, вдыхать ароматы свежих цветов, радовать своих покупателей. Их, кстати, немало. Есть свои постоянные заказчики.
– Флорист должен быть общительным, уметь найти общий язык с клиентом, чтобы людям было приятно в нашем магазине, и чтобы они вновь захотели заглянуть к нам. Мне кажется, к хорошим флористам люди приходят именно за общением. Люди всегда идут к людям, – считает Нария.
Мое внимание привлекают красивые мелкие цветочки.
– Это гипсофилы, род цветковых растений семейства гвоздичных, – нежно берет в руки веточку Нария. – Они придают объем букетам, а некоторые предпочитают их даже в виде самостоятельного букета. Гипсофилы бывают разных оттенков: голубые, белые, розовые, желтые.
Цветочные корзины для «Берегини»
Нария не только продает цветы, но и по возможности всегда участвует в социальных и благотворительных акциях. Так, на днях в магазин приходили девочки из детского дома «Берегиня». Для них флористы провели мастер-класс по составлению букетов.
– Это был мой первый опыт общения с детьми, мы и дальше продолжим работу в этом направлении. Деткам очень понравилось собирать весеннюю композицию из цветов. Мы еще упаковали их в красивые коробочки. Получилось по-весеннему свежо, красочно, ярко, – говорит Нария. – Цветы ведь – это настроение, чувства, фантазии.
Нария внимательно следит за новыми тенденциями в цветочном бизнесе. Так, время от времени она учится на онлайн-курсах по составлению букетов, следит за новостями, трендами.
Муж Степан всегда поддерживает жену. Многое в магазине сделано его руками, не говоря о том, что он помогает любимой принимать, разбирать товар.
– Получается, он теперь не дарит вам цветы на праздники? – спрашиваю я.
– Мне уже трудно угодить, я стала избирательной, настолько разбираюсь в цветах, что сама подбираю их. Раньше он дарил мне цветы каждый день, а теперь… Да, конечно, если у жены цветочный магазин, то необходимость покупки цветов сама собой отпадает. Они и так всегда у меня дома, – смеется девушка. – Но Степан ищет альтернативные подарки, умеет удивлять.
В семье растут двое сыновей. Мама надеется, что они в будущем, по крайней мере, будут одаривать цветами своих жен.
Планов у молодой мамы много. Например, расширить свой бизнес, открыть филиал.
Как правильно составить букет
Это оказалось непростым делом. Надо не только иметь вкус, правильно выбирать цветовую гамму, но и держать стебли под определенным углом. Есть и разные формы букетов: раскидистые, круговые, каскадные, структурные нестандартных форм и так далее. Цветы боятся резкой смены температуры. Лучше не ставить их рядом с батареей, а найти им более прохладное место.
Сначала с цветов убираются все лишние лепестки, сухие листья. При этом флорист всегда учитывает пожелание клиентов.
– Прежде чем оформить заказ, мы фотографируем цветы для букета, можем снять видео, чтобы он точно знал, что мы используем при оформлении его заказа, – объясняет Нария.
Для покупателей есть бонусная система скидок, зарегистрировавшись на страничке магазина @yakuttsvettorg в Инстаграмме, можно получить постоянную 20% скидку. Получается очень выгодно.
Букеты надо хранить в прохладном месте, в вазе с холодной водой, предварительно срезав стебли наискосок. Так цветы простоят дольше.
– А сахар можно добавить воду?
– Такие бабушкины методы устарели, давно существуют специальные добавки, например, «Кризал». Кстати, мы его всегда дарим нашим покупателям, – говорит Нария. – Цветы мы ничем не опрыскиваем, никаких блесток не добавляем. Сейчас больше ценится натуральная красота. Так же красивее.
Кстати, девушка советует оберегать бутоны от капель воды. Иначе они могут почернеть и испортиться. Я заметила, что флористы, доставая очередную партию цветов из вазы, осторожно придерживали концы стеблей, чтобы вода оттуда не попадала на соседние цветы.
Конечно, цветочный бизнес – бизнес рискованный, но моей героине нравится ухаживать за цветами, заниматься ими, творить красоту и радовать людей.
– Конкуренции много. Посмотрите, сколько цветочных магазинов у нас, практически на каждом шагу. Но ведь и продуктовых много, так что каждый из нас имеет свою нишу. Я не боюсь конкурентов, – улыбается она.
***
Говорят, лозунг «Пусть цветы говорят!» немецкие флористы взяли на вооружение ещё в начале двадцатого века. И стратегия сработала: цветы «заговорили» и стали привычными собеседниками почти в каждом доме. И 8 Марта не исключение, а еще один повод красиво объясниться в любви всем женщинам. Пусть цветы говорят за вас!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: