Как живёт Международная Арктическая школа
Международная Арктическая – школа, куда стремятся сами дети
Десятиклассница Наталья Посельская, поставившая себе цель стать онкологом, перешла сюда из «Айыы Кыhата» и параллельно занимается в Малой медицинской академии.
Восьмиклассница Кира Чирикова из села Бетенкес Верхоянского улуса мечтала о МАШ с пятого класса, готовилась, даже посещала репетитора по английскому, который у них из-за отсутствия учителя не преподавали.
А Андрей Колесников из VIII «Б» поступил сюда вслед за братом из Верхневилюйской гимназии: «В день собеседования волновался, спал всего шесть часов. Очень рад, что учусь здесь. Тут все новое, а главное – дети новые!»
Да, дети действительно новые.
– Сознательные, активные и мотивированные, – характеризует своих подопечных директор Сардана Степановна Татаринова.
– Так как наша школа – государственное образовательное учреждение, а не муниципальное, любой ребенок имеет право поступить к нам, но отбор у нас конкурсный.
МАШ – языковая школа, поэтому первый экзамен – по английскому. Второй – математика, так как это основа всего. Потом – собеседование, в ходе которого дети, бывает, проявляют себя с неожиданной стороны – для присутствующих на нем родителей. Порой мамы с папами хотят, чтобы их ребенок учился здесь, а он не собирается менять свой круг общения. Мы же ориентированы на детей, которые сами приняли решение: «Это моя школа, и я буду здесь учиться».
Набор у нас с VII класса. Хотели бы принимать детей помладше, чтобы у них база начала формироваться раньше, но понимаем, что маленьких родители от себя не отпустят, к тому же живущие в интернате должны сами себя обслуживать, поэтому так.
«К полилингвальному обучению»
– Требования к педагогическому коллективу повышенные, – продолжает Сардана Степановна. – С этим связано и то, что у нас очень много молодых учителей, которые более активно внедряют смешанные формы обучения, используют онлайн-платформы.
А ещё у нас поточное обучение. Первыми его начали внедрять иностранные преподаватели – носители языка, а сейчас все убедились в его эффективности. При поточном обучении расписание строится под интересы детей, которые расходятся на разные предметы – профильные и базовые. Это сложнее организовать, но результаты хорошие.
Школа у нас языковая, и мы идем от изучения языков к полилингвальному обучению – допустим, когда история преподается на русском и китайском языках.
Обучение идёт на русском, якутском, есть индивидуальное обучение языкам малочисленных народов Севера – эвенскому, эвенкийскому, один ребенок учит долганский, и мы ему нашли студента.
Что касается иностранных, то английский изучается углубленно, второй язык – на базовом уровне: немецкий, французский, китайский, корейский, японский.
Со следующего учебного года начнется углубленное изучение китайского языка – по запросу детей, которые изучают его несколько лет, то есть с седьмого по девятый класс это было на базовом уровне, а в Х и ХI классах будет группа углубленного изучения. Вообще-то мы планировали это давно, я лично думала, что через год, но потребность назрела раньше.
Восточное направление и арктиковедение
– Конечно, лучше, когда иностранные языки преподают носители, но есть нюансы с оплатой из-за отсутствия северного стажа, надбавок, аттестации, плюс международная обстановка.
К счастью, СВФУ готовит сильных преподавателей иностранных языков, особенно восточных. Кстати, все их японоведы проходили практику здесь, в МАШ, потому что других школ с изучением японского нет.
Выпускники этого года высказали нам пожелание усилить восточное направление, сохранив и другие языки, и далее обращать особое внимание на гуманитарную составляющую, связанную с развитием коммуникаций, умением общаться, самостоятельно принимать решения, определять свою область интересов.
Также мы совместно с кураторами – Арктическим научно-исследовательским центром – работаем над созданием учебного пособия по арктиковедению. Первый год оно у нас шло как отдельный курс, потом стало частью каждого предмета: мы поняли, что Арктику надо изучать и на географии, и на биологии, и на физике, и на истории.
«Образовательный интенсив»
– Входя в систему республиканских образовательных учреждений наряду с Верхневилюйской гимназией, Республиканским лицеем-интернатом, Малой академией наук для одаренных детей, Центром круглогодичного отдыха «Сосновый бор», лагерями, мы отнюдь не варимся в собственном соку.
МАШ принимает стажеров – детей из других школ, где из-за отсутствия учителей не преподаются какие-либо предметы. Они приезжают к нам и всю четверть интенсивно учатся именно по ним. Смысл в том, что, когда ребенок увидит свои пробелы, у него должен включиться механизм самообразования.
А недавно закончилась образовательная смена в «Сосновом бору», куда приезжали дети со всей Арктики. Они приходили к нам, и их учили не только наши учителя, но и учителя со всех школ Якутска. Это тоже был образовательный интенсив.
После этого Институт развития образования и повышения квалификации прикрепляет к ним студентов или молодых учителей, которые ведут их как менторы, личные наставники, с которыми можно консультироваться, а на следующий год для них также запланирован курс интенсива. Таких методов сотрудничества, взаимодействия у нас много.
А летом мы открываем лагерь, правда, смена только одна, потому что наша база в каникулы всегда используется: во время лесных пожаров у нас жили ребята из Горного района, в следующем году будем встречать Международные спортивные игры «Дети Азии».
«Результат масштабного проекта»
– Работаем мы три года. Школа рассчитана на 220 мест, обучаются 283 ребенка, проблем с размещением нет, учимся в одну смену.
Столовая, медицинская служба, транспорт, интернат, система дополнительного образования – все свое. В изостудии преподает профессиональный художник, на скалодроме тренирует профессиональный альпинист.
У театральной студии свое ателье, где шьют костюмы к постановкам.
Все это – результат масштабного проекта государственно-частного партнерства, инициированного Айсеном Николаевым.
Мы начали разрабатывать этот проект с Министерством экономики в 2012 году, когда я была начальником городского Управления образования, и за короткое время было возведено 12 объектов, включая не только МАШ, но и Детскую школу искусств с концертным залом в 203 микрорайоне, уникальную SMART-библиотеку там же, Центр культуры и современного искусства имени Гагарина, школы и детские сады как в Якутске, так и за его пределами, например, в Сырдахе.
Программу государственно-частного партнерства, я считаю, надо поддерживать.
Вот, допустим, у нас каждый год возводятся пристрои к школам. Тоже, кстати, с 2012-го. Но там другая схема: сначала надо найти деньги в бюджете республики, города, потому и получается по 1-2 пристроя в год. А тут за три года – 12 объектов.
«Всё лучшее – детям»
– Частный партнер строит в короткие сроки, вкладывает большие деньги и далее определенное время продолжает обслуживать здание. Наше, к примеру, до 2026 года – в аренде, а в первые несколько лет любое новое здание «ходит», но все это – текущий ремонт, системы вентиляции, теплоснабжения, водоснабжения – контролирует тот, кто построил.
В этом году в микрорайоне «Прометей» будет введена школа на 990 мест, это тоже проект ГЧП, и ответственность за качество строительства будет нести партнёр. И так во всех 12 объектах Якутска. Ну а мы в это время можем заниматься исключительно образованием – это мечта каждого директора школы.
По ГЧП партнер построил нам здание, обеспечил мебелью, но вот вся «начинка», все оборудование получено благодаря Айсену Сергеевичу. Учредитель Международной Арктической школы – правительство республики, и на все новейшие образовательные технологии нам были выделены дополнительные средства.
Мы сами определяли, какие направления, какие кружки у нас будут, и приобретали оборудование под них: роботехника, 3D-моделирование, дроны, светомузыкальная аппаратура для театра.
Разумеется, мы очень благодарны нашему правительству, что оно полностью обеспечивает нам условия и предоставляет все возможности для реализации максимально больших целей. Здесь с полным правом можно сказать: «Все лучшее – детям».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: