Виртуальный мир несовершеннолетними используется как средство для познания окружающего мира, и несет в себе не только положительные возможности, но и представляет опасность, в том числе пагубно влияя на неокрепшую психику детей. Наряду с этим ежегодно растет количество преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, с использованием средств связи и ресурсов сети Интернет.
Сегодня поговорим о том, как обезопасить детей в информационном пространстве – об особенностях в жизни и развития современных детей в сети интернет. Для создания материала мы обратились к эксперту заместителю начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних МВД по Республике Саха (Якутия) Оксане Звержеевой.
Данные по Якутии
– За 10 месяцев 2022 года жертвами преступлений (преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, изготовление, оборот материалов и предметов с порнографическими изображениями н/летних, вымогательства, мошенничество, нарушение неприкосновенности частной жизни, кражи) стали 22 ребенка на территории столицы республики, Мирнинского, Верхневилюйского, Вилюйского, Горного, Кобяйского, Ленского, Олекминского, Хангаласского, Нерюнгринского, Чурапчинского районов.
Одним из распространенных видов преступлений, совершаемых в отношении детей, с использованием сети Интернет, являются преступления против половой неприкосновенности, когда взрослые лица вступают в переписку с детьми на сексуальные темы, сопровождаемые рассылкой изображений порнографического содержания, получение обманным путем от несовершеннолетних фотографий интимного характера.
Помимо преступлений против половой неприкосновенности не меньшую опасность для детей представляет распространение в сети Интернет социально опасных игр и ресурсов, разделяющих идеи противоправного поведения.
26 подростков стали участниками IT преступлений на территории Якутска, Алданского, Амгинского, Верхнеколымского, Нюрбинского, Ленского, Чурапчинского и Нерюнгринского районов.
В ходе мониторинга социальных сетей оперативными подразделениями министерства выявлены 14 несовершеннолетних, участников интернет сообществ девиантной направленности, по которым проведены адресные проверки и профилактическая работа.
Основными причинами вступления в группы являются любопытство, поиск новых друзей в виртуальном мире. При этом подростки не подозревали, что группы пропагандируют девиантное поведение. Со всеми несовершеннолетними и их законными представителями проведены профилактические беседы, консультации с психологами, представителями органов образования и полиции. В целях предотвращения тяжких последствий, родителям рекомендовано установить контент-фильтры на сотовые телефоны и персональные компьютеры, вручены официальные предостережения.
Смешанная реальность
- Интернет-пространство – неотъемлемая часть реальности детей и подростков. Современные дети быстро адаптируются к переработке большого количества медиаматериала и комфортно чувствуют себя в постоянном информационном потоке. Однако сегодня интернет-каналы становятся инструментом трансляции идеологий различных движений и субкультур, в том числе идеи которых противоречат социальным и правовым нормам, а дети и подростки активно используют социальные сети в качестве площадки для выражения своей идентичности. В связи с этим детям и подросткам важно не только успешно адаптироваться к реальной жизни, но и иметь знания о безопасном пребывании в сети. Необходимо понимать, что не обладая навыками грамотной киберсоциализации ребенок легко становится жертвой кибермошенников, уязвим перед угрозами кибербуллинга и активно поддается влиянию со стороны информационных манипуляций: от распространения фейковых новостей до потенциального риска вовлечения в деструктивные Интернет- сообщества.
Дети «группы риска»
- Дети и подростки «группы риска» вовлечения в деструктивные сообщества имеют трудности в социальной адаптации, проблемы с самооценкой, плохо справляются с жизненными проблемами и стрессом. Такие дети легко вовлекаются в преступную деятельность, поддаются манипуляциям деструктивных движений, в том числе через романтизацию асоциальных и противоправных практик и обесценивание жизни, а также за счет переноса проблем из своей реальной жизни в виртуальное пространство. При этом трансформация личности ребенка, его мировоззренческих установок – это процесс, продолжительный по времени и зачастую отслеживаемый: существует система маркеров определения детей «группы риска» – это эмоциональные реакции, внешний вид, особенности поведения и использование в речи слов, отражающих специфику деструктивного сообщества.
На какие сигналы нужно обратить внимание?
- Изменение поведения ребенка: был активным/веселым – стал замкнутым, потерянным.
- Изменение внешнего вида: резкая перемена внешнего вида, в том числе появление одежды с провокационными надписями и символикой различных субкультур.
- Изменение интересов ребенка: вопросы/разговоры о религии, смысле жизни, социальной несправедливости.
- Рискованное поведение: фотосессии на карнизе крыш, увлечение руфингом, зацепингом, а также трансляция данных практик в Интернете («стримы») и другие.
- Негативные высказывания: желание умереть, навсегда уехать, исчезнуть и др.
- Сокрытие виртуальной жизни (удаление родителей из друзей, наличие пароля на телефоне и компьютере и др.).
- Публикация/репостинг цитат, статусов, изображений деструктивных сообществ, использование специфических хештегов.
- Изменение аккаунта ребенка: смена имени и фамилии, аватарки, адреса аккаунта и др.
Контент вашего ребенка
- Что же делать родителям, ребенок публикует деструктивный контент на своей странице в социальных сетях? Изучите данный контент, обратите внимание на поведение ребенка в обыденной жизни. В процессе беседы узнайте у ребенка, что для него значат эти публикации, но не пытайтесь принуждать к их удалению. При этом не стоит забывать, что запрет на пользование социальными сетями не является решением проблемы.
Бывает такое, когда ребенок закрывает доступ родителям к своим социальным сетям. В этом случае лучше не пытаться взломать социальные сети ребенка, отбирать у него телефон, угрожать отключить Интернет. Лучше попытаться наладить контакт и установить доверительные отношения. Заведите правило открыто обсуждать проблемы, которые вас беспокоят. Расскажите ребенку, что интерес к его виртуальной жизни – это выражение родительского внимания и способ защиты ребенка от киберугроз. При согласии ребенка – попросите его добавить Вас в друзья в социальных сетях.
*в тексте использованы данные из учебно-методических материалов Национального антитеррористического комитета, Центра защиты прав и интересов детей.
Куда обратиться за психологической помощью?
Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно)
8-800-2000-122
Куда сообщить об опасном контенте?
Полиция 02 (102, 112)
Роскомнадзор – eais.rkn.gov.ru/feedback/
This post was published on 17.11.2022 11:18