Как якутяне работали над российским анимационным фильмом «Кощей»

Как якутяне работали над российским анимационным фильмом «Кощей»

12:22
19 декабря 2021

В конце октября на экраны вышел полнометражный мультипликационный фильм «Кощей. Начало». Оказывается, над его созданием трудились трое молодых якутян, которые сегодня живут и работают в Москве – художник по текстурам Анжелика Ларина, аниматор Маркел Мартынов и композер Трофим Романов. Ребята рассказали о себе, профессии и о том, как шла работа над проектом.

«Раскрашиваем 3D — модели»

Стать художником Анжелика Ларина мечтала с детства. Училась в художественной школе, после 9 класса поступила в Якутское художественное училище на факультет дизайна. Именно во время учёбы она впервые узнала о 3D-графике и стала серьёзно её изучать. А когда стала студенткой Санкт-Петербургского госуниверситета промышленных технологий и дизайна, желание заниматься 3D-графикой только укрепилось. После окончания университета Анжелика пришла работать в известную питерскую студию «Мельница».

– Я попала в отдел художников по текстурам, – рассказывает она. – Было очень интересно – работали по текстурам мультфильма «Урфин Джюс 2» и мультсериала «Царевны». Возможно, я бы продолжала там работать, но мужу предложили работу в Москве, поэтому мы переехали. Вскоре меня взяли в студию «Паровоз», где я сразу приступила к работе над мультфильмом «Кощей. Начало» в качестве ведущего художника по текстурам.

Работа художника по текстурам заключается в том, что мы раскрашиваем 3D-модели. Они же к нам приходят серыми, а мы придаём им различные цвета. Когда начинается работа над объектом, художники нам рисуют концепты, где задаётся общая стилистика. Потом уже в ходе обсуждения что-то может поменяться. В целом, создание мультфильмов – это достаточно трудоёмкий процесс. Причем специфика полного «метра» в корне отличается от короткометражного мультфильма – она требует от художника по текстурам детального прорабатывания текстур для создания больших ракурсов, точных компьютерных расчётов и т.д. Над «Кощеем» работали 5-6 художников по текстурам. Вначале производство шло в студии, а когда объявили локдаун, работали дистанционно. Над «Кощеем» мы работали три года.

Полностью собранный фильм я посмотрела уже в кинотеатре. Мне понравилось – достаточно позитивно, интересные сюжетные повороты. Когда работаешь над фильмом, тебе приходят только отдельные кадры, поэтому ты не видишь общую картину.

По мнению Анжелики Лариной, сегодня в Якутии необходимо развивать не только 2D, но и 3D-анимацию.

– Знаю, что Майтона стала мировым гигантом в видеоиграх, в принципе, это те же специалисты, которые, как и в мультипликации, работают в 3D. Поэтому перспективы есть. Если кто-нибудь из якутских аниматоров возьмётся за производство мультфильмов, в первую очередь надо придумать хороший сюжет, от этого зависит многое.

Работа аниматора

Когда в 2010 году Маркел Мартынов ехал из Верхневилюйска учиться на агроинженера в Новосибирский аграрный университет, он и не предполагал, что через несколько лет будет работать… аниматором. Во времена студенчества молодой человек увлёкся видеоиграми, пробовал что-то делать сам. Маркел говорит, что в те времена в интернете по видеоиграм было очень много информации, а по созданию анимации почти ничего.

– Я нашёл только одну книгу на эту тему – британского аниматора Ричарда Уильямса. Проштудировал от корки до корки. Именно после неё я решил заняться анимацией. В те времена был сайт Animation club, где проводились курсы мульти-аниматоров. Московские, питерские аниматоры делились своим опытом. В 2015 году я начал учиться, а затем менее, чем за полгода, нашёл работу в Москве в компании Banzai Games. В этой студии я проработал два года. Затем перешёл в Mail.ru, где тоже работал над созданием видеоигр. И потом уже оказался в студии «Паровоз» аниматором на полнометражный проект «Кощей. Начало». Это был мой первый мультипликационный фильм. Первое время было трудно, но рядом были опытные коллеги-аниматоры, которые учили, поддерживали. Создание мультфильма – это командная работа.

Работа аниматора заключается в оживлении персонажей – сделать из пустой куклы-болванки живое существо, которое говорит, дышит, чувствует. Самое сложное в нашей работе то, что анимация делается очень медленно, т.е. 1 секунду можно делать и три дня, и целую неделю, если там много персонажей. Это комплексная работа: надо работать очень плотно с режиссёром, понимать его замысел, характер персонажей. От студии над проектом работали 10 аниматоров. Кроме этого, были задействованы и зарубежные фрилансеры – всего порядка 80 человек. Считаю, мультфильм получился интересным – он насыщен историей, персонажами. Я очень доволен.

Ребятам, которые тоже хотят заняться анимацией, Маркел Мартынов советует: «Изучайте то, как ходят люди, как они взаимодействуют друг с другом, как обращаются с предметами, изучайте бытовые стороны жизни, фиксируйте, делайте наброски, затем всё это переносите на компьютер. И учитесь у опытных аниматоров. Для тех, кто хочет заниматься прикладной анимацией, курсов очень много. Если же хотите сделать авторский проект, поступайте во ВГИК или в Школу кино. Будущий аниматор должен обладать усидчивостью, терпением, умением слушать критику. И запомните – никогда не поздно начать заниматься анимацией, если тебе это действительно нравится».

«Сложности были в объеме материала»

Для Трофима Романова «Кощей» стал первым опытом работы над мультипликационным фильмом. До этого девять лет он работал в кино как специалист по спецэффектам. Сегодня в послужном списке Трофима более 30 картин.

В мультфильме «Кощей» он работал в качестве специалиста по композингу. Весь тот огромный объём материала, который делали на протяжении трёх лет специалисты разных уровней, приходил в конечном итоге к композерам, которые и собирали элементы в единую, цельную картину.

Трофим закончил Санкт-Петербургский университет кино и телевидения.

– Я выбрал направление спецэффектов, компьютерной графики для кино, – рассказывает он. – Серьёзно спецэффектами увлекся, когда был студентом. Стал учиться, но это были те времена, когда в открытом доступе не было никакой информации. И учился по тем немногочисленным книгам, которые находил в книжных магазинах, на которые отдавал всю свою стипендию.

Также на мой выбор повлияли два человека – это художники по компьютерной графике Евгений Осипов и Ростислав Павлов, за что я им очень благодарен. Увидев, что они делают, я стал у них учиться, спрашивать. Позже учился на курсах в Москве, ходил на мастер-классы известных российских специалистов.

Трофим Романов работал над фильмами Марианны Скрыбыкиной «Покидая благоухающую гавань», «Айыы уола», Костаса Марсаана «Мой убийца», «Иччи», Эдуарда Новикова «Царь-птица». В Москву переехал, чтобы совершенствовать своё мастерство. В компании «Посткино» делал спецэффекты к кинофильмам «Тёмный мир 2», «Вий 2. Тайна печати дракона», в компании «Синелаб» трудился над фильмом «Экипаж», а в компании CGF делал спецэффекты к «Серебряным конькам» и «Коньку-Горбунку». Летом прошлого года якутянина пригласили в студию «Паровоз» как специалиста по композингу.

– Я только потом узнал, что над «Кощеем» работали трое якутян, – говорит Трофим. – Сложности были в объёме материала и в очень сжатых сроках. Нам дали на сборку всего год, а количество материала было просто огромное! Вначале нас, композеров, было всего шесть человек, но к концу проекта стало 20. Ведь у нас было порядка 2 тысяч шотов (кадр — от одной склейки до другой). Мы работали по 7 дней в неделю, но фильм сдали! Получился очень качественный проект мирового уровня. Мы довольны результатами, ведь до сих пор «Кощей» – на втором месте по рейтингу в «Кинопоиске».

+1
23
+1
3
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
16 мая
  • -2°
  • Ощущается: -7°Влажность: 54% Скорость ветра: 5 м/с