Как якутский школьник мусор в дело пустил
Куда девать отходы от строительства дома? Десятиклассник Чурапчинской гимназии имени С.К. Макаренко Григорий Гоголев подошел к этому делу творчески, по-научному.
Экспериментальным методом
Итак, в 2013 году семья Гоголевых из села Чурапча Чурапчинского улуса построила дом. Как вы знаете, при возведении зданий образуется много отходов стройматериалов. Так и произошло в семье Гоголевых. Они построили дом из лиственницы, и поэтому их двор был усеян ее корой. Кроме того, в селе работают три пилорамы, и отходов их производства также немало.
И тогда возникла идея использовать оставшуюся кору лиственницы в разных целях. В то время Григорий учился еще в 3-м классе. Вместе с научным руководителем Марией Хоютановой они изучили свойства коры лиственницы и даже узнали два метода ее применения в виде лечебного раствора и удобрения для огорода.
– Кору лиственницы мы кипятили в течение двух часов и получили раствор для полоскания горла. Его можно использовать при ангине, отлично помогает, – делится опытом школьник.
Саму кору Григорий вместе с бабушкой использовали как укрывной материал в огороде для сохранения влаги на грядках.
– Благодаря этому мы получили урожай в полтора-два раза больше, – говорит он.
Дальше – больше. Экспериментатор углубился в изучение проблемы, и так возник проект на тему «Вторичное использование отходов производства (на примере коры лиственницы)».
Тепловодная новация
В ходе исследования коры лиственницы Григорий создал новый теплоизоляционный композитный материал.
– В его создании использовал кору лиственницы, обойный клей, глину. Таким образом, экспериментируя с составом, получил пять разных видов самодельных кирпичей. Материал можно использовать для стен и потолков при строительстве, – говорит он.
К слову, самой крепкой и устойчивой оказалась модель, созданная из глины и измельченной коры лиственницы без применения обойного клея. Во время эксперимента кирпичи бросали на землю с метровой высоты, и именно этот экземпляр оказался самым крепким и не разбился.
По словам юного исследователя, при проверке теплопроводности нового материала он также оказался лучше образцов кирпичей из одной только глины. Дольше сохраняет тепло, а также влагоустойчив.
В перспективе теплоизоляционный материал можно использовать для укладки крыш, утепления стен, как еще один защитный гидроизоляционный слой, что немаловажно для наших якутских морозов.
Со своим проектом Григорий не раз оказывался призером и победителем республиканских научно-практических конференций «Шаг в будущее».
Ученый будущего
А на днях десятиклассник стал призером финального этапа самого крупного в России Международного конкурса научно-исследовательских и инженерно-технических проектных работ школьников «Учёные будущего». Конкурс прошел на базе МГУ имени М.В. Ломоносова в Москве.
Григорий стал обладателем диплома II степени по признанию научного жюри и диплома I степени по признанию молодежного жюри в секции «Геология и науки о Земле».
– Конкурс проходил на историческом факультете. Само открытие было грандиозным и началось с пятиминутного мощного салюта, что мы ощутили всю масштабность происходящего. Перед выступлением, конечно, сильно волновался. Тем не менее мне понравился формат живого общения, что помогло успокоиться, раскрепоститься и достойно представить свой проект, – вспоминает он.
В будущем подросток планирует учиться в СВФУ и получить профессию инженера-эколога. По крайней мере, у него уже есть рекомендация для поступления на это направление.
_______________________________________
Справка
«Ученые будущего» – крупнейший российский конкурс исследовательских работ школьников. Он направлен на поддержку одаренных детей, создание условий для интеллектуального развития детей, распространение и популяризацию научных знаний.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: