Как возрождение Северного морского пути поможет восстановлению арктических районов Якутии

Как возрождение Северного морского пути поможет восстановлению арктических районов Якутии

11:54
21 августа 2022
Читайте нас

На Севере Якутии в связи с восстановлением Северного морского пути, развитием Кючусского кластера месторождений твёрдых полезных ископаемых, строительством атомной станции малой мощности с 2024 по 2028 год ожидается строительный бум, который отразится на всех сферах жизни северян.

Так, будут проводиться дноуглубительные работы на Яне, необходимые для создания условий по грузопотоку.

АО «Русатом Оверсиз» Госкорпорации «Росатом» рассматривает основные транспортные пункты для обработки грузов для инвестиционных проектов – это п.Нижний Бестях Мегино-Кангаласского района, п.Тикси Булунского района, п.Нижнеянск и п.Усть-Куйга Усть-Янского района.

Как сейчас

– Поэтому вопросы восстановления сырьевой базы являются актуальными, – говорит Семён Коркин, руководитель Департамента водного и ж/д транспорта Министерства транспорта РС(Я). – Так, в ближайшее время ожидается увеличение интенсивности перевозок. АО «Русатом Оверсиз» занимается стройкой атомной станции, создан республиканский штаб, который координирует всю эту работу. Минтранс России разрабатывает предложение по улучшению судоходных условий.

В Янскую группу районов в рамках арктической навигации перевозится ежегодно порядка 140-150 тысяч тонн грузов, в том числе 100 тыс. тонн каменного угля, 30 тыс.  нефтепродуктов и 10 тыс. тонн сырой нефти для нужд населённых пунктов Усть-Янского и Верхоянского районов. На эти цели работают два предприятия – ООО «Янское речное пароходство» и ПАО «Ленское объединенное пароходство».

Углубительные и прочие работы

В этом году завершаются научно-исследовательские работы по подготовке предложений для улучшения судовых условий на сложном перекате «Пороги» и баровом участке Яны, – рассказывает Семён Коркин. – Яна сама по себе очень извилистая, на ней очень много перекатов, порогов. Из-за этого в 2016-м году поменяли судовой ход, именно на баровом участке – это переход с морского участка на реку. На перекате «Пороги» дно каменистое и сильное течение, при проходе суда могут получить повреждения. Эту научную работу выполняют представители МГУ.

Углубительные работы на реках очень важны. Сейчас гарантированная глубина на реке Яне на участке Усть-Куйга – Нижнеянск составляет 160 сантиметров и на баровом участке реки – 220 см. После 1 сентября глубина на этом участке реки составит 170 см и на баре – 300 см, это норма, которая утверждается ежегодной программой «Росморречфлота». Сегодня для создания нужной глубины работает дноуглубительная техника Янского техучастка ФБУ «Администрация Ленского бассейна».

В 80-х годах прошлого века на реке Яне дноуглубительные работы выполняли 5-6 земснарядов разной производительности. Сегодня работают две единицы техники:

  • з/с «Ленский»-246 с производительностью 250 куб.м. в час, который обслуживает участок Усть-Куйга – Нижнеянск;
  • з/с «Олег Стрельченя» с производительностью 4000 куб.м. в час, который задействован для работы на баре р.Яны.

Нужна техника

В данное время отрабатывается вопрос приобретения дополнительной техники для нужд ФБУ «Администрация Ленского бассейна».

– Существующего состава дноуглубительной техники и доведённых объёмов финансирования на содержание внутренних водных путей недостаточно для реализации этого комплексного инвестиционного проекта, – говорит Семён Коркин. – Также, с учётом увеличения интенсивности перевозок на р. Яне, требуется содержание подходного канала к пристани и затона речного порта в п.Усть-Куйга.

Правительством республики подготовлена и направлена соответствующая заявка в Минтранс России на выделение дополнительной дноуглубительной техники и плавучих кранов для выполнения данной работы, которая находится на стадии рассмотрения. Предварительная поддержка Минтранса России и Росморречфлота имеется, ведётся изыскание источников финансирования в рамках госпрограммы РФ.

Хотелось бы напомнить, что Росморречфлотом в 2014 году был осуществлён перегон земснаряда «Олег Стрельченя» с производительностью 4000 куб.м./час и в 2018 году построен земснаряд «Владимир Панченко» с производительностью 1000 куб.м./час для работы в Ленском бассейне по заявке Республики Саха (Якутия).

Новый причал и затон

– В посёлке Усть-Куйга должно быть построено отдельное причальное сооружение, – говорит Коркин. – Для строительства атомной станции планируется ежегодно завозить дополнительно 100 тысяч тонн строительных материалов, то есть будем ввозить порядка 250-300 тысяч тонн в период навигации.  Сейчас мы отрабатываем с Минтрансом России вопрос содержания затона и выполнение углубительных работ к причалу и к существующему портовому сооружению за счёт федеральных средств.

Логистика восстановления Северного морского пути отрабатывается, одним из этих факторов будет развитие посёлков Нижнеянск, Усть-Куйга, Тикси и прилегающих территорий. Портовая инфраструктура будет задействована в перевозке грузов для атомной станции.

План дноуглубительных работ в Ленском бассейне в навигацию 2022 года составляет 2315 тыс м3.

– Сейчас по факту отработали 1100 тысяч м3, – говорит руководитель. – Это связано с тем, что нынче на Лене, Яне и Индигирке очень хорошая водность, поэтому копать пришлось меньше.

Мощное возрождение Севера

– В существующий план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры Минтранса РФ аэропорт «Усть-Куйга» не включён, – рассказывает Коркин. – Но, как я уже говорил, в связи с развитием добычи золота на месторождении «Кючус» будет строиться атомная станция, вырастет объём доставляемых грузов, в том числе и опасных. Доставка грузов будет вестись только воздушным транспортом, поэтому необходима реконструкция взлётно-посадочной полосы. Также, соответственно, будет строиться вахтовый посёлок.

Сегодня руководством республики ведётся работа по включению в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2030 года мероприятий по проектированию и строительству с 2025 года аэропорта «Усть-Куйга». Сейчас туда выполняют рейсы только Ан-24 и Ан-26.

Для организации бесперебойного авиасообщения с обеспечением требуемого уровня безопасности полётов необходима реконструкция аэропорта, в том числе строительство взлётно-посадочной полосы с искусственным покрытием для приёма воздушных судов I-II класса с соответствующей вспомогательной аэропортовой инфраструктурой в посёлке Усть-Куйга.

– Планируется строительство взлётно-посадочной полосы для обслуживания воздушных судов типа Ил-76, – сказал Семён Коркин.

+1
2
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
24 апреля
  • Ощущается: 1°Влажность: 81% Скорость ветра: 2 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: