Как устроена работа в Центральных электрических сетях
В Якутию пришли морозы под минус 50. Младшие школьники ушли на актированные дни, взрослые в густом тумане бредут на работу. В таких условиях даже короткое отключение электроэнергии воспринимается как катастрофа. А каково приходится тем, кто должен обеспечивать бесперебойную работу электросетей и в случае аварии своевременно ликвидировать поломки на морозе? «Якутия» побывала в Центральных электрических сетях и убедилась, что работают здесь только настоящие энтузиасты своего дела.
В морозное декабрьское утро приезжаю в Центральные электрические сети ПАО «Якутскэнерго». На улице мороз под 50, поэтому быстро проскакиваю в проходную. Как и договаривались, меня здесь встречает специалист группы по связям с общественностью Елена Васильева, которая и знакомит меня с работой Центральных электрических сетей – организации, призванной следить за бесперебойной работой электроэнергии не только столицы республики, но и центральных районов Якутии.
11 РЭСов
Самая главная функция предприятия – обеспечение бесперебойной работы электросетевого хозяйства.
Оперативно-диспетчерская служба, находящаяся здесь, следит за правильной работой энергооборудования десяти районов республики: центральных (Намского, Горного, Хангаласского), заречных (Усть-Алданского, Мегино-Кангаласского, Таттинского, Усть-Майского, Томпонского, Амгинского, Чурапчинского), а также столицы республики и её пригородов. Остальные линии и подстанции в районах Якутии обслуживают Западные электрические сети, Сахаэнерго. На юге республики трудятся коллеги из АО «ДРСК».
В каждом из этих десяти районов расположены оперативно-диспетчерские группы, которые, в свою очередь, подчиняются оперативно-диспетчерской службе и передают всю информацию.
В просторной диспетчерской на стенде расположена большая мнемосхема, где отражены крупные энергообъекты в улусах. На ней светятся лампочки, которые отображают реальную оперативную обстановку и показывают рабочее состояние коммутационных аппаратов. При каких-либо изменениях режима работы вся информация тут же отражается на мнемосхеме, так что специалисты сразу понимают, что и где отключилось.
Но и это ещё не всё – у каждого диспетчера на столе по несколько мониторов. И если один из них – для «бумажных» дел, то есть ведения документации, то на остальных отображается развернутая схема каждого из РЭСов (районов электрических сетей): положение коммутационных аппаратов, нагрузка по узлам и другая техническая информация. Если что-то идёт не так, то на экране сразу же становится видно, какое оборудование и где отключилось.
Ну, а далее всё по инструкции: диспетчер передаёт информацию оперативно-выездной бригаде. Бригада выезжает на место, проводит визуальный осмотр. Если есть необходимость, дополнительно вызывается персонал, который осуществляет дальнейший ремонт.
– Все наши специалисты имеют высшее техническое образование и большой опыт работы, – рассказывает дежурный диспетчер Александр Герасимов. – Я работаю в энергетике с 1994 года, начинал работу в Алдане с должности монтера 3 разряда. Отвечал за эксплуатацию распределительных сетей, ремонт трансформаторов и другого оборудования, находящегося в нашем ведении. Затем перевелся в диспетчеры.
Но отслеживание аварийных ситуаций – не единственная задача диспетчеров. За ними также закреплено составление плана ремонтных работ всех обслуживаемых электросетей 11 РЭСов. И, поверьте, объём работ здесь – очень большой.
Ремонт и обслуживание
– Для того чтобы поддерживать нормальную работу сетей, нужны регулярные ремонты и своевременная реконструкция, – рассказывает Михаил Колодезников, начальник оперативно-диспетчерской службы. –При выполнении таких работ просто необходимо планово вводить на них ограничения, для этого формируется ремонтный режим с расчётом, какие потребители будут запитаны от резервных источников на период проведения работ и так далее. Если все расчёты диспетчеров сделаны правильно, то энергосистема будет функционировать надёжно.
Работа диспетчеров ведётся круглосуточно. Дежурные заступают на смены по графику. От их опыта и знаний зависит многое: именно диспетчеры следят за правильностью работы всех приборов, в случае нештатной ситуации их обязанность – максимально быстро отреагировать, вовремя подать команду службам, чтобы поломка была устранена в максимально короткие сроки.
Тесно работает с диспетчерами инженерно-технический персонал – мастера подразделений, которые, в свою очередь, руководят электромонтерами. Есть в ЦЭС и вспомогательные службы – например, служба механизации и транспорта, без водителей которой работа энергетиков просто невозможна. Всего на предприятии на сегодняшний день трудятся 1410 человек.
– Не происходит ли больше аварий зимой, когда нагрузка на электросети увеличивается в разы?
– Нет. Мы тщательно готовимся к осенне-зимнему периоду и в течение ремонтной кампании проводим подготовку оборудования к эксплуатации в зимний период. Так, к примеру, подготовка к зиме 2020-2021 годов начинается годом ранее: составляется план ремонтных работ, производится закупка необходимых материалов, их доставка. И, начиная с марта, ведется ремонтная кампания, которая обычно длится до ноября.
– Но, согласитесь, странно проводить плановые отключения зимой…
– Существуют виды работ, которые возможно проводить лишь в холодное время года, когда происходит промерзание грунта. Я говорю о труднодоступных местах, проезд к которым нашей специализированной техники сильно затруднен в тёплое время года. В таких ситуациях ремонтные работы приходится переносить и ждать, когда земля промёрзнет и туда сможет заехать спецтехника. Конечно, основной объём работ по техническому обслуживанию и ремонтам мы выполняем в летнее время, но единичные случаи, когда их приходится переносить на осенний период, всё же остаются.
Что касается аварийных отключений в сетях кабельных линий, то они также возникают по причине оттайки и промерзания грунта: когда земля оттаивает и начинает «ходить».
– А что делать тем, у кого от электроэнергии зависит не только работа электроприборов, но и отопления? Например, после недавнего отключения света в Якутске владельцы многих автономных котлов жаловались на их некорректную работу…
– В таких случаях владельцы частных домов должны предусмотреть наличие резервного источника питания, – отвечает Елена Васильева. – Когда человек подписывает договор на технологическое присоединение, то часто не обращает внимание на пункт, где прописано, что потребитель обязан иметь данный РИП. Это же дополнительная защита личного энергозависимого оборудования, о которой каждый должен позаботиться самостоятельно. Что касается многоквартирных домов, то практически везде существует резервная линия: если вдруг одна вышла из строя, то есть возможность запитать электроэнергию по второй линии. Намного сложнее сделать это в частном секторе, там такая возможность есть не всегда.
К слову, сельские жители относятся к отключениям электроэнергии более спокойно, говорят работники РЭС, городские же сразу начинают паниковать. А между тем плановые отключения электроэнергии обязательны, потому что если вовремя не провести ремонт, то может возникнуть авария, и в таком случае отключение электроэнергии вместо одного часа может растянуться на несколько часов.
Электромонтёры и не только
Непосредственным ремонтом, техническим обслуживанием и технологическим присоединением электросетей занимаются электромонтёры.
К примеру, одна только служба воздушных линий распределительных сетей может в смену вывести на линию до девяти бригад, в каждой из них от двух до шести монтеров. Хочется отметить, что все работники здесь обеспечены спецодеждой: начиная от нательного белья вплоть до перчаток и обуви. Делится она не только по сезонам – на зимнюю и летнюю, но и по проводимым видам работ: будь то монтажные работы либо ошкуровка леса или чистка просеки, для каждой – отдельная.
Каждому работнику производственной службы выдаётся нательное белье из натурального хлопка, свитер, роба, зимние валенки, утепленные сапоги, перчатки, каска, подшлемник из хлопка, защищающий шею и голову, ношение которого обязательно в любую погоду, независимо от времени года. Забрало на каске служит для защиты глаз. Спецовки разработаны именно для электромонтёров и снабжены защитным свойством от электрической дуги. Поверх спецовки надевается страховочный пояс с крюком, который крепится к «люльке» автоподъемника. Охрана труда всегда проверяет, как одет монтёр.
Владислав Куприянов закончил Мирнинский региональный технологический колледж по специальности электромонтёр и вот уже пять лет трудится в ЦЭС.
– Работать здесь мне очень нравится. Я пошёл по стопам отца, с детства ходил за ним и смотрел, как и что он делает. Так что в профессию пришёл осознанно. Каждый день в рабочие будни мы выезжаем на линию и проводим плановые работы по наряду, конечно, выезжаем и на аварийно-восстановительные работы. У электромонтёров все построено чётко. Работа моя мне нравится еще и потому, что я чувствую, что приношу реальную пользу, – рассказывает Владислав.
К слову, для того, чтобы устроиться в производственную службу ЦЭС, необходимо пройти спецподготовку. Соблюдение техники безопасности здесь поставлено очень серьезно, а все поступающие на службу проходят углубленный медосмотр. Претендент на работу в обязательном порядке проходит стажировку, подготовку, проверку знаний. Например, диспетчеры перед сдачей экзамена проходят тренировки, во время которых создаются условия реальной аварийной ситуации. Только после всех испытаний диспетчера допускают к самостоятельной работе. Кстати, проверка знаний сотрудников проводится на предприятии постоянно как планово, так и внепланово. Кроме того, ежемесячно организуется спецподготовка по разным видам работ.
Не без гордости мне продемонстрировали кабинет предрейсового и послерейсового осмотра водителей. Он оснащён автоматизированным аппаратом, благодаря которому каждый водитель ежедневно, перед тем как приступить к работе, должен пройти медосмотр самостоятельно. Медицинский работник при этом обязательно присутствует в кабинете и контролирует организацию процесса.
По словам водителя Руслана Аушева, автоматизация намного ускорила процесс предрейсового осмотра. В Центральном РЭС ежедневно порядка 40-45 водителей проходят его: проверяют давление, проходят алкотест, измеряют температуру тела. По завершению система выдаёт талончик о состоянии здоровья водителя, который наклеивается на путевой лист.
На предприятии работают представители 14 трудовых династий энергетиков, совокупный стаж которых составляет 1535,5 лет, и трудятся здесь люди, преданные своей специальности.
– В энергетику люди приходят по зову души и сердца и, как показывает практика, остаются верными этой профессии навсегда, – резюмирует нашу встречу Елена Васильева.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: