X

Как работают самолеты-зондировщики в Якутии

Собственный якутский зондировщик АН-26

Второй сезон отработал в этом году самолет-зондировщик «Атмосфера»,  Ан-26, разработанный якутской авиакомпанией «Полярные авиалинии». Огромная, малонаселенная, покрытая густой тайгой территория Якутии является одной из самых пожароопасных регионов России. Чтобы результативнее бороться с лесными пожарами, в июне 2021-го года глава государства  Владимир Путин поручил провести в Якутии эксперимент по созданию искусственных осадков для борьбы с пожарами. Ответственными за эту работу были определены правительство России и власти республики.

Инициатива главы республики

В 2021-м году глава Якутии Айсен Николаев поручил оснастить собственный зондировщик на базе самолета Ан-26. Это был революционно новый подход к решению данной проблемы.   Задачу решали совместно с Центральной аэрологической обсерваторией Росгидромета.

— Для борьбы с природными пожарами работы проводятся в нашей стране начиная с 60-х годов, – говорит начальник Центра физики облаков и активных воздействий Центральной аэрологической обсерватории Росгидромета Баграт Данелян. – Но ранее речь шла о самом тушении природного пожара искусственно усиленными осадками. А вот работы по предварительному увлажнению пожароопасных территорий для снижения класса пожарной опасности проведены в нашей стране и в мире впервые. Это стало возможным благодаря инициативе главы республики Айсена Николаева и поддержке президента России.

В 2022-м году впервые в борьбе с лесными пожарами привлекли самолеты-зондировщики. Количество лесных пожаров снизилось в разы, эффективность метода была доказана. Контракт на выполнение работ самолета-зондировщика заключается со Службой спасения Якутии.

Разработка проекта

Проект был сложным, признается Игорь Васин, начальник якутского цеха технического обслуживания воздушных судов Ан-24, Ан-26 Авиакомпании «Полярные авиалинии».

   — Это первый такой проект в гражданской авиации, — рассказал Игорь Васин. — Согласование, обработка, проектирование, техзадание — все это разрабатывалось на протяжении двух лет с 2021-го года. В разработке проекта и сборке оборудования нам очень помог 308-й Авиационный ремонтный завод города Иваново. Проектировали, заказывали детали для оборудования по всей России. И в 2023-м году, наконец, после долгих месяцев работы получили «добро». Проект заработал, и в 2023-м году он показал себя как очень успешный в тушении пожаров и усилении осадков.

На экране монитора — карты

О самом самолете: Ан-26 является более новым, чем Ан-24, и зарекомендовал себя как весьма надежный.  При этом его большое преимущество перед Як- 40 состоит в том, что он может садиться на взлетную полосу из гравия, так как расположение винта у него довольно высокое. Как вы знаете,  в Якутии почти на всех аэропортах именно гравий.

— В эту технику вложена надежность советских инструкторов, доказанная временем, — говорит о самолете Ан-26 начальник цеха технического оборудования. – Что касается оборудования, оно весит не больше трехсот килограммов, снаружи 4 пилона, в которые заряжаются пиропатроны с йодистым серебром. Оборудование самолета позволяет выбирать облака. В самолете дополнительно установлены датчики температур, влажности, водности облаков, также дополнительно приемный кий воздушного давления. В совокупности все это позволяет определить какое облако лучше подвергнуть обстрелу, чтобы вызвать обильные осадки в виде дождя.

Специалисты по зондировщику

Модификация называется «Атмосфера» — это российская разработка, которая используется для воздействия на облака, для увеличения осадков, уменьшения пожароопасности, для тушения пожаров, также это оборудование можно использовать в сельхозназначении.

Оператор готов к выстрелу

У зондировщика совсем иная задача, чем у обычного самолета, поэтому пилотов обучали специально.

— Обучено четыре экипажа, это как раз необходимое количество на один самолет, — говорит командир эскадрильи Михаил Николаев. — Пилоту необходимо колоссальное мастерство – поднять машину  до 6-6,5 тысяч метров высоты и выстрелить туда, куда скажет оператор.  Могут возникнуть сложности из-за турбулентности. Или когда подлетаешь близко к облаку, которое имеет свои воздушные потоки – исходящие, восходящие,  тоже может быть опасно.  С нами летают сотрудники ЦАО, и они нам подсказывают: к этому облаку лучше слишком близко не подходить, а к этому – можно.  Они нам указывают на экране (у нас стоят экраны, где мы видим карту полетов, пожары), прогнозируют, как нам воздействовать на облака и через какое время максимального воздействия  дождь подойдет к этому пожару, и будет лучший результат.  С этими знаниями мы и обрабатываем облака.

Экипаж самолета

Экипаж самолета-зондировщика состоит из пяти человек. Это командир, второй пилот, механик, штурман, бортоператор, который отвечает за загрузку ВС. Средняя продолжительность полета – 4-6 часов.

Самолет легко может стать грузовым

Специальную подготовку экипажи проходили на базе компании «Ираэро». Воздушное судно, к слову, является универсальным: оборудование, усиливающее осадки, легко демонтируется, и самолет становится опять грузовым, также «Служба спасения» использует его в поисково-спасательных работах, для тренировки парашютистов.

— Вылетаем мы только тогда, когда есть условия для нашей работы, — говорит Михаил Николаев, командир эскадрильи. – Но в Якутии условия могут меняться на ходу, и бывало такое: в прошлом году из-за сильной задымленности пришлось разворачиваться назад. Мы вылетаем туда, где необходимо усилить осадки, есть ресурсная облачность.

Места выстрелов пиропатронами

Речь идет именно об усилении, а не вызывании осадков. Вызвать дождь, когда нет ресурсных облаков, невозможно. Если есть дождевое облако, в него выстреливают пиропатронами, и влаги прольется из него в десять раз больше.

  — Результат работы у нас налицо, и чувство гордости есть, когда определенный пожар потушен, — говорит командир эскадрильи. — Смотришь прогноз погоды   утром – дождя не должно быть, а вечером прилетел, идешь домой, а тут гроза, дождь. Это наша работа. Смотришь сводки – здесь пожары, а через сутки – вот дожди прошли, и пожаров стало меньше.  Если бы модернизировать самолёт Ан-26, он был бы очень актуальным, потому что для наших условий он, пожалуй, самый подходящий.

Эффективность доказана

Заседания оперативного штаба в правительстве проходят утром в 9 часов и вечером в 17 часов.

— На вечернем совещании мы уже чаще всего получаем обратную связь от руководителей штабов на местах, — говорит Вадим Шадрин, заместитель начальника Службы спасения Якутии. — Эффективность нашей работы отмечают и главы районов, многие благодарят.  В этом году мы расширили зону покрытия. Ранее работали в центральных районах, в Вилюйской группе улусов, в этом году мы отработали и по северным районам, и в западной части Якутии — географию расширили. Количество полетов увеличилось в два раза по отношению с позапрошлым годом: 56 вылетов осуществлено в этом году, в 2022-м было 27.  В этом году задействовано два самолета Ан-26 и Як-40, и результат виден.

На самом деле для такой большой территории даже двух зондировщиков мало, считает Вадим Шадрин. Три зондировщика было бы оптимально: один бы базировался в северной группе районов, например, в Среднеколымске, второй — в центральных районах, а третий  — в Нерюнгри для работы в западной части республики. Сейчас в России всего четыре самолета-зондировщика, и два из них работают в Якутии.

Лана Ильина

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 22.08.2024 10:55

Related Post