X

Как обустраивают автозимники в Якутии

Тысячи километров автозимников открываются каждую зиму в Якутии. Установление ледовых переправ в этом году выдалось сложное из-за погоды: слишком тёплая в ноябре и резкое похолодание в декабре-январе до – 50 градусов – всё это повлияло на сроки открытия зимников. Работы по их обустройству были начаты на две с половиной недели позже обычного, но в итоге зимник был открыт в срок.

В столице республики

Федеральная ледовая переправа Якутск – Нижний Бестях соединяет две федеральные автодороги – «Колыма» и «Лена» – и является важным связующим звеном между Якутском и заречными районами. 26 января здесь увеличили грузоподъёмность – до 40 тонн. Договариваемся с пресс-службой ФКУ Управления дорог «Вилюй» Гаврилом Матвеевым о выезде утром в 9.30.

Наступает день выезда. За окном – 50 с лишним. Густой туман окутывает город, школьники уже вторую неделю на дистанционном обучении – и вовсе не из-за коронавируса. Кажется, город оцепенел в ожидании тёплых дней.
Меня встречают в офисе, мы садимся в машину и едем на переправу. Туда же подъезжают инспекторы ГИМС МЧС России. Выезжаем на середину реки. Тут уже стоит УАЗ-санитарка и работает грейдер. Вот они – те самые работники, которые непосредственно занимаются обустройством ледовой переправы каждый день. В УАЗике находится мотопомпа, при помощи которой наращивают лёд. Когда он замерзает, его выравнивает автогрейдер.

Выезжают на свою работу дорожники каждый день в 6 утра и трудятся до 5-6 вечера: каждый день, в любую погоду – актированных дней у них не существует.

Выходим на лёд. Из УАЗа вытаскивают буровое устройство, и слаженными движениями двое рабочих начинают бурить лёд. Ломается нож – приходится его заменять. Мне говорят:

– В морозы техника ломается чаще. Условия труда у ребят тяжёлые. Они тут, на льду, на ветру всё время.
Наконец, лед пробурен. Инспектор ГИМС измеряет его толщину – 98 сантиметров. Это минимальная толщина льда ( максимальная – 175), что позволяет автомобилям общей массой до 40 тонн безопасно проезжать по данной ледовой переправе.

На выезде из Якутска и при въезде в Нижний Бестях меняют разрешительный знак с 20 тонн на 40 тонн.
Гаврил Захаров, эксперт первой категории отдела содержания автомобильных дорог федерального учреждения «Вилюйавтодор», рассказывает:

– Вчера завершены работы по укреплению ледового покрова федеральной ледовой переправы Якутск–Нижний Бестях. Намораживание льда проводилось путём пролива водой мотопомпами. Работа была осложнена низкой температурой воздуха.

Захаров поясняет, что лёд в сильный мороз часто трескается, приходится его чаще выравнивать. Однако есть и положительная сторона– в такой мороз вода замерзает быстрее, не нужно долго ждать, чтобы выровнять лед.

В Верхоянском районе

Про обслуживание автозимника на Верхоянском участке «Дорог Арктики» рассказал начальник участка Геннадий Потапов.

– Мы обслуживаем Верхоянский участок дороги от посёлка Тополиное Томпонского района до границы с Усть-Янским районом, это 898 километров. Для раннего открытия дорого до населенных пунктов Верхоянского района обустраиваем зимние дороги по сухопутным объездным дорогам, где на переправах наращиваем лёд. Также для обустройства зимников для пробивки используется легкая техника в виде трактора «МТЗ», их две единицы, бульдозер «Агромаш», и два вездехода «Трекол» для трассировки.Все мероприятия по содержанию дорог расписаны по месяцам. Всё указано в инструкции – вплоть до уборки мусора, мостовых переходов, очистки дорожных знаков от снега, – рассказывает Геннадий Васильевич.

Ездят по этому участку дороги, в основном, грузовые машины, которые возят ТЭР (топливно-энергетические ресурсы), продукты питания, товары первой необходимости. Через Верхоянский район путь лежит дальше в Эвено-Бытантайский, Усть-Янский, Булунский районы. Из Батагая до Усть-Куйги ехать порядка 400 километров по реке Яне.

В компетенцию Верхоянского участка входят обустройство основной зимней дороги до Усть-Куйги, обслуживание трасс во время пурги, обустройство объездов во время образования наледей.

Дороги между районами и наслегами называются автозимниками продлённого действия, так как маршрут их лежит в основном по суше, поясняет начальник участка.
Нынче зимник на Верхоянском участке был открыт 15 декабря.Теперь задача предприятия – поддерживать его в рабочем состоянии. Каждое утро проходит планерка, где решается, какая техника, в каком направлении выедет сегодня на работу. Всего на этом участке трудится 35 человек. Это бульдозеристы, шоферы, дорожные рабочие, вахтёры, кочегары, дорожные мастера, ведущий механик и заведующая складом .

Вся работа дорожников – на улице. Самое сложное время – это зима. В морозы – 55, -60 техника замерзает, часто ломается, добавим сюда короткий световой день. Во время пробивки дороги с началом холодов случаются провалы транспорта под лёд. Это одно из самых сложных и опасных явлений зимой.
Зимой же здесь частые метели. Бывает,что пурга метет неделю, а машины на дороге есть всегда, поэтому постоянно нужно очищать дорогу от снега, в любое время суток.

Из-за того, что в Верхоянье много горных речек, здесь на зимниках нередко появление наледей. Это коварное явление – подо льдом постоянно есть течение, и когда вода прорывается наружу, то может принести беду. Незаметная глазу наледь может простираться на 5-6 километров, и даже больше. Бывали случаи, когда люди неосмотрительно останавливались на ночлег в таком месте, и за ночь наледь брала машину в ледяной плен. Высокие КамАЗы вмораживались в лёд чуть ли не по самую кабину. Много раз дорожники спасали таких водителей и их машины. Но вот если спасателей поблизости не окажется и машина простоит день-два, то вмёрзнет в лёд намертво, не вытащишь. Так что автовладельцам приходится выдалбливать её уже самостоятельно.

Летом Верхоянский участок обслуживает около 120 км дорог – от Батагая до Верхоянска 69 км, от Батагая до Борулаха 68 км. Казалось бы, фронт работ должен стать намного меньше. Но и тут есть свои нюансы. Например, чтобы залатать одну яму, должны выехать самосвал, который повезёт щебень, погрузчик, бульдозер, каток, тягач с тралом для доставки техники. Итого, техники летом задействуется гораздо больше.

– Работа моя мне нравится, мы делаем очень нужное, необходимое дело. Конечно, есть водители, которые ругают нас, но есть и те, кто благодарит. Хочу отметить, что после того как наше предприятие стало казенным, стало лучше работать. Всё-таки для северных улусов это самая лучшая форма собственности. Раньше, когда объявлялся аукцион, было очень сложно: у выигравших аукцион фирм часто не было техники, они не могли обустраивать автозимники достаточно хорошо, – резюмирует Геннадий Потапов.

На границе с Олёкминским и Хангаласским улусами
Перед самым Новым годом соцсети заполнили видеоновости о том, что в снежном плену оказались машины, едущие в Олёкминск из Якутска.

Как рассказали в администрации Хангаласского улуса, эта новость для них – вполне рядовое событие, им каждый год приходится спасать людей, которые оказались на дороге в трудной ситуации.

– В Единую диспетчерскую службу района часто звонят из Центра ЧС с сообщением, что на нашей территории сломалась машина, – рассказывает начальник Управления инфраструктуры администрации Егор Иванов.– В этом году это случалось особенно часто. Мы сразу реагируем на такие сигналы, отправляем трактор, технику. Вытягиваем, спасаем, помогаем, предоставляем ночлег. Из Олёкмы едут по 12-14 часов, часто у них заканчивается бензин, так что приходится делиться. Нынче в Исите уже в январе остались без топлива – всё было роздано. Сломанные машины остаются на ремонт у них. В селе имеется стоянка ГУП ЖКХ Хангаласского филиала, там в гараже и ремонтируются. В клубе организован пункт временного размещения для водителей, там и диван есть, и маты, на которых можно поспать.

В ведении районной администрации четыре муниципальные переправы: Покровск–Жемкон, Качикатцы–Мохсоголлох, Булгунняхтах – Тойон-Ары, Тит-Ары–Чкалов. В эти дни на них также запланировано увеличение грузоподъёмности. Автозимник от села Тит-Ары открыт с 18 января по приказу Управления автомобильных дорог – пока до 5 тонн. Грузоподъёмность его будет увеличена после 20-го февраля.

В кабинет к начальнику инфраструктуры входит глава Иситского наслега Хангаласского улуса Михаил Максимов, который говорит о необходимости открытия в наслеге пожарно-спасательного депо:

– Тогда бы мы могли на должном уровне решать те чрезвычайные ситуации, которые случаются у нас регулярно. Сегодня «Сахаэнерго» предоставил нам старое здание, в нем расположено несколько гаражей. Можем там ремонтировать машины, оборудовать комнату для спасателей.

Также глава наслега отмечает, что поломок нынче особенно много из-за того, что дорога не обслуживается должным образом. И сегодня, по пути из своего наслега в Покровск, Михаил Максимов отметил, что дорога находится в очень плохом состоянии.

– Администрация улуса заключает договор с подрядчиком по итогам аукциона, – комментирует начальник Управления инфраструктуры Егор Иванов. – В этом году содержание данной автодороги выиграло неместное предприятие, у которых и техники мало, и работников недостаточно. Работают они на погрузчиках, которые не предназначены для обустройства автозимников.

Акция «Безопасный лёд»

В эти дни, с 25 по 31 января, на всех водных объектах республики проходит третий этап межведомственной акции «Безопасный лед», направленный на пропаганду безопасного поведения населения на водных объектах.

На акваториях производятся выборочные замеры льда, ведётся контроль за действующими ледовыми переправами, проводятся рейды по выявлению несанкционированных выездов автотранспорта на лёд.

Сергей Ненашев, государственный инспектор по маломерным судам Мегино-Кангаласского района, рассказывает о том, как проводятся мероприятия акции:

– Должностными лицами по маломерным судам проводятся проверки поднадзорных объектов. Сегодня проведена проверка ледовой переправы Якутск – Нижний Бестях федеральной автодороги «Колыма». Совместно с организацией, эксплуатирующей ледовую переправу – «Сахаавтодор», проверено техническое состояние переправы. Дорожным мастером организации «Сахаавтодор» произведён замер толщины льда. Его толщина составляет от 105 до175 сантиметров, что позволяет беспрепятственный проезд транспортных средств общей массой до 40 тонн. Все переправы, находящиеся на территории городского округа Якутск и Мегино-Кангаласского района, будут находиться в эксплуатации до 15 апреля 2021 года.

Зимник – это дорога жизни

В сложных природно-климатических условиях Якутии погода играет важнейшую роль в жизни каждого жителя. О сегодняшней ситуации рассказывает председатель Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения РС(Я) Дмитрий Лепчиков.

– В Якутии в 2020 году лето было жаркое, затем наступила затяжная достаточно тёплая осень, что существенно повлияло на начало работы автозимника.
Из-за позднего промерзания водных объектов, а зимние автодороги проходят по замёрзшим рекам и озёрам, перевозки начались позднее запланированных сроков.

В зимний период 2020-2021 года установились аномально низкие температуры. Что тоже влияет на функционирование автозимников. Но, несмотря на аномально холодную погоду, перевозка грузов автомобильным транспортом в республике продолжается.

По состоянию на 24 января 2021 года, при плане 767,4 тысячи тонн жизнеобеспечивающих грузов, до мест назначения доставлено порядка 220 тысяч тонн или 28,6% от плана.
Для жителей отдалённых и труднодоступных населённых пунктов Якутии зимники – это настоящая дорога жизни, которая действует около пяти месяцев.

По ним доставляются продукты питания, уголь, нефть для котельных, бензин для техники, дизтопливо для электростанций, строительные материалы и другие необходимые грузы.

В настоящее время на особом контроле правительства Якутии находятся перевозки топливно-энергетических ресурсов в арктических районах, в частности в Анабарском, Аллаиховском, Нижнеколымском и Верхоянском улусах.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 31.01.2021 09:15

Related Post