X

Как работает любительская театральная студия для взрослых и детей в Якутске

Уже десять лет в Якутске работает любительская театральная студия. За это время ей удалось создать пространство новых форм и смыслов, которое будоражит зрителей. Руководитель проекта Андрей Адамов рассказал «Якутии», как сделать импровизационный театр для всех и почему актерские методы могут помешать процессу.

В пятницу вечером

Помните, как вы еще лет 30 назад шли после школы домой с ранцем за спиной, полным учебников? Быстро обедали и бежали в какой-нибудь кружок. А сейчас все изменилось.

Оказывается, в городе есть интересное место, где каждый желающий может стать частью любительского театра. По телефону мы договорились, что я приду на репетицию труппы в пятницу вечером. Немного поздновато, но учитывая, что после работы – в самый раз.

– Считаем до двадцати, – говорит руководитель театральной студии Андрей Адамов. – Закончили, молодцы! Только Олю и было слышно.

Занятие обычно начинается с разминки. Обязательно нужно подготовить свое тело, особенно голос. Потом упражнения для ориентации в пространстве – например, участники должны выпятить вперед живот, как будто бы их кто-то тащит, и идти.

Дальше – парные упражнения на доверие или развитие интуиции. Заканчивается все обычно придумыванием этюдов, которые потом могут стать частью спектакля.

Все идет из детства

– Речь – это конечный результат нашего мышления. По одной только манере можно выявить психотип человека, – продолжает он.

Руководитель выступает против превращения студии в формальный театр, который строится на заучивании слов и движений. Иначе слова актера-любителя выглядят так, будто бы продиктованы другим человеком. В импровизации идет тренировка навыков публичного выступления. Если словарного запаса не хватает, то будет отличный задел на будущее.

Сценарный план-скелет ставится в процессе репетиций. Все равно нужно быть заранее готовым к неожиданностям. Учитывая, что ребята каждую репетицию отыгрывают спонтанные ситуации, им не страшно.

– Считаю неправильным использовать театральные приемы на любителях. Я стараюсь этого избегать. Иначе человек будет гиперболизированно изображать, скажем, царя или старика, коим не является. Исчезнут его изюминка, живые эмоции. Зрители сразу распознают фальшь, – продолжает он.

– Почему взрослые включаются в эту историю? – спрашиваю я.

– Это все идет из детства. Большинство из нас хотели быть похожи на именитых звезд. Если мы говорим о наших ровесниках, то это Алла Пугачева или Сергей Бодров. Театральные подмостки помогают быть услышанными и увиденными, – отвечают мне.

Жизненный сценарий

Состав труппы менялся несколько раз. Одна из долгоиграющих историй продлилась четыре года. Потом коллективу пришлось расстаться на дружной ноте. По словам Адамова, упражнения стали повторяться, и он понял, что ему нечего дать ребятам. На этом их путь был закончен.

О своей личной истории Андрей Адамов упомянул лишь вскользь. Сам он закончил режиссуру в театральном училище. Его подход работы появился совершенно случайно, при весьма тяжелых обстоятельствах. Он сильно болел, держался только на иммуноподдерживающих препаратах. Прогнозы были не утешительными. Врачи сказали, что осталось ему максимум десять дней. Для мамы это стало самым настоящим ударом.

– Я вспомнил фильм «Убить Билла», где главная героиня с помощью силы воли заново «завела» атрофированные конечности. Я начал это повторять, и через две недели смог встать с кровати. Смог вытащить себя с того света. Мамой клянусь, врачи были в шоке, – смеется Андрей.

Тогда он понял, что силой сознания можно изменить все. Его слушатели всегда находятся в поисках чувств, которые они не используют в повседневности.

Например, резко разозлиться или резко рассмеяться. Казалось бы, подготовка к очередному спектаклю, а некоторые могут изменить свои жизненные сценарии. Если от проблем убрать эмоции, то останется ситуация, которую надо решить. Так, одна девушка ушла от абьюзера, с которым прожила три года.

Быть на первом месте

Творческий процесс и правда взаимно заряжает. Пока я была невольным наблюдателем, во время этюдов ребята смогли придумать тему для будущего спектакля. На сцене удобно показывать алкоголиков, психически больных людей и суицидников. Это максимально доведённые состояния, которые трогают до глубины души.

– Я хочу, чтобы все были на сцене. Никто не уходит, у каждого будет своя история. Вам нужно ознакомиться с болезнями, чтобы мы не выглядели карикатурно. Посмотрите фильм «Пролетая над гнездом кукушки», – дает режиссер указания.

Для многих участников проект стал первым опытом театральной самодеятельности. Инженеру Александру Акимову 49 лет. Мужчина признается, что играть не так просто.

– Обычно представляешь конечный продукт-результат, а вот путь к нему намного длиннее и сложнее. Нужно видеть свою игру со стороны, это очень важно. Думаешь, что выглядишь на сцене бравенько, а оказывается действия напоминают конвульсии пьяного робота, – поделился он.

В работе упор идет не на подачу избитых устоявшихся академических догм и правил, а на  раскрытие внутреннего потенциала. Можно обнаружить в себе такое, что раньше пряталось глубоко в недрах подсознания.

Андрей Адамов уверен, что каждый человек рожден творить. Надо лишь чуть-чуть направить взрослого, чтобы в следующий раз у него в руках была уже не палка, а самолет. Так будет намного легче жить.

– Моя основная задача сделать так, чтобы люди чувствовали себя свободно и сыграли главную роль в своей жизни, – с улыбкой заключил он.

+1
12
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1

This post was published on 19.09.2022 12:21

Related Post