Как привлечь молодых учителей в школы Якутии

В парламенте республики совместно с коллегией Минобразования прошёл «круглый стол» Постоянного комитета по науке и образованию, на котором обсудили вопросы подготовки учителей математики и естественно-научных предметов: физики, химии, биологии, географии. Какие решения приняты – в нашем материале.
О царице наук
«Круглый стол» вместе с зампредом Правительства РС(Я) Анатолием Семеновым провела председатель профильного комитета, доктор педагогических наук, профессор Антонина Григорьева.
С отдельными докладами выступили замминистра образования и науки РС(Я) Виктория Захарова, ректор ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова» Анатолий Николаев. Очно и в режиме онлайн-связи присутствовали деканы факультетов, директора институтов, школ и др.
Поднятый вопрос очень серьёзен и многогранен. К примеру, математика считается царицей наук из-за своей универсальности и способности служить основой для других дисциплин. Чтобы конкурировать с другими странами, нашей стране нужны молодые люди с математическим складом ума, аналитическими способностями.
В прошлом году Правительством РФ был утверждён комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года. Углублённое изучение математики, физики, химии и биологии будут подтягивать по всей стране.
И всё это начинается со средней школы, кропотливой работы простых учителей-предметников, их квалификации и способности развить интерес у детей к изучению математики, физики, химии, биологии на углубленном уровне.

Серьёзная база
Якутия традиционно обладает сильной математической базой. Ещё при СССР уроженец республики амгинец Леонид Киренский возглавлял Институт физики Сибирского отделения Академии наук СССР, олёкминец Александр Скочинский стоял во главе Института горного дела Академии наук СССР, ленчанин Пётр Черепанов руководил Центральным конструкторским бюро машиностроения Министерства среднего машиностроения СССР.
Так же высоко экспертное сообщество страны оценивает и современный уровень математической и естественно-научных отраслей науки в республике. В целом говоря о научной школе, только в Якутии сейчас работают 112 докторов наук и 302 кандидата наук. Десятки выдающихся учёных трудятся за пределами не только региона, но и страны.
И тут можно вспомнить открытую в 1972 году первую физико-математическую школу – РФМШ, в которой были собраны талантливые дети из разных районов Якутии. В настоящее время это – Республиканский лицей-интернат, не только продолжающий, но и преумножающий эти славные традиции.
Есть и созданная по инициативе Первого Президента Якутии Михаила Николаева Малая академия наук РС(Я), работающая с одаренными и талантливыми детьми республики. В общем, у Якутии в этом отношении есть крепкая база и, что немаловажно, опыт работы с одарёнными детьми.
И, как прозвучало в ходе обсуждения, претензий к качеству подготовки в Якутии учителей-предметников: физиков, математиков, учителей химии, биологии, географии в целом нет. Высшая школа учит их на достойном уровне. Остальное уже дело практики, дополнительного образования и повышения квалификации. Здесь все схемы и методики отработаны.
Критический дефицит
Но тем не менее накопился целый ряд проблем, и он, в первую очередь, касается дефицита преподавателей, высокой текучки кадров, причём не только в Арктической зоне или сельских районах, но и в крупных городах.
Эта проблема разве что не столь актуальна для столицы республики Якутска. Здесь речь идёт, скорее, о поиске высококвалифицированных преподавателей, способных дать углубленное изучение предмета талантливым и сверхмотивированным ученикам специализированных классов или гимназий.
По озвученной замминистра образования и науки РС(Я) Викторией Захаровой статистике, всего в школах республики по состоянию на 20 сентября 2024 года работали 13 754 учителя, из них учителей математики и естественно-научного профиля – 3 166 человек. Это 23% от общей численности учителей. При этом в сельской местности таковых работает 1836 преподавателей, или 58%. Обеспеченность педагогами составляет 88,91%.
По словам замминистра образования, Якутия подойдёт к укомплектованности педагогическими кадрами на 90% в 2027 году. Стоит отметить, что это высокая степень, и касается она всех педагогических специальностей, куда входят психологи, дефектологи, логопеды, социальные педагоги.

Парадоксы высшего образования
Казалось бы, всё выглядит не так страшно. Но в том, что касается сёл, то у нас есть и такие, где из-за отсутствия учителя математики предмету учат в дистанционном формате.
На «круглом столе» был озвучен такой примечательный факт, что в Анабарском улусе проблемы с учителями нет. Это, конечно, замечательно. Но произошло это потому, что одно из добывающих предприятий взяло на себя оплату повышенных контрактов для приезжих учителей. И только из Республики Тыва сейчас там по приглашению работают 15 преподавателей. Кстати, имеющие весьма высокие квалификационные категории.
Такой опыт существует и в других муниципалитетах, взятых под крыло теми или иными недропользователями, но это, скорее, исключения из правил. Да и в Анабарском улусе всего два посёлка, закрыть потребности которых не так уж и сложно.
И со всем этим возникает вопрос, а где же наши молодые учителя, которых республика учит, вкладывает в них огромные средства, знания, наконец, надежды?
При том, что преподавателей учебные заведения выпускают во вполне достаточном количестве, чтобы заполнить существующие вакансии. В одном СВФУ учатся чуть меньше четырёх тысяч будущих педагогов.
Парадокс в том, что не едут выпускники в удалённые районы и наслеги, несмотря на целый ряд финансово мотивирующих предложений как от федерального правительства, так и от региональных властей.
Главная задача
Есть проблема и текучки кадров, когда в ряде районов и городов устраиваются на работу в школы, допустим, 19 новых учителей, а через год увольняется 21. И, в основном, не держатся на местах именно новые кадры.
Как очертила этот вопрос председатель профильного комитета Антонина Афанасьевна, «устранение дефицита педагогических кадров, точное определение объёма нехватки специалистов, оперативное реагирование на восполнение этого дефицита имеющимися инструментами государственной поддержки – это наша самая главная задача».
Вице-премьер республики Анатолий Семенов в своем выступлении, в частности, отметил, что стране нужны высококвалифицированные специалисты. Для этого необходимо увеличить долю педагогов и сделать так, чтобы школьники проявляли активный интерес к таким востребованным дисциплинам, как математика, физика, химия, биология и география. Ведь от этого напрямую зависит выбор их будущей профессии.
«Необходимо создать благоприятные условия труда для учителей и привлечь молодых специалистов. Важна не только заработная плата, но и решение других проблем, таких как обеспечение жильем педагогов. Кроме того, необходимо активное участие республиканских органов власти и муниципалитетов в решении этих вопросов»,– резюмировал итоги совещания зампред.
Кроме того, планируется принять закон, касающийся некоторых гарантий особого статуса педагогов в регионе, который бы предусматривал «подъемные» для молодых учителей, а также компенсацию проезда и провоза багажа до места работы, что должно значительно упростить их трудоустройство в сельской местности и в отдаленных районах Якутии.
В рамках программы «Профессионалитет» на базе Якутского педколледжа, а также колледжей в Вилюйске и Намцах будет создан образовательный кластер для подготовки будущих педагогических работников. Также было предложено рассмотреть возможность создания специализированного педагогического вуза в Якутии.
Все озвученные идеи учтут при разработке эффективной системы подготовки педагогических кадров в республике.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: