Как предотвратить школьную агрессию?

Как предотвратить школьную агрессию?

Фото: freepik
Читайте нас

В начале декабря в Краснодарском крае 14-летний школьник напал на одноклассников с ножом – пострадали пятеро. Подобные случаи  произошли в сентябре в Иркутской области и Алтайском крае.

В последнее время участились и диверсии на железнодорожных станциях с участием подростков, которые поджигают релейные шкафы с целью спровоцировать столкновение поездов, помешать движению эшелонов в зону специальной военной операции.

В связи с этим сейчас на рассмотрении в Госдуме РФ находится проект закона, разработанный Госсоветом Республики Татарстан, о внедрении обязательного тестирования несовершеннолетних на склонность к насилию и экстремистской деятельности.

Три причины детской агрессии

Почему подростки совершают такие жестокие преступления, откуда идет эта агрессия по отношению к окружающим? В чем причина школьного экстремизма? По мнению клинического психолога, когнитивно-поведенческого терапевта Зинаиды Климовой, есть три причины детской агрессии: во-первых, таким образом несовершеннолетние хотят проявить себя, чем-то выделиться, во-вторых, защитить себя, в-третьих, настоять на своем мнении.

– Если у взрослого человека есть критическое мышление, то у ребенка оно еще недостаточно сформировано, так как мозг еще не дорос до того, чтобы устанавливать причинно-следственные связи, обладать навыками саморегуляции и т.д. А гнев – это первичное чувство, поэтому дети таким образом проявляют агрессию. Вот почему задача родителей – научить детей проявлять себя (не через агрессию, а другими способами), как можно себя защитить, как настаивать на своем мнении, какими способами можно это сделать. Все это родители должны объяснить на собственном примере. Вообще родители несут большую ответственность за то, какое будущее они создадут для своих детей. Все начинается с работы над самим собой. Если родитель сам не умеет справляться со своими эмоциями, то он не сможет научить и ребенка. Это основная причина, почему ребенок проявляет агрессию в отношении других.

Но есть другой случай, когда ребенок проявляет уже не агрессию, а насилие в отношении других детей, как, например, в краснодарском, иркутском и алтайском случаях. Здесь надо понимать, что в таком поведении ребенка задействованы два фактора: первый – это генетика, т.е. наследственная предрасположенность к насилию, второй – это насилие над самим ребенком. Если ребенка постоянно ругают, возможно, бьют, т.е. проявляют насилие по отношению к нему, и если есть еще и наследственный фактор – психические заболевания, то вполне вероятно, что ребенок будет вести себя именно так, — говорит Зинаида Авксентьевна.

Клинический психолог допускает, что в случаях, произошедших в Иркутской области и Алтайском крае, проявить насилие по отношению к одноклассникам несовершеннолетние могли из-за буллинга (травли) в школе. «Подростки таким образом хотели защитить себя», – подчеркивает Зинаида Климова. По ее мнению, в случае буллинга важную роль играет классный руководитель, который первым должен заметить изменения в поведении своих учеников, обратить внимание на жалобы ученика о травле и поставить в известность администрацию школы.

Всё дело в климате

Своим мнением об участии школьников в преступлениях поделился директор СОШ № 23 им. В.И. Малышкина Георгий Афонский. Он считает, что гарантией того, что такие жестокие преступления не произойдут в образовательном учреждении, является установление нормального морально-психологического климата в школе.

– Также важным является ученическое самоуправление. Своих ребят мы привлекаем к управлению школой, чтобы они вместе проводили интересные, коллективные дела, чтобы у них не было времени на всякие глупости. У нас в школе есть общественный центр «Движение Первых». Мы поставили телевизор, дали ребятам четыре ноутбука, две экшен-камеры. В общем, сделали все, чтобы школьники могли создать свой медиацентр. Это нужно для выхода их энергии, чтобы ребята могли выговориться, реализовать свои идеи. Вообще, с ученическим самоуправлением, которое есть и у основного (5-8 классы), и у старшего звена (9-11 классы), я встречаюсь раз в месяц. Подводим итоги, обсуждаем предстоящие задачи. Самоуправление учит подростков преодолевать трудности и почувствовать ответственность за свои поступки. Это как раз именно то, чего не хватает детям в обычной жизни, – отмечает директор.

Обсуждая тему школьного экстремизма, Георгий Афанасьевич привел пример из своей практики: лет пятнадцать назад в их школе появился один старшеклассник, который организовал некую группу, куда привлек трех своих друзей. И они начали заниматься вымогательством денег, собирать «дань» со сверстников в школе. Георгий Афанасьевич вспоминает, что тогда ему пришлось принять жесткие меры – разговаривать с виновником, его родителями и с теми подростками, которые оказались вовлечены в это дело.

– Молодой человек тогда все понял, исправился. Я рад, что сейчас у него все нормально, семья, дети. Когда мы встречаемся, он вспоминает этот школьный эпизод со смехом. Хорошо, что тогда все закончилось благополучно. Сейчас, если в школе происходят какие-то конфликтные ситуации, стараемся сразу же их разруливать. Работает Совет по профилактике, сразу же вызываем провинившихся, их родителей. Ведь задача педагогического коллектива – предотвращать ученические конфликты, вовремя их выявлять и делать все для мирного их разрешения, — говорит директор школы.

«Это чрезмерная мера»

Своё экспертное мнение по поводу законодательной инициативы депутатов Госсовета Республики Татарстан высказал доктор философских наук, ректор Малой академии наук РС (Я) Василий Павлов.

– На мой взгляд, такое тестирование вряд ли может разрешить большие проблемы, которые сегодня существуют. На каком уровне, какие классы будут задействованы и как часто будет проводиться тестирование школьников? Мне кажется, что это будет просто замена настоящей воспитательной работы.

Дело в том, что в нашей стране принято большое количество нормативных правовых актов, которые направлены на защиту прав несовершеннолетних, в том числе на защиту их от информации, которая может причинить вред здоровью или развитию детей.

А наша работа заключается в том, чтобы проводить воспитательную работу в школе, не заменять ее различными тестами. С тестами психологического характера постоянно идет работа, и это уже прописано во всех документах. Поэтому считаю, что введение обязательного тестирования несовершеннолетних на склонность к насилию и экстремистской деятельности – это чрезмерная мера, которая может не способствовать, а фактически вызвать ажиотаж, препятствовать созданию настоящей воспитательной работы, которая проводится очень хорошо и эффективно в школьной среде.    

В настоящее время, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», для проведения какого-либо социально-психологического тестирования требуется согласие родителя. Введение обязательного тестирования нарушает право ребенка на недопустимость психологического вмешательства.

Мнение родителей

Согласны ли вы, чтобы в школе проводили тестирование детей на склонность к насилию и экстремизму?

Наталья Борисова, мама 4-классника:

– Считаю, что подобные меры требуют тщательного обсуждения и анализа. С одной стороны, раннее выявление потенциальных проблем может помочь предотвратить насилие и экстремизм, обеспечивая безопасность учащихся и сотрудников. С другой стороны, важно учитывать этические аспекты, такие как конфиденциальность данных, возможная стигматизация детей и влияние на их психоэмоциональное состояние.

Если тестирование будет проводиться, необходимо обеспечить прозрачность процесса, профессионализм специалистов и поддержку для детей, которые могут нуждаться в помощи. Также важно вовлечь родителей и педагогов в обсуждение таких инициатив.

Елена Васильева, мама двоих школьников:

– Сложный вопрос. Здесь надо уделить большое внимание самой процедуре проведения теста, определению возраста тестируемых и полной конфиденциальности. Вместе с тем само название теста уже вызывает неприятные ощущения у родителя, ведь ни один родитель не хотел бы, чтобы о его ребенке сказали нечто подобное. Но такие мероприятия, конечно, необходимы, особенно в периоды переходного возраста у подростков, экзаменов и т.д. Я бы предложила проходить тест не только ученику, но и его родителям, потому что поведение ребенка прямо пропорционально зависит от «погоды» в доме и взаимоотношений ребенка и родителя.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
20 декабря
  • -35°
  • Ощущается: -35°Влажность: 68% Скорость ветра: 1 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: