Именно в дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного развития ребёнка, формируется его мировоззрение. О том, как лучше привлечь ребенка к совместному творчеству, развить его способности, «Якутии» рассказала воспитатель детского сада №23 «Цветик-семицветик» города Якутска Лена Колесова.
Стать друзьями
– Лена Прокопьевна, как сделать, чтобы развивающие игры были интересны малышам?
– Родителям не стоит забывать, что многое, что мы считаем очевидным, пока ещё таковым для детей не является. Поэтому даже играть ребёнка нужно научить. Прежде всего надо дать ему сведения, наглядно показать, что делать, объяснить, для чего это делается.
Сейчас важно, чтобы у ребёнка возникли первые радостные впечатления, проснулись любознательность, творческая заинтересованность. Пусть с вашей помощью развиваются в ребёнке наблюдательность, умение мыслить и анализировать.
Все ваши игры и эксперименты должны привлечь ребёнка своей ненавязчивостью, превращением обычного ежедневного быта в сказочное пространство домашней лаборатории, в котором все участники – друзья.
В нашей сегодняшней реальности очень важно быть друзьями со своими детьми, уметь взаимно предлагать и принимать помощь, вместе и не спеша размышлять над возникающими вопросами, обсуждать полученные результаты.
Вариантов игр большое количество, принцип один – показать, как из обычного можно сделать что-то волшебное и неожиданное.
Для самых маленьких подойдут игры в «Солнышко», когда из обычного круга и прищепок можно очень быстро сделать солнце. Кстати, такую игру логопеды используют для постановки звуков. Например, прикрепляя каждую прищепку, просите ребёнка повторить тот или иной звук.
Также для развития мелкой моторики с раннего возраста можно поэкспериментировать с фольгой, она ведь такая блестящая и легко принимает желаемую форму. Для начала вместе с ребёнком изучите этот предмет. Эмоционально покажите, что на кусочке фольги можно рисовать палочкой от мороженого, делать в нём дырки, мять, отрывать кусочки, заворачивать в него орехи, шишки, игрушки.
Важно показать, что это и вам интересно, наладить связь с ребёнком, улыбаться, задавать вопросы, просить повторить.
«Кытыйа и волшебные верёвочки»
– Лена Прокопьевна, знаю, у вас есть своя авторская игра, расскажите о ней.
– Так как мы живём в очень самобытной республике, очень важно, чтобы ребёнок с детства был заинтересован в изучении культуры и традиций. Конечно, читать лекцию о культуре не стоит, а вот в игровой форме начать изучать якутские узоры вполне под силу.
Моя игра называется «Кытыйа и волшебные верёвочки» и предназначена она для детей от пяти до семи лет. Представляет собой деревянную дощечку в форме национальной якутской посуды кытыйа. Состоит из четырех рядов разноцветных кнопочек, десяти отверстий с числовым рядом от одного до десяти.
Каждый ряд имеет своё значение: красный – огонь, синий – небо, зелёный – земля, жёлтый – солнце. Таких же цветов представлены волшебные верёвочки. В игре есть и своя помощница Айта, выполненная из деревянной дощечки с магнитиком.
Играя, ребёнок учится считать, соотносить цифры и количество, развивает глазомер, мелкую моторику рук, а также умение ориентироваться в пространстве. Играя, ребёнок будет изучать богатый мир якутских узоров.
Берём верёвочку, делаем узелок, вдеваем в отверстие, например, цифры один, затем верёвочка «выныривает» из отверстия цифры два, затем в цифру три и так далее до конца ряда. Получается первый узор – ломаная линия (кэрдис ситэри ойуу). Таким образом по методическому пособию можно сделать большое количество других якутских узоров.
Эта игра – нетрадиционный способ художественно-эстетической деятельности, дающий возможность детям думать, пробовать, экспериментировать и выражать свои мысли.
Подобные игры из подручных материалов под силу сделать родителям исходя из интересов ребенка.
Возрастные предпочтения
– Все ли игры являются развивающими?
– Надо понимать, что игры – это не только времяпрепровождение, это механизм, который готовит малыша к взрослой, самостоятельной жизни. Поэтому выбор игр – очень важная задача.
Для каждого возраста подходят разные игры. Но неизменно одно: они должны быть полезны для развития образного мышления и воображения, учить фантазировать, это тоже навык, который нужно развивать.
• Если говорить о возрастных предпочтениях, то начиная с двух лет у малышей появляется самостоятельность, интерес к миру. Он учится говорить, запоминает новые слова и познает окружающие его предметы. Поэтому в таком возрасте нужно предлагать ребенку занятия, которые могут развивать, обучать, прививать необходимые навыки.
• Начиная с 3-х летнего возраста можно разнообразить игру, показывая фигуру, четко называть её форму и цвет, а потом просить выбрать и надеть на штырёк именно такой предмет.
Чтение книг – это одно из самых полезных занятий. Читая малышу 3-4 лет сказку, показывая картинки, родители развивают его внимание и кругозор. Можно играть с водой: налить в тазик или ванну воду, запустить туда кораблики, дать малышу пластиковые стаканчики, он получит настоящее удовольствие.
• Четырёхлетки — это любознательные личности, со своими интересами и потребностями. Часто встаёт вопрос, чем занять ребёнка в четыре года дома, когда он не ходит в детский сад. В первую очередь следует позаботиться о соблюдении режима дня. В расписание необходимо включить как активные игры, так и занятия, способствующие умственному развитию малыша, его кругозора, речи, социальных навыков.
Активному ребёнку сложно обойтись без шумных игр со сверстниками, беготни, самоката или велосипеда. Есть игры, которые требуют больших энергозатрат, например, надуть воздушный шар и посоревноваться, кто его быстрее лопнет, дольше продержит на голове, большее количество захватит – тому приз. Выплеснув свою неуёмную энергию, четырёхлетний малыш с удовольствием займётся игрушками.
• Счётный материал – отличное занятие провести с ребёнком время с пользой. В качестве задания для детей 5-6 лет можно предложить изготовление поделок, ёлочных игрушек, новогодних украшений, мыла, свечей и других, простых, но в то же время интересных вещей. Конечно, сначала взрослый должен показать, как это делать. Если малыш уже читает, можно составить ему памятку, где пошагово описать всю технологию.
Пятилетнего ребенка не заинтересуешь пирамидками. Ему нужны более интеллектуальные игрушки, которые помогут научить его считать, разбираться в календаре и понимать время.
• Игры для детей 6 лет уже должны быть осознанными, иметь свой сюжет и направленность. Например, предложите дочке поиграть в куклы, но не в дочки-матери, а устройте показ мод.
Хочу обратиться к взрослым: не препятствуйте игровому процессу. Чем больше ребёнок играет, тем проще ему будет адаптироваться к взрослой самостоятельной жизни. Дайте малышу свободу для фантазии, творчества и дурачеств. Поддерживайте его, и вы заметите, с какой уверенностью ваш ребёнок начнёт проявлять свою самостоятельность.
This post was published on 25.10.2020 13:35