Как не получить штраф за пост: разбираем новый закон о рекламе

С 1 сентября 2025 года в запрещенных социальных сетях и мессенджерах нельзя размещать рекламу. Вступили в силу поправки к закону «О рекламе», введенные ФЗ №72 от 7 апреля 2025 года. Новые ограничения затронули блогеров, предпринимателей и компании.

Возник ряд вопросов: можно ли рассылать рекламные сообщения по WhatsApp* (*здесь и далее — принадлежат корпорации Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в России), что делать со старыми постами, что будет считаться рекламой? Рассмотрим эти моменты в нашем сегодняшнем материале.

Где нельзя, а где можно

После 1 сентября 2025 года не допускается распространение рекламы на интернет-ресурсах организаций, деятельность которых признана нежелательной, экстремистской, террористической или интернет-ресурсах, доступ к которым ограничен.

Списки таких запрещенных и нежелательных организаций ведет Минюст России, посмотреть его можно на официальном сайте ведомства в разделе «Документы». В него входят не только соцсети, но и разные общественные движения, религиозные объединения и пр. Перечень довольно обширный, так что перед размещением рекламы на какой-либо платформе следует свериться со списком. Ниже приводим наиболее распространенные интернет-ресурсы из числа запрещенных.

Запрещены в России Разрешены в России
Instagram, Facebook*

Twitter (X)**

LinkedIn***

Viber****

Discord*****

ВКонтакте

Дзен

Одноклассники

Rutube

Looky (российский аналог Instagram*)

Likee

LiveJournal

Telegram

Также у пользователей возник вопрос, можно ли размещать рекламу в мессенджере WhatsApp*, который принадлежит признанной экстремистской и запрещенной в России организации Meta? Как указано на сайте Минюста, этот запрет «не распространяется на деятельность мессенджера WhatsApp* ввиду отсутствия функций по публичному распространению информации».

Разъяснения ФАС

Федеральная антимонопольная служба дала разъяснения новых ограничениях. Так, к примеру, необязательно удалять старые посты, главное — не делать попыток их заново распространить.

Вопрос: когда рекламу могут посчитать распространенной?

Ответ: рекламу на указанных площадках могут посчитать распространенной, если:

— она размещена после 1 сентября 2025 года;

— она была размещена до 1 сентября 2025 года, но предпринимаются действия по ее распространению, в том числе повторному, после этой даты.

Вопрос: какие действия могут посчитать направленными на распространение или повторное распространение рекламы?

Ответ: к признакам распространения или повторного распространения могут относиться, например:

— отсылка (гиперссылка, хештег и т.п.) к рекламе в посте, публикации в социальной сети или на ином информационном ресурсе;

— размещение рекламы в закрепленных сообщениях;

— указание в рекламе на предложения, акции и скидки, действующие на товары и услуги после 1 сентября 2025 года;

— репост (публикация с сохранением указания адреса предыдущего размещения);

— распространение рекламы с помощью рекомендательных механизмов социальных сетей.

Вопрос: нужно ли удалять рекламу, размещенную до 1 сентября 2025 года на указанных интернет-ресурсах?

Ответ: факт нахождения рекламы на таких площадках после 1 сентября 2025 года не будет считаться нарушением при соблюдении в совокупности следующих условий:

— если такие материалы были опубликованы до этой даты;

— в отношении нее не применяются действия, направленные на распространение, в том числе повторное, после 1 сентября 2025 года.

В этом случае удалять контент не нужно.

Также ФАС напоминает, что каждый случай отнесения информации к рекламе рассматривается индивидуально.

Штрафы

Размещение рекламы в запрещенной соцсети будет квалифицироваться по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ как нарушение законодательства о рекламе. За это применяются санкции в виде административного штрафа в следующих размерах:

— для физических лиц (например, блогеров) — от 2 тысяч до 2,5 тысячи рублей;

— для должностных лиц (например, руководителей компаний, имеющих бизнес-аккаунты) — от 4 тысяч до 20 тысяч рублей;

— для юридических лиц (например, рекламных агентств) — от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

Причем штраф назначают за любой случай нарушения, то есть за каждый рекламный пост, сторис или рилс.

Что считается рекламой

Статьи, посты, видео, фото, сторис, рилсы — в соцсетях существуют разные способы распространения информации. Но что из них могут посчитать рекламой? Давайте сперва разберем установленные законом критерии того, что же такое реклама.

Реклама — это информация, которая:

— направлена на привлечение внимания к товару, услуге, торговой марке, изготовителю или продавцу, мероприятию и любому другому объекту информирования;

— направлена на формирование и поддержание интереса к услуге, рекламе свойственна яркая эмоциональная окраска способа подачи информации;

— направлена на продвижение на рынке, характерно наличие призыва к приобретению товара или пользованию услугой, указание на конкретные способы приобретения, наличие ссылок, любых эмоционально окрашенных фраз, побуждающих совершить покупку (например, «акция продлится до 1 октября», «успейте приобрести», «количество товара ограничено» и т.п.);

— адресована неопределенному кругу лиц, не персонифицирована.

Разграничить рекламу от информационного материала помогут два документа: приказ ФАС России от 14 ноября 2023 г. № 821/23 «Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований «Понятие рекламы» и постановление правительства РФ от 24 июля 2025 г. № 1087 «Об утверждении критериев отнесения к рекламе информации, распространяемой на отдельных информационных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Частые вопросы

Является ли рекламой информация, размещенная на собственном сайте и в соцсетях производителя товаров?

— Информация на сайте производителя товаров о товарах собственного производства не является рекламой, поскольку она служит для ознакомления с ассортиментом продукции. При этом может признаваться рекламой размещение на таком сайте сведений о товарах иных производителей.

Является ли рекламой информация о реализуемых товарах, размещенная на сайтах и в соцсетях магазинов, продавцов товаров или на маркетплейсах?

— Если информация о товарах разных производителей выполнена в обычном, едином стиле и информирует о самом магазине (продавце, маркетплейсе) и товарах, которые он реализует, то такая информация носит справочный характер и рекламой не является.

Однако если на сайте размещаются сведения о товарах, которые визуально выделяются среди общей подачи информации и стимулируют или поддерживают особый интерес к определенному товару (например, «закрепленный» или «всплывающий» баннер), такая информация может признаваться рекламой.

Будет ли считаться рекламой информация, размещенная бесплатно?

— К признакам рекламы не относится факт получения вознаграждения за ее размещение. Антимонопольными органами оценивается содержание размещаемой информации. Если информация содержит объект рекламирования, адресована неопределенному кругу лиц, имеет целью формирование и поддержание интереса к конкретному товару, то такая информация будет признана рекламой.

Распространяются ли требования по маркировке рекламы в интернете на социальную рекламу?

— Социальная реклама, распространяемая в интернете, должна иметь пометку «социальная реклама» и сведения о рекламодателе, которые могут быть указаны одним из двух способов: полное ФИО для физического лица, полное наименование для юридического лица, органа государственной власти или ссылка на сайт (страницу сайта) с данными о рекламодателе.

* принадлежат корпорации Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в России

** заблокирован Роскомнадзором РФ по решению Генпрокуратуры от 24 февраля 2022 года на основании ст. 15.3 закона об информации, информтехнологиях и о защите информации.

*** заблокирован Роскомнадзором РФ по решению суда и внесён в реестр нарушителей прав субъектов персональных данных.

**** заблокирован в 2024 году Роскомнадзором РФ за нарушения требований российского законодательства к организаторам распространения информации и долги за неуплату штрафов.

*****в 2024 году заблокирован Роскомнадзором РФ за нарушение требований российского законодательства.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 05.09.2025 14:30

Share
Published by
Вера Макарова

Recent Posts

  • СВО

За неделю бойцам СВО из Якутии доставили 150 адресных посылок

За неделю сотрудники опорных пунктов Якутии в зоне проведения специальной военной операции и Белгородоской области…

05.09.2025
  • ОБРАЗОВАНИЕ

В список Минпросвещения РФ для изучения в школах вошли 37 патриотических песен

Много ли патриотических песен знают ваши дети? В советское время мы изучали их на уроках…

05.09.2025
  • НАУКА

На ВЭФ-2025 Анатолий Семенов представил проект «Всемирного центра мамонта» в Якутске

Заместитель председателя Правительства Якутии Анатолий Семенов в рамках презентации инвестиционного потенциала республики представил проект Международного…

05.09.2025
  • ФОРУМ

ВЭФ-2025: Правительство Якутии и Газпромбанк намерены построить горнолыжный курорт «Алдан»

На Восточном экономическом форуме Правительство Якутии и «Газпромбанк» (АО) заключили соглашение о сотрудничестве в строительстве…

05.09.2025
  • СВО

Из Якутии на СВО поставили 117 единиц автотехники

В 2025 году Якутия поставила в зону проведения специальной военной операции 117 единиц автотехники. Об…

05.09.2025
  • ЭКОНОМИКА

ВЭФ-2025: Нордголд запустил переработку руды на Токкинском ГОКе

Компания Нордголд запустила Токкинский горно-обогатительный комбинат в Олекминском районе Якутии. Команду на запуск в режиме…

05.09.2025