Как готовить кадры для будущего обсудили эксперты

Как готовить кадры для будущего обсудили эксперты

09:43
03 апреля 2024
Фото автора
Читайте нас

Сегодня конъюнктура рынка труда стремительно меняется. Появляются новые профессии, растет конкуренция за персонал, поэтому становятся актуальными вопросы гибкой подготовки кадров. Сегодня требует изменений содержание образовательных программ, необходимо отказаться от непопулярных на рынке труда, обеспечить рентабельность образовательных программ. Об этом шел разговор на экспертной дискуссии «Университет 360: новая архитектура образования», которая состоялась в рамках III форума «Университеты и развитие геостратегических территорий России».

Участвовали в дискуссии известные эксперты в области науки и образования, представители бизнеса и системы высшего и среднего специального профессионального образования. Были обсуждены новые модели взаимодействия в образовании. В частности, подняты такие актуальные вопросы, как возможность рыночного подхода к образованию, гибкая подготовка кадров в быстро меняющихся условиях рынка труда, сокращение сроков обучения для выпускников среднего профобразования. Также были затронуты вопросы, касающиеся маржинальной прибыли образовательных программ высшего образования, доверия работодателя к университету.

Роль университетов очень важна

Как отметила модератор экспертной дискуссии, руководитель центра проектов и программ Университета 2035 Наталья Минасова, в настоящее время необходима ориентация образовательных программ на рынок труда. Высказываясь на эту тему, один из приглашенных экспертов, директор Института образования Высшей школы экономики Евгений Терентьев подчеркнул, что сегодня университеты могут выступать лидерами по прогнозированию того, что будет востребовано на рынке труда через несколько лет.

— Казалось бы простая история: собери мнения бизнеса, вовлеки бизнес в работу по проектированию образовательных программ, по оценке качества программ, по набору студентов и все будет прекрасно. Но сложность в том, что бизнес, в большинстве случаев, при формировании требований к выпускнику опирается на текущую ситуацию на рынке труда. А когда речь идет об основных образовательных программах, то это 4-5 лет обучения. И здесь возникает такая коллизия: по сути, мы должны сейчас вместе с бизнесом обсуждать не текущую ситуацию на рынке труда и тот запрос, который есть у бизнеса, а ситуацию, которая будет через 4-5 лет. Поэтому роль университетов очень важна, — подчеркнул Евгений Терентьев.

Бизнес и вузы говорят на разных языках

С позиции бизнеса по данному вопросу высказался руководитель по работе с регионами VK Евгений Лохматов. «Сегодня бизнесу нужны квалифицированные кадры, и он готов в это вкладываться», — заметил эксперт, вместе с тем, обратив внимание на определенное несоответствие ожиданий бизнеса по отношению к выпускникам вузов, что специалист выйдет и сразу на 100% закроет свои рабочие функциональные обязанности. Этого зачастую не происходит, поэтому возникает разочарование.

По мнению Евгения Лохматова, сейчас бизнес и вузы говорят на разных языках с точки зрения квалификации, требований к скиллам, компетенциям. «Вуз говорит на языке новых образовательных программ, бизнес – на языке требований и компетенций. Эти два языка пока труднопереводимы, поэтому необходим переводчик», — заметил эксперт.

Евгений Терентьев добавил, что ключевая задача – посадить обе стороны за стол переговоров. «Нужно просто начать — сформировать общую почву для разговоров: что хотим и на каком языке развиваем», — подчеркнул он.

Фото автора.

Проректор по ДПО Дальневосточного федерального университета Михаил Кривопал отметил, что в настоящее время очень быстро обновляются запросы к вузам. «Мы, действительно, не можем быстро отреагировать в рамках жизненного цикла программы на те изменения, которые бизнес проводит. С другой стороны, мы понимаем, что надо привлекать практиков во время нашей программы, тогда выпускники будут соответствовали ожиданиям бизнеса», — сказал он.

По мнению проректора, гибкая подготовка кадров в быстро меняющихся условиях рынка труда важна. Сейчас бизнесу уже неизбежно приходиться приходить в вузы и вместе проектировать образовательную программу. «Потому что уже возникла сильно жесткая конкуренция», — отметил он и поделился опытом работы университета с корпоративным сектором.

Также по вопросу гибкой подготовки кадров выступил заместитель директора Актру Алексей Талан. Данная IT-компания является разработчиком инновационной видеоплатформы для образования. По словам Алексея Талана, это дает возможность вузу раскрыться перед работодателями, дать им инструмент — заглянуть внутрь того, что происходит в вузе здесь и сейчас, чтобы они могли подкорректировать вживую процесс обучения, не дожидаясь изменения рабочей программы.

О качестве подготовки кадров, о том, что можно изменить в системе высшего и среднего специального образования для того, чтобы выпускники приходили и сразу встраивались в процессы в той или иной организации, говорили работодатели — руководитель отдела по обучению и развитию персонала ПАО ЯТЭК Ирина Терехова, начальник корпоративного института ООО «Газпром трансгаз Томск» Ольга Орлова, заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) Лука Сафонов.

Возможно ли сокращение сроков обучения?

Также участники обсудили вопрос – возможно ли сокращение сроков обучения для выпускников СПО? Руководитель проекта «Кафедра 360» СВФУ им. М.К. Аммосова Галина Парникова рассказала, что в рамках проекта на кафедре английского языка и перевода они начали делать определенные шаги в этом направлении.

— Мы взяли выпускников СПО – старшие курсы – и сократили срок обучения для работающих учителей. Первый выпуск у нас будет в мае – 12 работающих учителей. Почему они пошли на это? Сейчас они сидят без категории, а после получения диплома они сразу пройдут аттестацию и у них повысится заработная плата – вот их мотивация. По этому же пути пошли и наши математики – они взяли колледж инфраструктурных технологий, совместили учебный план, создали свой первый курс и набрали полностью коммерческую группу. По такой же концепции – сокращенке – начали работать и на автодорожном факультете, — отметила Галина Парникова.

Одним из важных звеньев образовательного процесса является закрепление выпускников на местах. О том, какая проводится работа по закреплению молодых врачей в районах республики, и особенно в Арктике, рассказали директор Якутского республиканского медицинского информационно-аналитического центра Петр Никифоров и первый заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера РС (Я) Сергей Неустроев.

«Пока о прибыли говорить проблемно»

Также участники обсудили вопрос маржинальной прибыли образовательных программ высшего образования. Так, проректор по образовательной деятельности Благовещенского госуниверситета Марина Попова подчеркнула, что пока о прибыли говорить проблемно. По мнению проректора по ДПО Дальневосточного федерального университета Михаила Кривопала, здесь нет элегантного решения. «С одной стороны, мы понимаем, что есть социально важные направления подготовки, с другой стороны, есть программы, где можно обеспечить эту рентабельность, маржинальность. Просто нужно применять в открытом управлении программы, внутри институтов, университетов», — отметил он.

В экспертной дискуссии принял участие и генеральный директор АО «РИИХ Сахамедиа» Виктор Колесов. Имея за плечами большой организационный и педагогический опыт работы с молодежью, он обратил внимание на один из главных моментов – на мотивацию самого студента.

— Между работодателем и высшей школой мы забываем о самом студенте. Если он мотивирован, то тогда проще будет и университету, и работодателю. Момент профориентации необходимо рассматривать в комплексе. Чтобы было доверие, нужно со школами общаться. Считаю, что проблема мотивации – ключевая. Если мы будем набирать немотивированных студентов, не получим хороших специалистов. Поэтому нужно повышать их мотивацию, построить систему отбора на уровне школы, тогда многие вопросы снимутся, — подчеркнул генеральный директор АО «РИИХ Сахамедиа».

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
21 мая
  • Ощущается: 3°Влажность: 76% Скорость ветра: 7 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: