С развитием цифровых технологий собственникам квартир стало проще контролировать ситуацию в доме. Благодаря мобильному приложению «Госуслуги.Дом» можно быстро решить проблему и получить нужную информацию – от отправки заявок в управляющую организацию до контроля за состоянием дома и планированием работ. Подробнее о приложении «Госуслуги.Дом» нам сегодня расскажет руководитель Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) Павел Аргунов.
Мобильный сервис
– Павел Анатольевич, год назад в нашем регионе появилось новое мобильное приложение «Госуслуги Дом». Можно ли подвести промежуточные итоги? Как приняли новый сервис жители республики?
– Приложение «Госуслуги Дом» – это сервис для собственников недвижимости в многоквартирных домах, который позволяет решить все вопросы ЖКХ в одном окне. Основой для работы приложения является система ГИС ЖКХ, в которой уже несколько лет аккумулируются данные об основных процессах, происходящих в ЖКХ.
В нашей республике приложение уже скачали более 50 тысяч человек. Всего россияне сделали более 8 млн установок. Мы регулярно отслеживаем активность наших пользователей. Так, в республике за время работы сервиса подано около 12,3 тысячи заявок в управляющие организации, 3,7 тысячи заявок в ресурсоснабжающие организации, более 103 тысяч раз переданы показания счетчиков и совершено более 31 тысячи оплат ЖКУ.
Приложение запущено «Оператором информационной системы» при поддержке Минстроя и Минцифры России. Его можно скачать во всех популярных магазинах приложений: RuStore, AppStore, Google Play и AppGallery.
Принцип единого окна
– Какие функции приложения, помимо передачи показаний и оплаты, упрощают управление домом для собственников?
– Основная задача приложения – быть единым окном для граждан, которые хотят управлять своим домом быстро и легко. Особенным его делает возможность использовать коллективные механики – функции, которые позволяют решать проблемы дома вместе с соседями.
Впервые, пользуясь только одним сервисом, житель многоквартирного дома может попросить управляющую организацию исправить проблему в подъезде (самостоятельно или коллективно с соседями), обсудить вопрос с соседями в домовом чате и проголосовать на общем собрании собственников.
Благодаря всем этим возможностям проблемы граждан более эффективно решаются внутри отрасли и помогают улучшить социальное самочувствие потребителей.
– Появилась новая функция – обратиться в управляющую организацию коллективно с соседями. Чем она полезна?
– Да, эта функция появилась в сентябре 2024 года, называется коллективная заявка. Она дает возможность сформировать запрос или предложение для управляющей организации и получить поддержку соседей, сделав только несколько нажатий в смартфоне. После того, как хотя бы один сосед поддержит такую заявку, её можно направлять в управляющую организацию. В республике пока было создано 864 коллективные заявки.
Полезные чаты
– Для обсуждения совместных инициатив собственникам квартир нужны чаты. Насколько популярна эта функция среди якутян?
– В «Госуслуги. Дом» у каждого многоквартирного дома есть свой общедомовой чат на платформе VK Мессенджер. Попасть в него могут исключительно подтвержденные собственники квартир, перейдя по баннеру в мобильном приложении, то есть туда не смогут попасть торговые агенты и другие досаждающие личности.
Присоединяясь к чату, пользователь проходит бесшовную авторизацию или регистрацию в VK и в дальнейшем может заходить в чат напрямую из приложения VK. Домовые чаты позволяют жителям познакомиться с соседями, найти единомышленников, обсудить и решить проблемы, касающиеся их дома. В чате удобно обсуждать коллективные заявки или решения перед организацией общедомового собрания собственников.
Что немаловажно, в отличие от чатов, инициированных жильцами, официальный чат защищен от удаления или исключения отдельных соседей. В республике уже создан 2131 чат.
Интересно, что в чате регулярно появляются полезные советы от Оператора приложения, например, как проверить отчет управляющей компании за прошлый год или начать зарабатывать на общедомовом имуществе.
Общее собрание онлайн
– Порой очень сложно провести общее собрание жильцов, насколько знаю, теперь его можно организовать в приложении. По каким вопросам нужно проводить общее собрание жильцов и какая инфраструктура есть для этого в приложении?
– Во всех регионах сегодня стоит задача повышать число собраний, которые проводятся в электронном виде. Задача эта связана с необходимостью сделать процесс общих собраний собственников более прозрачным и легитимным. Для сдачи в аренду общедомового имущества, установки видеонаблюдения или умного домофона, для определения способа формирования фонда капитального ремонта и других вопросов дома обязательно проводить общее собрание собственников. Совместное принятие решений, подкрепленное легитимными протоколами, помогает официально продвигать предложения собственников.
В ГИС ЖКХ сегодня управляющая компания или физическое лицо –администратор может запустить ежегодное собрание в электронном виде. В таком случае жители дома смогут проголосовать в «Госуслуги Дом». Это позволяет принимать решения по дому независимо от времени суток или местоположения собственников.
Когда начинается голосование, на главной странице появляется баннер. Перейдя по нему, пользователь может ознакомиться с информацией о собрании (кто инициатор и до какого срока можно голосовать), изучить повестку голосования и дополнительные материалы, которые помогут принять решение. Пока собрание открыто, пользователь может голосовать в любое удобное время.
По каждому вопросу есть три варианта ответа: «За», «Против» и «Воздержался». После завершения голосования автоматически формируется протокол в ГИС ЖКХ. Важно, что данные о пользователях в таких случаях уже есть в системе и администратору не нужно добывать эту информацию у каждого собственника.
Гостевой доступ
В начале января 2025 года вышла версия приложения «Госуслуги. Дом» 3.8.0, которая теперь доступна не только собственникам квартир, но и владельцам частных домов и арендаторам. Собственники жилья могут предоставить гостевой доступ другим людям, что удобно для пожилых владельцев, делегирующих молодым родственникам задачи, такие как передача показаний счетчиков и оплата счетов. Для получения гостевого доступа требуются телефон гостя с аккаунтом на портале госуслуг и установленное приложение у обоих. После подтверждения доступа гость получает уведомление и видит новый объект с пометкой «Гостевой доступ».
С этим доступом можно передавать показания счетчиков, оплачивать услуги, писать обращения в управляющие организации, заказывать поверку счетчиков и смотреть отчеты о капитальном ремонте. Однако гости не могут голосовать на собраниях собственников и добавляться в домовые чаты. Собственник может в любой момент отозвать доступ.
Также приложение стало доступно владельцам индивидуальных жилых домов, включая дома блокированной застройки. Теперь они могут передавать показания счетчиков, заказывать их поверку, оплачивать услуги и обращаться в ресурсоснабжающие организации, а также выдавать гостевой доступ родственникам и арендаторам.
This post was published on 29.01.2025 10:05