В гончарной мастерской компании «Камелек» до удивительного тихо. Мастера, склонившись над изделиями, творят, рисуют, шлифуют. Под мерный звук гончарного круга здесь рождаются необыкновенно красивые шедевры.
В канун Нового года новые изделия – окуриватели для дома произвели буквально фурор. Их сметают с прилавков магазинов. Немудрено, издревле народ саха окуривает дымокуром свои жилища, а новые изделия гончарной мастерской выполняют две функции: окуривателя и подсвечника. Да и для подарка – отличное решение!
Врываюсь в мастерскую с клубами морозного воздуха, нарушив спокойное течение рабочего ритма.
– Хочу смастерить себе красивую чашку! – говорю я.
И мастерская, и арт-клуб
Меня встречает приветливая заведующая гончарной мастерской Кристина Яковлева. Здесь она работает с 2013 года. Менеджер по профессии, она считает, что именно в этой творческой компании нашла свое дело.
– Идея открыть гончарный цех возникла у нашего генерального директора Ольги Григорьевой давно, но воплотить замысел удалось в этом году. В марте к нам приезжали мастера из Сызрани и Пензы. Обучение, кстати, прошли многие якутяне, не только мы. Из нашей компании было трое, позже приглашенные мастера еще в течение месяца занимались с нами отдельно, – рассказывает Кристина, успевая очищать гончарный круг от глины. Сейчас на моих глазах появится новая чаша.
В апреле уже открылась гончарная мастерская. По словам мастеров, опыт, умение чувствовать глину появляются не сразу. Хотя в тот момент им казалось, что получается неплохо.
– Сравниваем наши первые поделки с теми, что выпускаем в данное время, и понимаем, что до совершенства было ой как далеко! – смеется Кристина.
Сейчас, помимо изготовления глиняной посуды, утвари, керамисты проводят мастер-классы для детей и взрослых, сюда можно пригласить на романтическое свидание возлюбленную, а также отметить день рождения и многое другое.
Можно прийти в арт-клуб «У камелька» и весело провести время, заодно смастерив себе любимую чашку, ну, или еще что-то другое по желанию. Часто сюда приходят бабушки с внуками и занимаются ручной лепкой.
– Во избежание травм до круга допускаем детей от 8 лет, – поясняет заведующая.
Якутская мультиварка
Производство началось со стаканов, а уже из этой цилиндрической формы рождается многообразие. Иногда сложно поверить в то, что из кусочка глины создаются практически произведения искусства. Но это так, причем в наши дни это может сотворить каждый желающий.
– А если говорить о национальной тематике, то первыми появились печки-камельки, их используют во время обряда благословения – алгыс. Это одно из самых востребованных наших изделий, – показывает мне Кристина камельки, только что вытащенные из печи для обжига. С пылу с жару.
Не столь давно в соавторстве с Валентиной и Василием Атласовыми появилась новая посуда для запекания – хотун-далбара. Это практически мультиварка по-якутски! В ней можно запечь мясо в собственном соку, овощи.
Мастера гончарного цеха выполняют и поступившие заказы – чороны, посуду, наборы кытыйа и многое другое. Бывают и индивидуальные заказчики, которые желают иметь полный набор посуды из глины. Есть большие заказы для ресторанов национальной кухни – работы невпроворот.
Откуда глина
Сейчас в мастерской четыре работника. Представляете, какой объем они выполняют?! Техническое задание на месяц может быть разным в зависимости от пожеланий клиентов и запроса магазина. В прошлом месяце, например, хитом были горшки для запекания. Сейчас в планах – изготовление елочных игрушек и подарочных боксов.
– Глина у нас как привозная из Новосибирска, так и местная. Собираем ее на Намцырском тракте. Есть еще Санниковское месторождение в Намском улусе, многие знают и берут оттуда глину. Она более красного цвета и с вкраплениями стекла. Глины совершенно разные. Мы их мешаем, чтобы улучшить ее состав, так она становится более прочной и не трескается при обжиге, – рассказывает Кристина.
– Для себя сделали изделия? – интересуюсь.
– Неет, мы сапожники без сапог, – смеются гончары.
Работа мечты
За большим столом трудятся две художницы, две Ньургуйаны. Ньургуйана Ушницкая – магистрантка инженерно-технического института СВФУ по направлению «Строительные материалы». Будущий строитель, она увлекается гончарным делом со школьной скамьи.
– Первым азам научила наша учительница Соттинской средней школы Усть-Алданского улуса Антонина Никифоровна Ушницкая. В вузе тоже посещала кружок «Технолог», где мы также изучали свойства глины, мастерили поделки. Сейчас, как видите, работаю здесь гончаром-технологом, – рассказывает девушка, расписывая якутский балаган-дымокур.
Ньургуйана прекрасно рисует, поэтому ей нравится в мастерской и рисовать, и формовать посуду. В первый же день ей доверили сделать гипсовую форму с помощью литья, и у нее все получилось.
– Люблю глину за ее природную структуру, податливость, экологичность. Она лечит, успокаивает. Мне нравится вот так рисовать, формовать, подправлять, шлифовать, это сродни медитации. Работа для души, – говорит она.
Рядом с ней высится горка маленьких дымокуров – результат работы за день. Между прочим, рисунки у них не повторяются. Тут уже как фантазия у художника разыграется, импровизация только приветствуется. Этим и ценно каждое изделие – оно уникально.
Движения у мастера отточенные, уверенные, что кажется, и я могла бы справиться с такой работой. Забегая вперед отмечу – не так-то это просто как показалось на первый взгляд!
– Я тоже сперва боязливо приступила к работе, опыт приходит со временем, — успокаивает меня Ньургуйана. – Многому здесь научилась.
Ньургуйана Саввинова – главный художник, администратор, СММ-щик цеха. Она выпускница Якутского художественного училища, по специальности ювелир.
Пришла в «Камелек» по объявлению художником и уже работает два года. Здесь же отучилась на гончара и перевелась в цех.
– На работу прихожу с удовольствием, можно сказать, это мой второй родной дом. Прибегаем даже в выходные. Практически работа мечты, – улыбается Ньургуйана.
Перед ней – стопка оснований для дымокуров, итог сегодняшнего труда. Между делом, она тоже раскрашивает, рисует, покрывает глазурью изделия, а еще ведет страничку в Инстаграмме. Как говорит художник, в эти дни изделия раскупают моментально, хотя мастера ежедневно отправляют готовый товар в магазин.
Ньургуйана слегка подправляет форму изделий, смачивая их влажной губкой. Важно все исправить, пока продукт не засох, затем он сушится на воздухе и только потом отправляется для обжига в печь. Есть обычный обжиг, есть и молочный.
Молочение – древний способ обработки керамики. После такого обжига изделие приобретает красивый коричневый цвет различных оттенков. Для молочного обжига берется изделие, уже прошедшее первоначальный обжиг (970 градусов), здесь же оно пропитывается натуральным жирным коровьим молоком или купается в молоке. А еще посуда для еды обрабатывается пчелиным воском, чтобы ничего не протекало сквозь поры глины.
От программиста до гончара
Работа на гончарном круге – сакральное, почти магическое действо. В умелых руках гончара кусок глины на твоих глазах превращается в прекрасную посуду. Как раз застаю старшего специалиста Николая Афанасьевича Николаева за работой над посудой-далбара. Руки мастера плавно следуют за гончарным кругом, постепенно поднимая стенки сосуда. Раз-два – и вот уже готова красивая посуда ( на самом деле не совсем раз-два).
– Теперь начну делать заготовки балагана. Глину подготавливаю, чтобы она была равномерной. Кидаю в центр круга, надо сперва ее вот так выровнять, – показывает мастер. – Глина чуть-чуть подсохла, так что надо сильнее ее обминать. И так каждый раз.
– Аа, так физическая сила нужна, оказывается! – восклицаю.
– Еще какая! Я была же полненькой, а теперь все лишние килограммы ушли. И в спортзал ходить не надо, – подхватывает Кристина.
Николай родом из Абыйского улуса. Гончарным искусством он начал интересоваться еще в 2018 году: изучил свойства глины, купил гончарный круг, потратив годовую премию. Так и начал потихоньку крутить, мастерить чашки, кытыйа, чороны. Николай Афанасьевич оказался мастером на все руки. Еще через год для обжига изделий он из кирпичей самостоятельно соорудил печь. В марте узнал о приезде мастеров и решил обучиться у них. Как раз на день рождения жена подарила сертификат.
– Всю жизнь проработал в банковской сфере программистом и тут решил заняться творчеством. Новое увлечение пришлось по душе, теперь это не просто хобби, а работа, – улыбается он.
После обучения талантливого мастера Ольга Григорьевна пригласила на работу.
– Работаю с мая, очень нравится. Люблю творчество, свободный полет фантазии, а так заказов много. Вот и сейчас выполняю большой заказ одной компании, – рассказывает мастер.
– Не надоедает сидеть целый день за гончарным кругом? – любопытствую я.
– Нет, я продолжаю творить и дома. Уже и жену подключил, она красит глазурью, – смеется Николай Афанасьевич.
Вот так два математика, они нашли дело по душе. Мастер считает, что не каждый может работать гончаром. Приходят на мастер-класс люди, и сразу видно, у кого рука набита. Обычно сразу хорошо получается у тех, кто рисует или шьет.
Николаю нравится мастерить крупные изделия: вазы, сосуды, чороны. Оно и понятно, у мужчин руки большие, и им сподручнее работать с крупными вещами.
Вот и готово изделие, гончар берет в руки леску и, поддевая снизу сосуд, снимает его с круга.
Хитовые изделия от учениц
К слову, из-за больших объемов заказов мастерской требуются новые работники. Три ученицы уже приступили к обучению. Так, третий день здесь обучается ремеслу Анна Иванова.
– Я закончила Якутское художественное училище, институт, сидела по уходу за детьми долго. Наконец-то они выросли, а мне захотелось творчества. Раньше работала в «Камельке», а узнав, что здесь открылась гончарная мастерская, решила попробовать. Кстати, у меня в роду есть керамисты. Так, художник-керамист Мария Гуляева-Туойа – двоюродная сестра моей матери, – рассказывает Анна.
На моих глазах Анна разукрасила несколько обкуривателей в форме якутского балагана. Точно, самое хитовое изделие!
– Ой, сразу на поток, что ли, ставят! – удивляюсь. – А если испортите труд гончара?
Анна смеется: «Не ругают», Кристина подтверждает: «А как иначе научатся-то, все надо попробовать самим, все на своем опыте».
Ученица надеется, что ее возьмут на работу, ведь у нее неплохо получается. С утра она еще смастерила елочные игрушки.
Рядом с ней сосредоточенно творит Вера Афанасьева, будущий учитель изобразительного искусства.
– Без работы сидела, нужны деньги. Сюда пришла, потому что люблю рисовать. Здесь учусь уже больше недели, расписывала елочные игрушки, урасу, якутский балаган, все получается и, самое главное, все нравится, – говорит девушка.
Смотрю, у Веры получается очень красиво.
– Нет, несколько работ точно запорола, но ничего, все исправила, – продолжает она.
Мичилийэ Пахомова – третья ученица, тоже художница. Окончила художественную школу, поступила в Якутское художественное училище.
Сегодня она в цехе первый день. Мичилийэ искусно вырезает из глины елочную игрушку в форме быка – это ее авторская работа.
– Такое сложное задание!
– Нет, мы ничего не задаем, каждый проявляет свою фантазию, а мы наблюдаем, тоже интересный процесс, – объясняет мне Кристина.
– Ну что, будете мастерить чашку? – обращается она ко мне.
– Вы думаете у меня получится?
– Конечно, поможем же!
Готовые изделия будут сохнуть на полках целую неделю, прежде чем отправиться в печь. Скоро Новый год, заказов много – надо успевать! Только удивляюсь, тут много новинок, которые еще не поступили в продажу.
За гончарным кругом
Ну, а мне пора за гончарный круг. Сперва на столе надо промять глину, выпустить лишний воздух. Берусь браво, я же умею месить тесто, а оказывается, надо совсем по-другому, закатывая глину слой за слоем. Здесь главное, выпустить лишний воздух. А еще, по словам Кристины, для правильного промина важно даже то, как расположены опорная нога, руки. К слову, никакого маникюра!
– Теперь со всей силы кидайте колобок в центр круга! – дальше учит меня мастер.
Плюх! И моя глина завертелась. Руки окунаю в раствор, облокачиваюсь об круг – должна быть точка опоры, и придаю форму глине. Глина – влажная, живая, приятная на ощупь. Тут, на гончарном круге, тоже сперва надо выдавить пузырьки воздуха, это делается для того, чтобы при обжиге посуда не треснула.
В общем, долго ли, коротко ли, при помощи Кристины, я смастерила чашку. Тяжело, скажу я вам. Это у мастеров получается играючи, а на самом деле за всем этим труд, напряжение, физическая сила, ловкость, умение. Нюансов много.
Я поняла, почему тихо в мастерской. Гончарам не до пения и разговоров. Как они просветили меня, иногда даже незначительное движение может изменить форму изделия, порой они даже задерживают дыхание, чтобы не сломать его.
Кстати, некоторые несведущие считают, что посуда компании «Камелек» производится в Китае. Абсолютно неверно! У компании есть своя производственная база по Покровскому тракту, где и создается вся эта красота.
– Наша компания создана в 2005 году. За это время мы наладили производство национальной посуды и сувениров из фарфора. С уверенностью могу сказать, что практически каждая семья в Якутии имеет нашу посуду, наши печи-камельки.
Якутяне вообще активно пользуются традиционной посудой, и это радует. А с марта 2021 года мы работаем в сфере гончарного мастерства, гончарного искусства.
Народ саха имеет древнюю историю гончарного производства. Есть изделия, датируемые вторым тысячелетием до нашей эры. При создании своей посуды мы ориентируемся на эти находки, изучаем свою историю. Наша глиняная посуда хранит вековые традиции умельцев, передаваемых из поколения в поколение, – прокомментировала генеральный директор компании Ольга Григорьева.
This post was published on 28.11.2021 12:21