Как будет развиваться профильное образование в Якутии
Темой нынешнего Январского совещания работников образования Якутии, которое прошло на этой неделе, стали вопросы развития профильного образования, а также партнерство общего образования с вузами, наукой и реальным сектором экономики.
Образование и наука
Участники совещания – педагоги, директора школ, начальники управлений образования, ректоры вузов, руководители среднего профобразования, представители органов власти, предприятий-работодателей.
В панельной дискуссии «Образование и наука в интересах развития приоритетных отраслей экономики РС (Я)» принял участие Глава Якутии Айсен Николаев. Он отметил, что система образования должна быть в авангарде перемен и новых устремлений.
– Эти устремления определены национальными задачами, поставленными Президентом страны на предстоящие годы. Важнейшей задачей президент определил технологическую независимость, глобальную конкурентоспособность и превосходство отечественных технологий. Якутия, как один из лидеров креативной экономики, конечно же, должна и будет одним из активных участников разработки и использования передовых технологий, – подчеркнул Айсен Николаев.
26 фирменных классов
Ранее глава республики говорил о недостаточном уровне организации профильного образования по актуальным для республики направлениям. Говоря о школах с политехнической направленностью, он отметил, что сегодня они составляют менее 15% всех школ республики. Но в последние годы активизировалось партнерство с промышленными компаниями. В республике открыты 26 фирменных классов ведущих компаний, в том числе «Роснефти», АЛРОСА, «Колмара», «Росатома» и других. Открывают фирменные классы и республиканские предприятия. «Такое сотрудничество надо активно развивать, возможности здесь практически безграничны. И не только в добывающих отраслях, но и в сфере транспорта, энергетики, агропромышленного комплекса», – подчеркнул глава республики.
По мнению Айсена Николаева, профориентация не может оставаться лишь в теоретической плоскости. Необходимо вовлекать учеников в производственный, технологический процессы. Не менее важно их приобщение к отраслевым ценностям, совместно с компаниями будущего работодателя. Также в формировании системы профильного образования, по видению главы, самым активным образом должны участвовать органы МСУ с учетом экономической специфики своих районов и городов.
Физику выбирают все меньше
Глава республики обратил внимание и на снижение интереса учащихся к физико-математическим и естественно-научным предметам.
– С 2021 года число выпускников, выбравших ЕГЭ по профильной математике, по республике, в целом, снизилось на четверть. В полтора раза уменьшился выбор физики. Абсолютно плачевная ситуация с информатикой. За три года у нас в 2 раза уменьшилось число выпускников, которые выбрали ЕГЭ по этой дисциплине. Это говорит о том, что у нас практически нет потенциальной кадровой базы для развития, в том числе креативной экономики, – подчеркнул Айсен Николаев.
По мнению главы, необходимо мотивировать школьников изучать эти дисциплины и создавать условия для их успешного обучения. Также на Январском совещании Айсен Николаев предложил наполнить новым содержанием деятельность сети Президентских школ республики, которые были созданы в 1997 году.
Современные тенденции и вызовы
На дискуссионных площадках, «круглых столах», панельной дискуссии Январского совещания были обсуждены актуальные аспекты профильного образования. Участники выслушали мнения экспертов, обменялись мнениями о современных тенденциях и вызовах, которые необходимы для дальнейшего развития профильного обучения.
Также на совещании были представлены лучшие практики – школы вместе с колледжами, вузами, предприятиями-работодателями поделились успешными опытами своего сотрудничества. Так, сегодня Республиканский лицей-интернат сотрудничает с «Роснефтью», Нижне-Бестяхская СОШ им. М.Е. Попова – с «Железными дорогами Якутии», СОШ №3 г. Покровска активно работает с Мединститутом СВФУ, Ытык-Кюельская СОШ №1 им. А.И. Софронова – с Якутским медколледжем и т.д. Кроме этого, в рамках совещания прошла партнерская сессия, на которой была выстроена единая модель профессиональной ориентации школьников в разрезе муниципальных районов.
Во второй день в Институте развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II состоялось совещание, на котором участники обсудили Стратегию развития системы образования РФ с целевым видением до 2040 года. Директор института Ньургун Павлов ознакомил участников совещания с первыми подходами на уровне страны, когда разрабатывалась данная стратегия. Стратегия имела 15 направлений. Ньургун Павлов остановился на некоторых моментах этих направлений, а также озвучил предложения республики.
Он отметил, что Минобрнауки поставил задачу всем подведомственным организациям изучить, обсудить и предложить свое видение по развитию того или иного направления. После того как субьекты направили свои предложения, Минпросвещения РФ повторно направило субьектам документ, чтобы они еще раз рассмотрели стратегию, но уже в разрезе 10 направлений – это разрыв между потребностями рынка труда и наличием квалифицированных кадров, «демографическая яма», разобщенность общественных групп, цифровой скачок и масштабная цифровизация жизни и др.
На совещании по 10 вызовам стратегии, которые были определены, выступили начальники управлений образования. Они высказали свое мнение по вызовам стратегии через призму своего муниципального образования. Кроме этого, свое видение озвучили эксперты. Предложения от Якутии по Стратегии развития системы образования РФ будут направлены в федеральный центр.
Мнение
Константин Тимофеев, начальник Управления образования Оймяконского улуса:
– На Январском совещании узнали много нового о целях и задачах Министерства образования РС (Я) на 2025 год и на предстоящие годы. Начиная с этого года, вводится много изменений как в капитальном ремонте объектов, так и в самом образовании и воспитании учащихся. Будем работать. Сейчас у нас проходят стратегические сессии по образованию и воспитанию, довольно много новых идей. Конечно, мы, начальники управлений образования, взяли все на контроль и будем сейчас отрабатывать.
Большим вызовом для нас является цифровизация. Мининноваций уже давно работает по оптоволокну, ускорению интернета и т.д. От нас требуется все это внедрить в действие, чтобы понимали не только дети, родители, но и сами педагоги. Это довольно-таки кропотливая работа, но сейчас могу с уверенностью сказать, что у нас где-то на 85% цифровизация введена в действие. У нас есть отдаленные наслеги, из-за этого затруднения, но все вопросы можно решить.
Елена Дмитриева, заместитель начальника Управления образования Томпонского района:
– В целом, я хочу дать высокую оценку организации нынешнего Январского совещания. Действительно, как всегда, затронуты самые актуальные, насущные проблемы, которые волнуют всех работников образования, которые работают на местах. Хорошо, что нас слышат, поддерживают на самом высоком уровне – и Глава Якутии, и Министерство образования и науки республики. Только так, в команде, когда встречаемся на совещании, мы получаем результат, потому что проблему мы решаем всем сообществом. Во всех районах есть свои нюансы, у кого-то одни направления лучше идут, у кого-то другие, и когда мы встречаемся, обмениваемся опытом, мнениями, мы получаем положительные результаты.
Январское совещание педагогических работников, которое ежегодно организовывается в республике, дает нам возможность встретиться, пообщаться, обговорить, озвучить и донести свои идеи, предложения до органов власти. Организовано совещание, конечно, очень хорошо. Например, я впервые побывала в креативном кластере «Квартал труда» и получила большое удовольствие именно от живого общения с коллегами. Я довольна, спасибо организаторам!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: