yakutia-daily.ru

К 90-летию Николая Шарина: На посту главного просвещенца республики

Человек, о котором пишу эту статью, Николай Иванович Шарин – выходец из самых далеких окраин нашей северной республики, из гущи самого народа. Мать – доярка, отец – столяр, сельский почтовик-почтальон. Семья многодетная…

Шарин целиком и полностью – детище советской социальной политики, носитель и служитель гуманных и благотворных идей прошедшей эпохи. Так я думаю о Почётном гражданине Республики Саха (Якутия) Николае Ивановиче Шарине.

Получив десятилетнее образование, прошёл школу учительства. А дальше – учёба в престижном высшем учебном заведении – педагогическом институте имени А.И. Герцена в г. Ленинграде. Диплом с отличием. Зов предков… и Николай Шарин – директор Сылгы-Ыытарской школы в родном Среднеколымском районе. Председатель исполкома районного Совета, первый секретарь райкома партии. И вот, по рекомендации бюро обкома КПСС Николай Иванович – министр просвещения республики, член правительства, государственный и общественный деятель…

С 1981 года Николай Шарин – секретарь Президиума Верховного Совета Якутской АССР. Законодатель…

Первые среди автономных

Николая Ивановича Шарина население республики знает, прежде всего, как министра просвещения – главного просвещенца республики, в качестве которого он проработал почти два десятилетия (1962-1981 гг.).

За годы его работы, в 60-70 годы ХХ столетия, в развитии народного образования произошли глубокие количественные и качественные изменения, особенно в укреплении материальной базы школ, дошкольных учреждений, коренном улучшении учебно-воспитательного процесса, в преодолении второгодничества и повышении качества знаний учащихся, выполнении закона о всеобщем восьмилетнем и среднем образовании, кадровом обеспечении учреждений образования. По этим основным направлениям Николай Иванович, как министр, осуществлял руководство и контроль за повседневной и многогранной деятельностью работников отрасли.

За 20 лет, с 1960 по 1980 годы, было построено 283 школы на 93 760 ученических мест, дошкольных учреждений на 30 087 мест. Все эти объекты строились по типовым проектам, привязываясь к местности, а в городах и районных центрах – в каменном варианте. В результате этого многие школы перешли к односменным занятиям, особенно в сельской местности.

Число общеобразовательных школ с 1960 по 1980 годы оставалось на одном уровне (596 школ), но количество учащихся в них выросло с 97,4 тысячи до 175,7 тысячи, т.е. в 1,8 раза. Это произошло за счёт быстрого роста численности населения и укрупнения школ – как сельских, так и городских. Значительный рост числа восьмилетних и средних школ способствовал получению молодёжью всеобщего среднего образования. К концу 70-х годов переход к всеобщему среднему образованию, в основном, завершился.

По итогам переписи 1979 года на 1000 человек имели высшее, среднее и неполное среднее образование по РСФСР 803 человека, в Якутской АССР – 848. По этому обобщающему показателю Якутия вышла на первое место среди 16 автономных республик РСФСР. Это – в условиях Крайнего Севера.

Учителя для учителей

В эти годы Министерство просвещения проводило большую работу по переводу отдельных средних школ к углубленному изучению предметов физико-математического цикла для наиболее талантливой части учащихся.

Опыт работы Верхневилюйской, Майинской, Покровской и других школ республики показал высокую эффективность такой работы.
Одним из достижений министра Шарина было обеспечение школ учителями с высшим и средним специальным образованием. Директорами школ и их заместителями назначались учителя с высшим образованием и необходимым опытом педагогической работы.

Усилиями Николая Ивановича Якутский республиканский институт усовершенствования учителей (ЯРИУУ) превратился в подлинный центр учебно-методической, научно-педагогической работы. Институт провёл огромную работу по переподготовке учителей по обучению по новым программам, практической реализации нового содержания среднего образования, изучению и распространению передового педагогического опыта. Директорами института работали заслуженные учителя школы ЯАССР Прокопий Иванович Егоров, Андрей Николаевич Анисимов, Нина Андриановна Расторгуева – замечательные педагоги-организаторы.

Кузница кадров

Николая Ивановича как руководителя отличали, прежде всего, не командный стиль руководства, а коллегиальность, умение принимать взвешенные, хорошо продуманные решения, опираясь на коллектив и коллективный опыт. Необходимо отметить, что он создал в министерстве сплочённый трудоспособный коллектив единомышленников.

Первым заместителем министра был проработавший на этой должности почти четверть века (1959-1983 гг.) заслуженный учитель школы РСФСР и ЯАССР Пётр Семёнович Скрябин, человек энциклопедических знаний, скромный, трудолюбивый, хорошо владевший вопросами школоведения, постоянно державший контроль за содержанием образования, качеством обучения и воспитания.

Заместителями министра в разные годы работали заслуженные учителя республики Александра Егоровна Захарова, кандидат педагогических наук, Александра Фёдоровна Охлопкова, ещё во время работы учителем избиравшаяся депутатом Верховного Совета СССР V созыва, Степан Александрович Полосков, участник Великой Отечественной войны, кавалер трёх боевых орденов, Изабелла Ивановна Григорьева, сменившая в августе 1981 года Николая Ивановича Шарина на посту министра просвещения республики после его избрания Секретарем Президиума Верховного Совета Якутской АССР.

Аппарат министерства был небольшим. Инспекторами работали высококвалифицированные, опытные специалисты, заслуженные учителя ЯАССР и РСФСР: Степан Спиридонович Гурьев, Иосиф Иосифович Чарин, Андрей Леонидович Кугаевский, Валериан Никодимович Софронеев, Ольга Николаевна Сапожникова, Василий Иннокентьевич Абрамов и другие. Инспекторский корпус пользовался большим авторитетом среди учителей и директоров школ, работников районных и городских отделов народного образования.

В 1981 году Николай Иванович был избран Секретарем Президиума Верховного Совета Якутской АССР. На новом посту он плодотворно проработал 9 лет, внеся достойный вклад в дело развития и совершенствования работы Советов, которые во второй половине 80-х годов стали верховенствовать в управлении всей системой народного хозяйства республики.

Итог многолетнего труда

Николай Иванович Шарин был крупным государственным и общественным деятелем. Он избирался депутатом Верховного Совета ЯАССР шести созывов, членом обкома КПСС на всех областных партийных конференциях, проходивших с 1962 по 1990 год. Государство высоко оценило заслуги Николая Ивановича, наградив его двумя орденами Трудового Красного Знамени, «Дружбы народов» и «Знак Почёта», а также присвоив звание заслуженного учителя РСФСР. Родная республика за большие заслуги в государственном строительстве удостоила Николая Шарина Государственной премии имени М.К. Аммосова и присвоила ему звание «Почётный гражданин Республики Саха (Якутия)».

Николай Иванович Шарин, вспоминая о своей государственной и общественной деятельности, всегда подчеркивал, что развитие народного образования во второй половине прошлого столетия следует рассматривать как итог многолетнего труда нескольких поколений учителей и других педагогических работников, как результат эффективности руководства партийных, советских органов районов и городов и всей республики в целом. Всё это правильно. Но следует подчеркнуть, что во главе всего этого процесса стояли Министерство просвещения ЯАССР и его министр Николай Иванович Шарин, яркий представитель послевоенного поколения якутской педагогической интеллигенции, возглавивший вековое стремление родного народа к свету и знаниям.

Иннокентий Петрович Заморщиков, заслуженный работник народного хозяйства РС (Я), отличник профтехобразования РСФСР, ветеран тыла и государственной службы, почетный гражданин Горного и Хангаласского районов

Like
Love
Haha
Wow
Sad
Angry

Поделись новостью:

ТОП 5 НОВОСТЕЙ

Top Яндекс.Метрика