К 100-летию педиатрической службы Якутии: врач Сардана Маркова о профессии, кадрах и проблемах

К 100-летию педиатрической службы Якутии: врач Сардана Маркова о профессии, кадрах и проблемах

Сардана Маркова, заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней Медицинского института Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) имени М.К. Аммосова. Фото из архива Сарданы Марковой.
Читайте нас

В этом году педиатрическая служба Якутии отмечает свой 100-летний юбилей. Сегодня наш гость – заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней Медицинского института Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) имени М.К. Аммосова, президент Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз педиатров России» РС(Я) Сардана Маркова. Врач, посвятивший всю свою жизнь науке лечения детей и обучению врачей-педиатров.

От мечты до кафедры

– Сардана Валерьевна, откуда вы родом, как пришли в медицинскую науку?

– Родилась я в селе Сунтар Сунтарского района. Оттуда родом папа, а мама из села Тит-Ары, тогда это был Орджоникидзевский район. В своё время мама закончила медучилище и по распределению уехала работать в Сунтарский район, где родители и познакомились.

Папа закончил Челябинский институт, выучился на инженера-механика сельского хозяйства. В 1982 году мы переехали в Покровск на родину мамы. Мама трудилась старшей медсестрой районной поликлиники, а папа работал по линии сельхозтехники и впоследствии стал руководителем местного филиала Госсельтехнадзора.

Я закончила физико-математический класс Покровской средней школы №1. А вот врачом мечтала стать ещё с детства по примеру мамы. Помню, в Сунтаре она работала в медпункте, и я, можно сказать, прописалась там. Мне казалось, нет ничего интереснее этой профессии. Взрослые удивлялись, как такая малышка запоминает и произносит без запинки сложные названия лекарств: сульфадимезин, сульфадиметоксин, бензилпенициллина натриевая соль.

После школы поступила в ЯГУ, закончила его в 1995 году, мне предложили ординатуру, а после работу на кафедре. Тогда же я закончила заочную аспирантуру и в 2002 году защитила в Московской медицинской академии имени И. М.Сеченова кандидатскую диссертацию. Начинала с ассистента, затем старший преподаватель, доцент, сейчас заведующая кафедрой.

Вехи истории

– 100-летие педиатрической службы Якутии – дата знаковая, а с какого события она ведёт свой отсчёт?

– В 1924 году была открыта первая детско-женская консультация, в том же году открылись первые детские ясли на 20 мест в Якутске и Дом ребенка для обслуживания матерей и детей. Но самое важное здесь, конечно, первая детско-женская консультация. Насколько это было значимым событием, можно судить по тому, что возглавляла ее начальник Управления материнства и младенчества Наркомздрава ЯАССР Надежда Афанасьева. Следующие две консультации в Якутске и  Вилюйске будут развёрнуты только в 1936 году. А массово в районах они начнут открываться с 1938 года.

Начало 20-х годов минувшего века, после Октябрьской революции, было очень сложным в истории страны – повсеместная разруха, голод, большое количество сирот, зашкаливающие цифры детской смертности, отсутствие как таковой самой системы здравоохранения. Врачей было катастрофически мало, буквально единицы.

В этот же период начали работать курсы медицинских сестер. Учеба продолжалась полтора года, окончившие становились сестрами-воспитателями детей от рождения до 3 лет. Сохранились требования к приему медсестёр. Так, на курсы принимали тех, кто был классово сознательным, умел читать, знал четыре правила арифметики с простыми числами, имел обувь, теплое платье. Что уж тут говорить, если к 1931 году в республике было только двое яслей на 70 детей.

Нынче мы, детские врачи, отмечаем 100-летний юбилей педиатрической службы республики. В рамках Национального конгресса в ноябре пройдет Педиатрический форум. Где будут участвовать детские врачи республики, гости, ведущие ученые страны.

Конференция неонатологов. Врачи занимающиеся здоровьем новорождённых. Фото из архива Сарданы Марковой

Качество кадров

– Насколько редкая профессия врача-педиатра в Якутии? Существует ли дефицит кадров?

–  На сегодня дефицита педиатрических кадров в республике нет. Есть отдельные свободные вакансии узких специалистов, а в том, что касается участковых-педиатров, такой проблемы уже не существует.

Но было время, когда положение с врачами, профессионально и квалифицированно разбирающимися в проблемах педиатрии, было очень сложное. Например, в начале 1990-х годов в республике не хватало более 400 детских врачей.

Именно в связи с этим в 1990 году при медико-лечебном факультете было открыто педиатрическое отделение. Первый набор составил 25 студентов. В 1993 году была получена лицензия на подготовку врачей по специальности «Педиатрия», набор был увеличен до 50 человек. С 1 декабря 1996 года педиатрическое отделение вместе со стоматологическим отделением преобразовалось в педиатрический факультет.

Стоит отметить, что еще в 1972 году была открыта субординатура, а после интернатура по педиатрии. Обучение было организовано за счет привлечения студентов 6-го курса, обучающихся на медико-лечебном факультете.

Всего за годы существования высшего медицинского образования в республике было подготовлено более 1000 врачей-педиатров. В настоящее время обучается свыше 300 студентов.

Буквально на днях в Москве на площадках Сеченовского университета среди студентов 3-4 курсов медицинских университетов прошла II Всероссийская олимпиада с международным участием по педиатрии «Клинический дебют».  Там участвовало 26 команд из 22 вузов. Некоторые вузы выставили по две команды. В одной из номинаций наши студенты заняли первое место. И это, я считаю, очень серьёзный уровень знаний и подготовки!

Команда студентов победителей. Фото из архива Сарданы Марковой

Начало начал

– Ваша кафедра называется «Пропедевтика детских болезней». Что означает слово пропедевтика?

– В переводе с латыни «начало начал», или основа основ, можно сказать, база. Мы обучаем студентов, как правильно осматривать ребенка, какие симптомы бывают при различных заболеваниях,какие существуют методы лечения, то есть то, с чего врач начинает работу с пациентом. Это создание у будущих врачей фундаментальной базы по теоретическим вопросам педиатрии и формирование практических умений.

Пропедевтика как научная дисциплина изучается на третьем курсе. А на первом курсе студенты изучают введение в специальность, какие существуют врачебные дисциплины, что из них можно для себя выбрать, как оказывать первую помощь, ухаживать за больными детьми и так далее. На втором курсе – сестринское дело, а потом уже начинается сама пропедевтика.

Вообще в институте две педиатрические кафедры: «Пропедевтика детских болезней» и «Педиатрия и детская хирургия». На кафедре педиатрии учат поликлинической, госпитальной педиатрии.

А ещё в 2012 году у нас на кафедре была создана научная школа «Региональные особенности физиологии и патологии детского возраста в условиях Севера», её основателем и руководителем является наш учитель, профессор, доктор медицинских наук Мария Васильевна Ханды. В рамках научной школы ведется мониторинг физического развития детей и подростков в зависимости от возраста, этнических особенностей и региона проживания.

Разработаны и внедрены в практику нормативы физического развития детей и подростков разных национальностей, новые оздоровительные технологии в школьную медицину и новые методы диагностики и профилактики заболеваний детского возраста.

Кафедра пропедевтики детских болезней. Фото из архива Сарданы Марковой

Гранит науки

– Как к вам можно поступить на учёбу, насколько сложно учиться, большой ли отсев?

– К нам поступают по результатам ЕГЭ после школ, а если после среднего профессионального образования, то надо сдать вступительные экзамены, которые проводит наш мединститут. Можно сказать, облегчённое ЕГЭ, это русский язык, анатомия и физиология человека.

Хорошо, если среднее образование медицинское, но к нам могут поступать и из других направлений, если абитуриент подготовится надлежащим образом по анатомии и физиологии. Для этого можно пройти подготовительные курсы.

Учёба у нас не самая простая. К примеру, если поступило 50 студентов на плановые места, то через шесть лет из них обычно заканчивает примерно 35-40 человек.

– Самые сложные предметы?

– Первые сложности связаны с базовыми знаниями. Если есть школьные пробелы, чаще всего трудности возникают с химией и физикой.

– У вас и физика есть?

– Да, современная медицина становится всё более технологичной. Сегодня буквально всё на аппаратах и приборах. Даже если брать электрокардиограмму, по сути, это физический процесс, который надо понимать. Так что сегодня врачи вооружены и знаниями по физике.

Не всем легко даются базовые фундаментальные дисциплины – анатомия, физиология, гистология, на которых основывается вся медицина. Довольно непросто с такими параклиническими предметами, как фармакология, микробиология, патологическая анатомия и патофизиология.

Если студент занимается регулярно, любые предметы ему по плечу. Тем более что преподаватели на самом деле люди весьма лояльные, и, если видят, что студент старается, работает над собой, всегда идут ему навстречу.

О теории и практике

– А где проходят занятия?

– У нас есть фундаментальные и клинические кафедры. Наша кафедра клиническая, мы со студентами занимаемся большей частью у постели больных прямо в отделениях. Там студенты пишут учебную историю болезни, учатся задавать правильные вопросы,  разговаривать с родителями, ведь дети не могут все сами объяснить.

Также в Медицинском институте СВФУ есть Cимуляционный центр с имитацией рабочего места практического врача, туда входят больничные палаты, реанимационная, операционный и родильный залы, процедурные кабинеты и др. Вот там, на компьютерных симуляторах, тренажерах, манекенах  студенты отрабатывают практические навыки.

На нашей кафедре две основные клинические базы – в Педиатрическом центре Республиканской больницы №1 – Национального центра медицины имени М.Е. Николаева и Детской инфекционной клинической больнице.

В целом кафедры педиатрического факультета тесно связаны со всем практическим здравоохранением республики, поэтому, помимо того, базами педиатрического факультета являются Республиканская больница № 2 – Центр экстренной медицинской помощи, Якутская республиканская клиническая больница, НПЦ «Фтизиатрия», городские поликлинические учреждения – Поликлиника №1, Якутские городские больницы №2, №3, Медицинский центр г. Якутска. Наши студенты в том числе занимаются и там. И в больницах они начинают учиться уже с первого курса, изучая первую помощь и уход за больными.

Будущие врачи-педиатры грызут гранит наук. Фото из архива Сарданы Марковой.

Карта пациента

– Какие заболевания детей характерны для нашего региона?

– У обывателя есть мнение, что с детским здоровьем всё хуже и хуже, но на самом деле это не совсем так. Как яркий пример, если раньше хронические тонзиллиты были прямо сплошь и рядом, сегодня они проявляются куда реже. Стало намного меньше кариозных зубов. Прогресс тут налицо.

Если говорить по общей заболеваемости из-за наших экстремальных по сравнению с большинством регионов страны климатических условий, то на первом месте, конечно, заболевания органов дыхания. Это острые респираторные вирусные инфекции и их осложнения – бронхиты, пневмонии. Выражаются они, как правило, резкими сезонными подъёмами вирусных инфекций осенью и весной.

Впрочем, в основном, характерные детские болезни у нас, пожалуй, скорее, следуют общим всероссийским трендам и не сильно от них отличаются. Это заболевания уха, горла и носа, гастропатология, эндокринная патология. Последние чаще всего выражены в виде помолодевшего сахарного диабета. Также могут быть увеличения щитовидной железы из-за йодной недостаточности, и повсеместно растёт частота заболеваемости аллергиями. Что, как мы полагаем, всё-таки, в основном, связано с едой. Дело в том, что сейчас дети начали употреблять очень много вредной еды – чипсы, сладкие напитки, фастфуды. С эндокринной точки зрения это ещё и ведёт к ожирениям у детей. Не то чтобы таких детей много, но тенденция к их росту прослеживается вполне уверенно.

Быть ответственным за здоровье детей

– Какими качествами должен обладать детский врач?

– Конечно, он должен быть добрым, любящим детей, и на первое место я бы поставила ответственность. Это самое важное в профессии не только педиатра, но и любого врача. Быть ответственным за здоровье, жизнь ребенка – в этом смысл нашего призвания!

Профессия педиатра одна из самых благодарных в медицине. У детей намного меньше хронических заболеваний по сравнению со взрослыми. А для врача счастье, когда пациент выздоравливает

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
25 декабря
  • -34°
  • Ощущается: -34°Влажность: 68% Скорость ветра: 0 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: