X

«Избранные народом»: в НХМ прошла презентация уникальной картины

Фото: Кюннэй Еремеева.

Эту картину Якутск никогда раньше не видел. А после завершения выставки Федота Макарова «Рождение смыслов» (0+) ещё нескоро увидит.

Но зрители замирают надолго именно перед «Избранными народом». 68 молодых лиц смотрят с неё – на огромном полотне художник изобразил делегатов I Всеякутского учредительного съезда советов.

«Видим тех, кто дал нам всё»

– Сделать с фотографии групповой портрет – это очень сложная работа, а главное, они здесь все живые, каждый со своим характером, и через них видна эпоха. Этот замечательный групповой портрет – настоящий подарок родине и огромный успех, – сказала на открытии выставки председатель Союза художников Якутии Ольга Скорикова.

– Потрясен твоей большой картиной, – обратился тогда к художнику народный писатель Якутии Дмитрий Наумов. – Съезд, в котором они участвовали, коренным образом изменил нашу жизнь. Мы, до того именуемые инородцами, обрели самоназвание, государственность, письменность. А на этой картине мы видим тех, кто дал нам все это. Если мы не будем ценить свою историю, своих отцов и матерей, дедов и прадедов, будем искажать ее, превратимся в людей с искаженным сознанием, все поголовно станем лжецами. Эта ложь и сокрушила нашу великую страну. Каково им, «избранным народом», смотреть на это?

«Колорит тех лет»

Фото: Кюннэй Еремеева.

Ко Дню государственности в Выставочном зале НХМ состоялась встреча-беседа с заслуженным деятелем искусств РС(Я) Федотом Макаровым, посвященная именно этой картине, над которой он работал два года.

Написана она была к 100-летию государственности республики, и куратор выставки, старший научный сотрудник НХМ Галина Сафронова поведала, что художник 14 часов в сутки трудился над своим полотном. А как – расскажет он сам.

– Долго думал: смогу, не смогу? Искал материалы, работал в архиве, где, оказывается, хранится много фотографий. Но вот общего снимка у делегатов того памятного съезда не было: на тех, что имеются, они запечатлены отдельными группами, мне пришлось их собирать, – раскрыл секреты творческой кухни художник, извлекая из принесенной с собой большой папки эскизы. – Срисовывал я их с очень некачественных фотографий, выцветших, размытых, поэтому смотрел больше на анатомию лица, головы. Чтобы понять пропорции, по два-три портрета делал с разных ракурсов. Плюс цвет, колорит тех лет должен быть. А это уже надо смотреть хронику и фильмы того времени, фотографии, другие изображения, книги – все это помогает воспроизвести нужную атмосферу.

«Питерская школа»

– А ещё мне помог Саха театр, художник по костюмам Дария Дмитриева и художник Михаил Егоров, с которым мы в Питере учились почти в одно время, – продолжил Федот Гаврильевич. – Они одолжили гимнастерки, торбаса, которые вы видите на этой картине, а натура дает очень многое. Только когда пишешь с натуры, появляются воздух, движение. Появляется человек. В целом это называется передача световоздушной среды, создание которой – это питерская школа, школа Академии имени Репина, где я учился.

И очень помог Дмитрий Федосеевич Наумов, глубоко изучивший ту эпоху: он даже подсказал мне пятерых делегатов, а всего их было 102. 68 из них запечатлены здесь, 68, чьи изображения сохранились до наших дней. Еще пять-шесть человек не вошли чисто композиционно.

Может, меня упрекнут в том, что я никак не выделил главных, но они тут все главные. Все отвечали за свои отрасли, за свой фронт работ, хотя они были совсем молодыми ребятами: им здесь по 23-24 года, единственное исключение – Широких, которому было под сорок. И они создали и оставили нам в наследство республику.

«Уникальная работа»

– Уникальная выставка и уникальная работа, первая в истории нашего искусства, – охарактеризовал увиденное народный художник Якутии, директор арт-галереи «Ургэл» Юрий Спиридонов. – Федот сейчас рассказал, что каждое лицо писал чисто живописно, а это очень сложно – соединить единым колоритом столько людей, придумав освещение, образ каждого человека. И все они написаны будто с натуры, не верится, что он делал это с темных старых фотографий. Но хочу сказать, что Федот – лучший портретист в нашем Союзе. В 1960-е годы наши графики гремели, а сейчас ряды поредели, и один из академистов – Федот Макаров. Желаю ему, чтобы он не остыл после этой выставки, не успокоился, чтобы и дальше писал такие же глобальные работы – ему это под силу.

Осталось только сказать, что выставка «Рождение смыслов» в Выставочном зале НХМ (Кирова, 12, здание Комдрагмета, 2-й этаж) будет работать до 11 октября, после чего картину «Избранные народом» можно будет увидеть только в Харбалахском музее государственности РС(Я) имени И.Н. Барахова: когда до завершения работы оставался год и потребовалось финансирование, откликнулась только администрация Верхневилюйского улуса, которую возглавлял тогда Владимир Поскачин. Но к 100-летию республики они успели.

– Для такой работы это небольшой срок, поэтому мне пришлось напрячься, работать по ночам, – признался художник. – И все-таки работа шла легко. Наверное, они сами мне и помогли…

+1
13
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 27.09.2024 13:15

Related Post