Иван Слепцов, ректор агротехнологического университета, всю свою жизнь так или иначе был связан с сельскохозяйственной отраслью республики. Ещё в старших классах он решил, чем хочет заниматься, и весь его путь доказывает одно: если дело по душе, то работа будет только спориться.
Круглосуточное детство
Наш гость родился в селе Уолба Алексеевского (ныне Таттинского) района, откуда родом отец, полный его тезка. Иван Иванович-старший до выхода на пенсию работал в усть-алданском отделении «Саханефтегазсбыта». Мама, Зинаида Ивановна, родилась на Усть-Алданской земле. После окончания педагогического училища она приехала молодым специалистом в Уолбу, где начала свой трудовой путь воспитателем в местном детском саду.
– Когда мама работала в Уолбе заведующей детсадом, она познакомилась с моим отцом, вскоре сыграли свадьбу, а в 1971 году появился я. Через три года маму пригласили на работу в родной улус, поэтому мы переехали в Борогонцы, так что в детский сад я пошёл уже здесь, – рассказывает Иван Иванович. – Ходил я в круглосуточный детский сад, с понедельника по субботу жил там. Домой нас забирали только на выходные. Я тогда и предположить не мог, что бывает по-другому, что каждый вечер можно ходить домой. В то время очень многие дети посещали «круглосутки».
Воспитатели были очень добрые. Каждого приголубят, обнимут, помогут. С другой стороны – строго выстроенный график: подъём, отбой, без излишней суеты, всё четко. Так что в большом коллективе я находился с детства, тогда же и привык к чёткости в распорядке дня.
Большим примером для подражания, конечно, стал для меня отец. В начале сентября ему исполнилось 75 лет. Он почётный гражданин Мюрюнского наслега Усть-Алданского улуса, кавалер знака «Гражданская доблесть», с мамой оба ветераны труда. Несмотря на почтенный возраст, родители до сих пор стараются нам помогать. Каждую осень получаем от них подарочки в виде осеннего урожая, овощей, которые они сами выращивают. Несмотря на то, что мы с сестрой уже давно взрослые люди со своими семьями, они до сих пор стараются нас побаловать. Так что заботу мы чувствуем всегда и стараемся отвечать им взаимностью, – говорит наш гость.
Главный отдых – чтение
В первый класс Иван пошел в Мюрюнскую восьмилетнюю школу. Он с теплотой вспоминает свою первую учительницу Марию Николаевну Поротову:
– У нас с первых дней учёбы сложился очень дружный класс. Конечно, большая заслуга в этом Марии Николаевны, которая учила нас не только писать и считать, открывала нам новый неизведанный мир, но и научила существовать в коллективе, уважительно относиться к одноклассникам, дала понять, что командой можно добиться куда больше результатов, нежели в одиночку. Была строгим и очень справедливым учителем.
Затем был переход в среднее звено, где классным руководителем и учителем русского языка была Клара Николаевна Троева. Все мои учителя были очень интересными людьми, они не только преподавали свой предмет, но и своими советами направляли неуемную энергию детей в нужное русло.
Очень интересно мне было на уроках математики, которую преподавала Марианна Николаевна Дьячковская, с физикой познакомил Василий Иванович Охлопков. Я, как все мальчишки, обожал физкультуру, любил погонять нас Владимир Пантелеймонович Слепцов.
В старшем звене я перешел в Мюрюнскую среднюю школу, где мне также посчастливилось учиться у прекрасных педагогов, таких как физик Николай Васильевич Аммосов, учитель истории Ульяна Николаевна Тартахинова, а классным руководителем в нашем классе была Ольга Николаевна Пестрякова.
До пятого класса был хорошистом. Позже, когда начался подростковый возраст, появились и тройки. Постоянно хотелось поскорее сделать все домашние дела и побежать играть на улицу с ребятами.
Помнится, когда приходил после школы, мы с сестрой быстренько распределяли обязанности: ты моешь посуду, ты – полы и так далее. На мне, конечно, была работа во дворе: натаскать воды, лёд, дрова, зимой обязательно почистить двор от снега.
Также в турбо-режиме выполнялись домашние задания, наверное, поэтому, делая впопыхах, что-то и упускал.
Но неизменным оставалось одно: вечером вся семья погружалась в чтение. Папа очень любит читать, до сих пор жить не может без книг. Мама, глядя на отца, тоже приучилась и нас научила. Люблю читать историческую литературу и о жизни людей, которые добились в жизни успеха. Даже сейчас, когда времени не хватает, все равно стараюсь дружить с книгами. Может, до художественной литературы пока не доходит, но вот образовательную и научную литературу читаю постоянно.
Шаг к профессии
Когда Иван Иванович учился в пятом классе, семья занялась коневодством.
– Эти животные сразу мне понравились – сильные, гордые, умные и при этом довольно спокойные. Потом начали наращивать поголовье, образовался небольшой табун. Помню, как очень любил ухаживать за ними.
Ещё вспоминаю: тогда в Усть-Алданском районе ежегодно проводились масштабные скачки, в которых принимали участие лучшие лошади со всех совхозов улуса. Длились они обычно два дня, и это был настоящий праздник для меня, наверное, даже лучше, чем Новый год. Очень любил бегать на ипподром, смотрел, как лошади тренировались и разминались, мог часами глазеть на то, как жокеи готовят своих подопечных.
Поэтому ещё в старших классах твердо решил, что буду зоотехником. Мне хотелось тренировать спортивных лошадей. Целенаправленно готовился к поступлению в Якутский сельхозинститут. После окончания школы в 1989 году подал документы на зооинженерный факультет, где был довольно большой конкурс: три-четыре человека на место. Предпочтение отдавали молодым людям, которые уже отслужили в армии. Все экзамены я сдал на отлично, и меня зачислили в ряды студентов.
Как все успеть?
Когда в 1980 году юный Иван Слепцов поступал в сельхозинститут, он и предположить не мог, что спустя многие годы переступит порог родного вуза уже в качестве ректора. А тогда он не только грыз гранит науки, но и зарабатывал себе на жизнь.
– Зарабатывал, конечно, сильно сказано. Годы моего студенчества выпали на непростое время, когда развалился Советский Союз, в экономике царили хаос и неразбериха. Была стипендия, ежемесячная помощь родителей деньгами и продуктами. Но нам с друзьями хотелось большей независимости, ну и в первую очередь хотелось помочь родителям, им ведь заработную плату задерживали месяцами.
Так что искали подработки. Работали летом в студенческих отрядах, ездили на сенокосные и строительные работы. Осенью ходили в речной порт, где занимались разгрузочными работами. Зимой и осенью подрабатывали на сортировке овощей и картофеля, грузчиками, даже устраивались в охрану. Так что небольшая копейка в кармане водилась, причем – что еще вдвойне приятно – заработанная собственными руками.
Ну и параллельно учились, причем пары не пропускали, успевали и на дискотеках отдохнуть. И тогда, и сейчас меня выручает очень хорошо выработанный с детства тайм-менеджмент – правильное распределение времени. Можно успеть всё, главное – правильно организовать распорядок дня.
Наставники
После окончания института Иван Иванович какое-то время ещё работал в своей альма-матер. Затем на его жизненном пути встретился Николай Николаевич Костромин, которого Иван Слепцов уважительно называет своим наставником.
– Я проступил на работу в торговую базу МВД, был заместителем директора. Там и посчастливилось познакомиться с Николаем Николаевичем, который делился со мной своим бесценным опытом. А в 1998 году меня пригласил на работу тогдашний глава Оленёкского района Сергей Иннокентьевич Кривошапкин. Тоже колоссальный опыт получил, сначала был специалистом администрации, затем возглавил МУП «Фактория – «Улусснаб», где мы занимались заготовкой и реализацией сельхозпродукции, помогали охотникам сбывать мясо дикого оленя, а также обеспечивали хозяйства необходимой техникой и материалами.
В 2001 году меня пригласил глава Усть-Алданского района Владимир Николаевич Черноградский председателем потребительского общества «Алаас», где я проработал до 2003 года, был депутатом районного совета депутатов.
Потом поступило предложение от Айаала Ивановича Степанова, министра сельского хозяйства, возглавить Нерюнгринскую птицефабрику, где проработал до 2011 года.
Всех их я могу назвать своими наставниками, все они люди масштабного ума, честные, патриоты республики. На них хочется равняться, – говорит Иван Иванович.
Предложения, от которых не отказываются
Как признается Слепцов, новые предложения работы никогда не вызывали у него страха не справиться. Несмотря на то, что с каждым разом ответственность возрастала.
– Вся моя деятельность связана с сельским хозяйством, поэтому не сомневался. Ещё одно моё кредо: всё, что ни делается, к лучшему. Главное – вникнуть в дело, выстроить диалог и сплотить работу коллектива.
Помню: Нерюнгри встретил меня золотой осенью. Компактный город, с трудолюбивыми, но в то же время требовательными жителями. И работа на птицефабрике, естественно, имеет свои особенности. Во-первых, это беспрерывный цикл производства яйца. Во-вторых, необходимость привносить новое. К примеру, мы первые в республике запустили производство мяса птицы, нерюнгринские бройлеры до сих пор пользуются популярностью у якутян. Коллективу, который на тот момент состоял из более чем 300 человек, приходилось работать без выходных. На птицефабрике нет равнодушных работников. В этом убедился в первый год своей работы.
На новогодние праздники у нас случилась авария: перемёрз спутник, обеспечивающий бесперебойный водопой для птиц. Оставить всё поголовье без воды – потерять всех. На помощь пришли администрация района, пожарная, коммунальные службы, энергетики. Мы все, весь коллектив, работали дня три без сна. Воду нам привозили пожарные машины, так что тогда мы не потеряли ни одной птицы.
В 2011 году Иван Слепцов был назначен министром сельского хозяйства.
– На ответственном посту я проработал 3,5 года. Считаю, что срок немаленький. В своей работе старался внедрять новые технологии, проекты, которые, к слову, сейчас очень хорошо себя показывают. Успех сельхозпредприятия, крестьянского хозяйства зависит от крепкой руководящей руки на местах и от обеспеченности кадрами, – считает аграрий.
Поколение, открытое к общению
Сегодня Иван Иванович возглавляет второе по величине высшее учебное заведение в республике. Уже четвертый год он стоит у руля вуза, который и готовит те самые кадры для сельхозпредприятий и хозяйств. В рейтинге аграрных вузов страны АГАТУ занимает 25 место из 54-х. Согласитесь, твёрдый «середнячок». Но впечатление сразу изменится, если напомнить, что четыре года назад академия занимала 53 строчку.
– Я никогда не жалел о сделанном выборе. Мне легко работать, практически сбылась моя детская мечта. При университете есть свои конюшни, где у нас содержатся семь верховых лошадей. Я частый гость там, чему очень рад. И вдвойне приятно, что сегодня Арктический государственный агротехнологический университет может помочь детям с различными заболеваниями опорно-двигательной и нервной систем. Мы выиграли грант Президента РФ, и теперь абсолютно бесплатно все нуждающиеся ребятишки могут пройти у нас курс иппотерапии. Также у нас работает секция, где каждый желающий сможет обучиться азам верховой езды.
Я люблю говорить, что мы работаем в непростое время. По сути, каждый год непростой, всегда что-то меняется. Сейчас мы работаем во время повышенной конкуренции среди вузов, когда за студентов приходится бороться. Важно ведь не просто обеспечить хорошие условия для проживания, в первую очередь необходимо дать нашим студентам качественные знания, чтобы, выйдя из стен университета, они смогли применить их на практике.
– Иван Иванович, к вам часто обращаются студенты? Могут ли они это сделать напрямую?
– Сейчас у нас очень открытая молодёжь, весьма амбициозная и очень общительная и, как мне кажется, без особых комплексов. Так что никакого барьера у нас нет. В большей степени ко мне обращаются через социальные сети, есть и такие, кто может записаться на приём. Кстати, обращаются за помощью не только студенты или преподаватели, но и как к депутату мои избиратели. Конечно, всем помочь не могу, но там, где это возможно, обязательно помогаю.
«В семье у нас демократия»
– У вас большая семья, трое детей, какого принципа в их воспитании вы придерживаетесь?
– Старший сын сейчас проходит срочную службу в военно-воздушных силах в Комсомольске-на-Амуре. Дочки учатся в 11-м и 7-м классах. У нас с супругой, Ньургуйааной Анатольевной, довольно демократичный подход к воспитанию. Но в вопросах воспитания всё должно быть в гармонии: нельзя излишне баловать детей, но в то же время словом, поступками нужно показывать свою любовь к ним. Важно научить ребёнка достигать поставленных целей, планировать, иметь своё личное мнение, уметь его отстаивать, даже если оно не нравится родителям.
Вместе с тем необходимо выстроить с детьми диалог. Мои дети могут в любое время обратиться ко мне за советом, сам же с советами я к ним не лезу. Если им будет интересно моё мнение, они обязательно сами спросят.
Есть у нас отличная семейная традиция: в выходной день мы все собираемся за столом, чтобы поделиться планами, рассказать о том, что сейчас волнует, спокойно поговорить о насущных делах. В будни такого обстоятельного разговора у нас не получается, у каждого есть свои срочные и неотложные дела.
Есть отличное выражение: хочешь воспитать ребенка – воспитай сначала себя. Этим принципом пользуюсь и я.
This post was published on 11.10.2020 10:17