Итоги съезда учителей якутского: Сохранить язык — воспитывать патриотов
В мероприятиях II Республиканского съезда учителей якутского языка, литературы и национальной культуры дистанционно приняли участие преподаватели родных языков из Татарстана, Башкортостана, Чечни, Северной Осетии, Калмыкии, Бурятии, Тувы, Луганска, что говорит об актуальности поднятых тем и поставленных вопросов.
Задействовать государство и общество
– За последние 25 лет с лингвистической карты России исчезли шесть языков, один из них – язык российских алеутов – прекратил своё существование меньше месяца назад, – информировал первый заместитель директора Института развития образования и повышения квалификации Николай Бугаев.
– Ещё 16 находятся на грани исчезновения, и чтобы такого не случилось с языками нашей республики, нужно системно и планомерно работать, не выпуская из виду экстралингвистических факторов, как язык повседневного общения (применительно к школе – на каком языке общаются дети на переменах), язык дополнительного образования (речь, конечно, о кружках) и деловой язык школы.
Также Николай Иннокентьевич отметил, что очень активное языковое развитие идёт у ребёнка в возрасте полутора-двух лет, а в садики малыши раньше трёх, как правило, не попадают, поэтому необходимы консультационные пункты для их родителей.
Об этом говорили и другие участники съезда. Руководитель авторского коллектива региональной комплексной программы по созданию среды саморазвития детей и молодёжи «Эркээйи эргиирэ» Татьяна Ильина подчеркнула, что задействованы должны быть не только садики и школы, а всё общество, всё государство: «Патриотов могут воспитать только патриоты, и эту работу нужно усилить в школах, ССУЗах, вузах, а к родительству человека надо готовить с детства».
«С погружением в языковую среду»
От имени родителей высказалась общественница Вилюяна Никитина, заявив о необходимости летних детских лагерей с погружением в якутскую языковую среду.
Также она высказала просьбу о поддержке уже существующего лагеря под руководством хранителя народных традиций Бориса Федоровича Неустроева (Мандар Уус) и помощи школе «Айыы Кыhата» с выделением земли, на которой в будущем мог бы разместиться аналогичный республиканский лагерь.
О необходимости повышения квалификации преподавателей якутского языка, литературы и культуры, распространении передового опыта – в том числе через специально созданные сайты говорила учитель Намского педагогического колледжа Прасковья Байанаева:
– Нужно создавать условия для обмена опытом, учреждение грантов. А в учебных заведениях сама обстановка должна располагать к изучению родного языка, должны быть уголки родной культуры.
Но сейчас нам не хватает самого необходимого – учебников, методических пособий, словарей.
– Без знания родной культуры не будет знания языка и литературы, – убеждена доктор педагогических наук, автор учебников Евдокия Поликарпова. – Учебники должны быть полифункциональными, с учётом всех возрастных и прочих особенностей.
А для развития интереса к чтению нужны не доклады, а дискуссии, обмен мнением в школах, библиотеках, клубах и музеях.
О роли кино
Также Евдокия Михайловна поделилась, что на недавнем вебинаре, проведённом Федеральным институтом родных языков, в выступлении заместителя Министерства образования Республики Татарстан было отмечено, как в якутском фильме «Егор Чээрин» замечательно подана идея о спасительности знания родного языка и культуры:
«В одной из сцен главный герой сообщает важные сведения посредством традиционного песнопения – тойука, и то, как это было сделано, как эта мысль внедряется в сознание подрастающего поколения – выше всяких похвал, можно брать пример».
Присутствовавший тут же художественный руководитель «Сахафильма» Алексей Романов, проинформировав собравшихся о работе площадки «Кинематограф как способ сохранения языка и культуры», представил список фильмов для детей и молодёжи, которые планируется запустить в работу в 2023–2025 годах.
«Буду и одного учить!»
В самом начале работы съезда учительница Батагайской школы Верхоянского района Анна Стручкова на встрече делегатов с депутатами Государственного Собрания РС(Я) затронула ещё одну проблему:
– В Батагае четыре детских садика. Ни в одном нет якутской группы, и язык исчезает. В мой класс нынче поступило восемь учеников: девочка-таджичка, русский мальчик и шестеро якутских детей. В классах с русским языком обучения меньше 20-30 детей не бывает, причем большинство там – якуты.
Классы с якутским языком обучения закрываются, учителя уезжают. По НСОТ (новая система оплаты труда) при восьми учениках зарплата у меня маленькая. Учителя русскоязычных классов получают втрое больше. «А что ты на такой зарплате сидишь? – говорят мне. – Уходила бы». Не уйду! Останется один ученик – буду одного учить.
Директор Тас-Юряхской СОШ N9 Мирнинского района Эмилия Симонова высказалась на ту же тему:
– Мои знакомые, чьи внуки учатся в Удачном, просили озвучить на съезде их просьбу об открытии там хотя бы одного класса с внеурочным преподаванием якутского.
Сейчас в этом городе один учитель по своей инициативе обучает 38 детей разговорному якутскому.
При этом якутов у нас сейчас достаточно много, особенно в Мирнинском филиале СВФУ, поэтому условия для изучения языка, я считаю, есть.
«Пойдём по школам»
На подведении итогов съезда председатель постоянного комитета Госсобрания РС(Я) по науке, образованию, культуре, СМИ и делам общественных организаций Феодосия Габышева, изучив внесённые ранее предложения, заверила делегатов, что в практику обязательно будет внедрено разделение учеников на группы в соответствии с уровнем знания якутского:
– Чтобы проконтролировать, как это будет происходить, мы пойдём по школам.
Также я полностью разделяю ваше мнение, что задействовать в нашей работе нужно и кино, и литературу, и периодическую печать, и средства массовой информации – словом, все, что возможно.
Нужно усилить работу с якутским населением в городах и посёлках промышленных районов, а для этого необходимо привлекать к работе наших съездов начальников управлений образования с мест.
С Годом педагога!
По поводу следующих съездов часто звучали предложения проводить их не раз в пять лет, а раз в три года, на что заместитель Председателя Правительства РС(Я) Сергей Местников сказал, что этот вопрос будет передан на рассмотрение главе республики:
– Наш съезд прошёл при поддержке Айсена Сергеевича, который, как вы знаете, 21 ноября на заседании Совета языковой политики поручил увеличить финансирование госпрограммы по сохранению и развитию родных языков.
Также уведомляю вас, что в конце каждого учебного года мы будем заслушивать государственный доклад министра образования и науки о текущем положении дел с изучением родных языков народов республики: какая работа проведена, какие показатели у каждой школы – успеваемость, количество обучающихся.
Будем мы работать и над увеличением бюджетных мест в СВФУ по специальностям «Преподаватель якутского языка и литературы», «Преподаватель национальной культуры».
Каждый год в городах и сёлах нашей республики вводятся в строй новые школы, и хочу вас заверить: в каждой новой школе Якутска обязательно будет якутский класс.
Съезд закончен. Но наша работа на этом не завершается, тем более что 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника.
Фото: Мария Васильева (ЯСИА).
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: