История трассы «Аляска — Сибирь»

Уже близка 80-я годовщина Дня Победы. Вспомним что в Якутске базировался штаб стратегической воздушной перегоночной трассы Аляска – Сибирь («АлСиб»).

Знаменательным событием на лётном поле Якутского аэродрома для личного состава трассы стало 7 февраля 1945 года. В этот день начальник воздушной трассы, генерал-лейтенант авиации Марк Шевелёв вручил командиру 1-й перегоночной дивизии генерал-майору авиации Мельникову Боевое Красное Знамя и орден Красного Знамени, которым дивизия была награждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года.

Трассу построили ценой огромных усилий в очень сжатые сроки, при этом активное участие в строительстве принимало местное население Якутской АССР. Самолеты перегоняли часто ценой своей жизни советские летчики в суровых, непомерно тяжелых условиях.

За эти годы была построена первоклассная, полностью оборудованная воздушная трасса, которая после войны была передана Якутскому управлению ГВФ. Многие авиаторы остались работать в нашей республике.

За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество 1-я перегоночная авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени. Награждение соединения, располагавшейся в г. Якутске, стало основанием присвоения нашему городу почетного звания «Город трудовой доблести» в 2022 году за значительный вклад жителей города в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность.

В советское время было предано забвению деятельность перегоночной трассы в рамках концепции о малозначительности помощи союзников в годы войны по программе ленд-лиза. Однако статьи о трассе стали появляться еще с конца 60-х годов, статьи командира перегоночной авиадивизии И.П. Мазурука были напечатаны во всесоюзных и республиканских периодических изданиях в середине 70-х годов. Кстати, Мазурук первым в советской печати ввёл американское название трассы АЛСИБ (Аляска – Сибирь).

Всего по трассе по отдельным историческим свидетельствам было перегнано 7908 самолетов. Из них:

бомбардировщиков Б-25 — 729;

бомбардировщиков А-20 — 1355;

истребителей Р-40 — 47;

истребителей Р-39 — 2616;

истребителей Р-63 — 2396;

истребителей Р-47 — 3;

учебных самолетов Ат-6 — 54;

транспортных Си-47 — 707;

транспортных Си-46 — 1.

Для сравнения:

Через северные порты нам поступило 4790 самолетов. Через южный маршрут 5642 самолета.  За три года работы «АлСиба» в результате аварий было утрачено 81 авиамашина. Погибло 114 человек.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 02.03.2025 11:27

Share
Published by
Аламжи Будаев

Recent Posts

  • БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Айсен Николаев исполнил новогодние желания детей на акции «Ёлка добра»

Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев принял участие в ежегодной благотворительной акции «Ёлка добра», исполнив…

16.12.2025
  • ЗАКОННЫЙ ИНТЕРЕС

МВД Якутии подвело предварительные итоги операции «Нелегальный мигрант»

В ходе операции «Нелегальный мигрант» якутские полицейские проверили более 3,2 тысяч объектов пребывания иностранцев: стройки,…

16.12.2025
  • СВО

До 5 тысяч увеличат квоты трудоустройства участников СВО в Якутии

Квоты для трудоустройства участников специальной военной операции в Якутии увеличат до 5 тысяч. Об этом…

16.12.2025
  • МСУ
  • ПОЛИТИКА

В Якутии стартует III Съезд депутатов представительных органов муниципальных образований

III Съезд депутатов представительных органов муниципальных образований Республики Саха (Якутия) пройдет в городе Якутске 17-19…

16.12.2025
  • СВО

В Пункте отбора в Якутске напомнили пять шагов поступления на военную службу по контракту

В Якутии продолжают приёму граждан на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации.…

16.12.2025
  • ОБРАЗОВАНИЕ

Единые стандарты организации питания в Якутии увеличат долю закупок местной продукции

Об использовании местной сельскохозяйственной и промысловой продукции в организации питания в общеобразовательных, дошкольных и социальных…

16.12.2025