История трассы «Аляска — Сибирь»

Уже близка 80-я годовщина Дня Победы. Вспомним что в Якутске базировался штаб стратегической воздушной перегоночной трассы Аляска – Сибирь («АлСиб»).

Знаменательным событием на лётном поле Якутского аэродрома для личного состава трассы стало 7 февраля 1945 года. В этот день начальник воздушной трассы, генерал-лейтенант авиации Марк Шевелёв вручил командиру 1-й перегоночной дивизии генерал-майору авиации Мельникову Боевое Красное Знамя и орден Красного Знамени, которым дивизия была награждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года.

Трассу построили ценой огромных усилий в очень сжатые сроки, при этом активное участие в строительстве принимало местное население Якутской АССР. Самолеты перегоняли часто ценой своей жизни советские летчики в суровых, непомерно тяжелых условиях.

За эти годы была построена первоклассная, полностью оборудованная воздушная трасса, которая после войны была передана Якутскому управлению ГВФ. Многие авиаторы остались работать в нашей республике.

За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество 1-я перегоночная авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени. Награждение соединения, располагавшейся в г. Якутске, стало основанием присвоения нашему городу почетного звания «Город трудовой доблести» в 2022 году за значительный вклад жителей города в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность.

В советское время было предано забвению деятельность перегоночной трассы в рамках концепции о малозначительности помощи союзников в годы войны по программе ленд-лиза. Однако статьи о трассе стали появляться еще с конца 60-х годов, статьи командира перегоночной авиадивизии И.П. Мазурука были напечатаны во всесоюзных и республиканских периодических изданиях в середине 70-х годов. Кстати, Мазурук первым в советской печати ввёл американское название трассы АЛСИБ (Аляска – Сибирь).

Всего по трассе по отдельным историческим свидетельствам было перегнано 7908 самолетов. Из них:

бомбардировщиков Б-25 — 729;

бомбардировщиков А-20 — 1355;

истребителей Р-40 — 47;

истребителей Р-39 — 2616;

истребителей Р-63 — 2396;

истребителей Р-47 — 3;

учебных самолетов Ат-6 — 54;

транспортных Си-47 — 707;

транспортных Си-46 — 1.

Для сравнения:

Через северные порты нам поступило 4790 самолетов. Через южный маршрут 5642 самолета.  За три года работы «АлСиба» в результате аварий было утрачено 81 авиамашина. Погибло 114 человек.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 02.03.2025 11:27

Share
Published by
Аламжи Будаев

Recent Posts

  • АКТУАЛЬНО

С 18 апреля по маршруту «Якутск – Нижний Бестях» будут курсировать суда на воздушной подушке

Уже в эту пятницу, 18 апреля, со столичной станции «Намыв» до Нижнего Бестяха начнут курсировать…

15.04.2025
  • АКТУАЛЬНО

В Якутии продлили работу ледовой переправы через Амгу

Работа ледовой переправы через реку Амга в Амгинском районе продлена предварительно до 17 апреля. Грузоподъёмность…

15.04.2025
  • БЛАГОУСТРОЙСТВО

Якутяне выберут общественные пространства для благоустройства

В понедельник, 21 апреля, на платформе zagorodsreda.gosuslugi.ru стартует Всероссийское голосование за благоустройство общественных пространств. Оно…

15.04.2025
  • ТРАНСПОРТ

В межсезонье будут организованы субсидированные авиарейсы в районы Якутии

В период весенней распутицы, с 21 апреля по 15 мая, авиакомпания «Полярные авиалинии» организует пассажирские…

15.04.2025
  • АКТУАЛЬНО

В «Авиалесоохрану» Якутии взяли на работу 181 нового сотрудника

В Якутии завершился набор 181 специалиста в региональный филиал «Авиалесоохраны». Об этом рассказали в пресс-службе…

15.04.2025
  • ПАМЯТЬ

Жители Якутии могут стать участниками проекта «Лица Победы»

Якутяне могут поучаствовать в историко-социальном проекте «Лица Победы», где любой желающий может внести информацию из…

15.04.2025