История трассы «Аляска — Сибирь»

Уже близка 80-я годовщина Дня Победы. Вспомним что в Якутске базировался штаб стратегической воздушной перегоночной трассы Аляска – Сибирь («АлСиб»).
Знаменательным событием на лётном поле Якутского аэродрома для личного состава трассы стало 7 февраля 1945 года. В этот день начальник воздушной трассы, генерал-лейтенант авиации Марк Шевелёв вручил командиру 1-й перегоночной дивизии генерал-майору авиации Мельникову Боевое Красное Знамя и орден Красного Знамени, которым дивизия была награждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года.
Трассу построили ценой огромных усилий в очень сжатые сроки, при этом активное участие в строительстве принимало местное население Якутской АССР. Самолеты перегоняли часто ценой своей жизни советские летчики в суровых, непомерно тяжелых условиях.
За эти годы была построена первоклассная, полностью оборудованная воздушная трасса, которая после войны была передана Якутскому управлению ГВФ. Многие авиаторы остались работать в нашей республике.
За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество 1-я перегоночная авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени. Награждение соединения, располагавшейся в г. Якутске, стало основанием присвоения нашему городу почетного звания «Город трудовой доблести» в 2022 году за значительный вклад жителей города в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность.
В советское время было предано забвению деятельность перегоночной трассы в рамках концепции о малозначительности помощи союзников в годы войны по программе ленд-лиза. Однако статьи о трассе стали появляться еще с конца 60-х годов, статьи командира перегоночной авиадивизии И.П. Мазурука были напечатаны во всесоюзных и республиканских периодических изданиях в середине 70-х годов. Кстати, Мазурук первым в советской печати ввёл американское название трассы АЛСИБ (Аляска – Сибирь).
Всего по трассе по отдельным историческим свидетельствам было перегнано 7908 самолетов. Из них:
бомбардировщиков Б-25 — 729;
бомбардировщиков А-20 — 1355;
истребителей Р-40 — 47;
истребителей Р-39 — 2616;
истребителей Р-63 — 2396;
истребителей Р-47 — 3;
учебных самолетов Ат-6 — 54;
транспортных Си-47 — 707;
транспортных Си-46 — 1.
Для сравнения:
Через северные порты нам поступило 4790 самолетов. Через южный маршрут 5642 самолета. За три года работы «АлСиба» в результате аварий было утрачено 81 авиамашина. Погибло 114 человек.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: