X

История развития машинно-тракторных станций в Якутии

В 1920-1930 гг. прошлого столетия в Якутии, как и по всей стране, шла коллективизация сельского хозяйства. Особая роль при этом отводилась механизации труда аграриев для интенсивного увеличения посевных угодий, повышения культуры обработки земли. С этой целью с 1931 года в молодой республике стали разворачивать сеть машинно-тракторных станций (МТС).

Особенности первой МТС

Пионерами в организации МТС стали Олекминский и Намский районы, а спустя год, в 1932 году, в Якутии появились еще две МТС – Чурапчинская и Нюрбинская. Машинно-тракторные станции по договору с колхозами выполняли основные виды сельхозработ – уборку, распашку, расчистку, помогали колхозам в составлении организационно-хозяйственных планов, в проведении политико-массовой работы и т.д.

Самой первой в республике – в апреле 1931 года – была организована Олекминская МТС. Первым директором был А.А. Свинцов, агрономом – Б.В. Зайцев, механиком – Я.А. Эстеркес. Летом 1931 года в Олекминске открылись курсы трактористов. Интересно, что среди тех, кто хотел освоить технику, были и представительницы слабого пола. Первой девушкой-трактористкой стала Александра Селезнева. Вообще, именно в Олекминской МТС к 1935 году было сразу восемь трактористок, тогда как по всей республике их насчитывалось всего 16.

К 1940 году в Олекминской МТС насчитывался 51 трактор, 15 комбайнов, шесть грузовых автомашин. Стоимость основных фондов МТС составляла больше двух миллионов рублей.

Американские тракторы на Намской земле

А в Намском районе первая МТС появилась в августе 1931 года. Ее снабдили техникой, сельскохозяйственным оборудованием, инвентарем. По реке Лене были доставлены 22 трактора марки «Фордзон-Путиловец», общая мощность которых составляла 440 лошадиных сил.
«Фордзон-Путиловец» был колесным сельскохозяйственным трактором, который выпускался в 1924-1932 годах на Ленинградском заводе «Красный Путиловец» на базе американского трактора Fordson-F по лицензии компании «Форд». Он выпускался по классической безрамной компоновке – увеличенные задние колеса и передние направляющие колеса меньшего диаметра. Трактор был оснащен карбюраторным двигателем, работающим на керосиновом топливе, мощностью 20 лошадиных сил, трехступенчатой коробкой передач, обеспечивающей скорость от 2,3 до 10,8 км/ч. Трактор мог работать с плугом и простейшими навесными сельхозорудиями.

Основными недостатками трактора было то, что не защищённые крыльями задние колёса могли нанести трактористу травму своими грунтозацепами, а при работе в непогоду забрызгивали его грязью. Капризной была и система зажигания. Наконец, трактор был неустойчив, и его опрокидывание нередко приводило к несчастным случаям. Тем не менее, «Фордзон-Путиловец» получил широкое распространение по всей стране и стал символом эпохи коллективизации.

Первым директором Намской МТС, с 1931 по 1933 годы, работал Илья Егорович Винокуров, впоследствии ставший видным государственным и политическим деятелем Якутии. За два года он провел техническое оснащение, подготовку механизаторских кадров и создал крепкий коллектив.

Намская МТС обслуживала 21 колхоз из имеющихся 65 колхозов района. Для дальнейшего технического расширения МТС из года в год поставлялось все больше техники. Возрастало количество прицепных тракторов, сеялок, плугов и другого землеобрабатывающего оборудования. МТС проводила многогранную работу по оказанию технической и организаторской помощи колхозам. Первыми трактористами Намского района были Николай Винокуров, Иван Канин, Гаврил Соловьев, Роман Колесов, Анна Новгородова.

Бесспорные плюсы

В конце 1932 года в Якутии работали пять МТС, в которых имелось 88 тракторов и много других сельскохозяйственных машин. В 1932 г. они обслуживали 95 колхозов с посевной площадью в 11 тыс. га и сенокосной в 17,9 тыс. га. Между тем в конце первой пятилетки посевная площадь в республике выросла до 71,3 тыс. га.

К 1937 году МТС работали в 11 районах республики. Они имели 280 тракторов, 27 комбайнов, 70 грузовых автомашин и обслуживали значительное количество колхозов. На содержание МТС Якутии только в 1938 году государством было выделено 15 млн руб. Если в 1937 году основные фонды МТС составляли 8657 тыс. руб., спустя три года, перед войной, основные фонды увеличились почти в два раза, составив 15 461 тыс. руб. В 1940 г. в ведении 12 МТС Якутии находилось 399 тракторов и 108 комбайнов.

Большинство МТС размещалось в районных центрах. Совхозы и некоторые МТС строили свои поселки с электростанциями, мастерскими, культурно-бытовыми учреждениями. В 1939 году тракторами МТС было вспахано 43 % посевной площади, засеяно – 19 %, убрано комбайнами – 17,7 %.

Специалисты МТС помогали колхозам внедрять передовую агротехнику, бороться за получение высоких урожаев. При МТС готовились кадры механизаторов – трактористы, комбайнеры, прицепщики, яровизаторы. В Якутске работала школа механизаторов, выпустившая в 1940 г. 495 трактористов и 220 прицепщиков.

Заметные минусы

Однако машинно-тракторные станции обслуживали только полеводство и слабо участвовали в подъеме животноводства. План сенокошения в 1938 году МТС выполнили лишь на 11 %, что тяжело отразилось на обеспечении общественного скота кормами. Показатели работы якутских МТС были намного ниже средних показателей работы МТС страны. Значительная часть колхозов республики не обслуживалась МТС.

Но недостатки в работе МТС объяснялись специфическими условиями Якутии – коротким сезоном полевых работ, территориальной разбросанностью колхозов и пахотных угодий. Однако основная причина заключалась в неудовлетворительной организации труда, острой нехватке квалифицированных кадров. В МТС неумело использовалась техника, допускались большие простои из-за поломок и недостатка горячего.

За 100-пудовый урожай

В борьбе за рост производства колхозники Якутии использовали опыт передовых колхозов страны и, в частности, их движение за получение 100-пудовых урожаев зерна с гектара. Так, тракторная бригада В.Кириллина из Мегино-Кангаласской МТС и полеводческая бригада колхоза «Красный трактор» того же района, где бригадиром был комсомолец Н.Платонов, обратились к колхозникам и трактористам республики с призывом включиться в соцсоревнование за 100-пудовый урожай, т.е. за наиболее высокий урожай, доступный в климатических условиях Якутии.

Инициативу колхозников Мегино-Кангаласского района подхватили многие колхозники Якутии. В 1940 году в соревновании участвовало 340 колхозов, 380 полеводческих и 22 тракторные бригады. В результате кропотливой работы колхозников по внедрению передовой агротехники десятки колхозов, бригад и звеньев получили в 1940 году высокий урожай, несмотря на засушливый год.

Медали ВДНХ

В 1939 году на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, которая проходила в Москве, от Якутской АССР было представлено 49 колхозов и 157 колхозников. Все участники выставки были занесены в Книгу почета, а некоторым присуждены дипломы и премии.

Дипломы I степени, премию в 10 тыс. руб. и легковую машину получили колхоз «Красный трактор» Мегино-Кангаласского района и колхоз «Красная звезда» Булунского района, диплом II степени, премию в 5 тыс.руб. и мотоцикл – колхозы «Луч» Олекминского района, «Пламя Октября» Нюрбинского района, молочно-товарная ферма совхоза «Ударник».

Персональные награды получили 27 участников выставки. Так, тракторист Амгинской МТС Е.Н. Бессонов был награжден большой золотой медалью, колхозник колхоза «Новый путь» Орджоникидзевского района А.М. Федоров – малой золотой медалью, председатель колхоза «Луч» Олекминского района Ф.В. Антипин – большой серебряной медалью.

А на выставке, которая состоялась в 1940 году, колхозы «Красный трактор» и «Красная звезда» вновь были удостоены дипломов I степени. К тому же колхоз «Красный трактор» был награжден орденом «Знак Почета». Это был первый орденоносный колхоз Якутской АССР. Малой золотой медалью были награждены трактористы Якутской МТС Н.Н. Еловский и А.М. Федоров.

При подготовке материала были использованы архивные материалы, источники по истории Якутии, истории развития сельского хозяйства Намского, Олекминского улусов, материалы, посвященные видному государственному деятелю Якутии И.Е. Винокурову.

+1
9
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1

This post was published on 17.10.2021 15:36

Related Post