В 1920-1930 гг. прошлого столетия в Якутии, как и по всей стране, шла коллективизация сельского хозяйства. Особая роль при этом отводилась механизации труда аграриев для интенсивного увеличения посевных угодий, повышения культуры обработки земли. С этой целью с 1931 года в молодой республике стали разворачивать сеть машинно-тракторных станций (МТС).
Особенности первой МТС
Пионерами в организации МТС стали Олекминский и Намский районы, а спустя год, в 1932 году, в Якутии появились еще две МТС – Чурапчинская и Нюрбинская. Машинно-тракторные станции по договору с колхозами выполняли основные виды сельхозработ – уборку, распашку, расчистку, помогали колхозам в составлении организационно-хозяйственных планов, в проведении политико-массовой работы и т.д.
Самой первой в республике – в апреле 1931 года – была организована Олекминская МТС. Первым директором был А.А. Свинцов, агрономом – Б.В. Зайцев, механиком – Я.А. Эстеркес. Летом 1931 года в Олекминске открылись курсы трактористов. Интересно, что среди тех, кто хотел освоить технику, были и представительницы слабого пола. Первой девушкой-трактористкой стала Александра Селезнева. Вообще, именно в Олекминской МТС к 1935 году было сразу восемь трактористок, тогда как по всей республике их насчитывалось всего 16.
К 1940 году в Олекминской МТС насчитывался 51 трактор, 15 комбайнов, шесть грузовых автомашин. Стоимость основных фондов МТС составляла больше двух миллионов рублей.
Американские тракторы на Намской земле
А в Намском районе первая МТС появилась в августе 1931 года. Ее снабдили техникой, сельскохозяйственным оборудованием, инвентарем. По реке Лене были доставлены 22 трактора марки «Фордзон-Путиловец», общая мощность которых составляла 440 лошадиных сил.
«Фордзон-Путиловец» был колесным сельскохозяйственным трактором, который выпускался в 1924-1932 годах на Ленинградском заводе «Красный Путиловец» на базе американского трактора Fordson-F по лицензии компании «Форд». Он выпускался по классической безрамной компоновке – увеличенные задние колеса и передние направляющие колеса меньшего диаметра. Трактор был оснащен карбюраторным двигателем, работающим на керосиновом топливе, мощностью 20 лошадиных сил, трехступенчатой коробкой передач, обеспечивающей скорость от 2,3 до 10,8 км/ч. Трактор мог работать с плугом и простейшими навесными сельхозорудиями.
Основными недостатками трактора было то, что не защищённые крыльями задние колёса могли нанести трактористу травму своими грунтозацепами, а при работе в непогоду забрызгивали его грязью. Капризной была и система зажигания. Наконец, трактор был неустойчив, и его опрокидывание нередко приводило к несчастным случаям. Тем не менее, «Фордзон-Путиловец» получил широкое распространение по всей стране и стал символом эпохи коллективизации.
Первым директором Намской МТС, с 1931 по 1933 годы, работал Илья Егорович Винокуров, впоследствии ставший видным государственным и политическим деятелем Якутии. За два года он провел техническое оснащение, подготовку механизаторских кадров и создал крепкий коллектив.
Намская МТС обслуживала 21 колхоз из имеющихся 65 колхозов района. Для дальнейшего технического расширения МТС из года в год поставлялось все больше техники. Возрастало количество прицепных тракторов, сеялок, плугов и другого землеобрабатывающего оборудования. МТС проводила многогранную работу по оказанию технической и организаторской помощи колхозам. Первыми трактористами Намского района были Николай Винокуров, Иван Канин, Гаврил Соловьев, Роман Колесов, Анна Новгородова.
Бесспорные плюсы
В конце 1932 года в Якутии работали пять МТС, в которых имелось 88 тракторов и много других сельскохозяйственных машин. В 1932 г. они обслуживали 95 колхозов с посевной площадью в 11 тыс. га и сенокосной в 17,9 тыс. га. Между тем в конце первой пятилетки посевная площадь в республике выросла до 71,3 тыс. га.
К 1937 году МТС работали в 11 районах республики. Они имели 280 тракторов, 27 комбайнов, 70 грузовых автомашин и обслуживали значительное количество колхозов. На содержание МТС Якутии только в 1938 году государством было выделено 15 млн руб. Если в 1937 году основные фонды МТС составляли 8657 тыс. руб., спустя три года, перед войной, основные фонды увеличились почти в два раза, составив 15 461 тыс. руб. В 1940 г. в ведении 12 МТС Якутии находилось 399 тракторов и 108 комбайнов.
Большинство МТС размещалось в районных центрах. Совхозы и некоторые МТС строили свои поселки с электростанциями, мастерскими, культурно-бытовыми учреждениями. В 1939 году тракторами МТС было вспахано 43 % посевной площади, засеяно – 19 %, убрано комбайнами – 17,7 %.
Специалисты МТС помогали колхозам внедрять передовую агротехнику, бороться за получение высоких урожаев. При МТС готовились кадры механизаторов – трактористы, комбайнеры, прицепщики, яровизаторы. В Якутске работала школа механизаторов, выпустившая в 1940 г. 495 трактористов и 220 прицепщиков.
Заметные минусы
Однако машинно-тракторные станции обслуживали только полеводство и слабо участвовали в подъеме животноводства. План сенокошения в 1938 году МТС выполнили лишь на 11 %, что тяжело отразилось на обеспечении общественного скота кормами. Показатели работы якутских МТС были намного ниже средних показателей работы МТС страны. Значительная часть колхозов республики не обслуживалась МТС.
Но недостатки в работе МТС объяснялись специфическими условиями Якутии – коротким сезоном полевых работ, территориальной разбросанностью колхозов и пахотных угодий. Однако основная причина заключалась в неудовлетворительной организации труда, острой нехватке квалифицированных кадров. В МТС неумело использовалась техника, допускались большие простои из-за поломок и недостатка горячего.
За 100-пудовый урожай
В борьбе за рост производства колхозники Якутии использовали опыт передовых колхозов страны и, в частности, их движение за получение 100-пудовых урожаев зерна с гектара. Так, тракторная бригада В.Кириллина из Мегино-Кангаласской МТС и полеводческая бригада колхоза «Красный трактор» того же района, где бригадиром был комсомолец Н.Платонов, обратились к колхозникам и трактористам республики с призывом включиться в соцсоревнование за 100-пудовый урожай, т.е. за наиболее высокий урожай, доступный в климатических условиях Якутии.
Инициативу колхозников Мегино-Кангаласского района подхватили многие колхозники Якутии. В 1940 году в соревновании участвовало 340 колхозов, 380 полеводческих и 22 тракторные бригады. В результате кропотливой работы колхозников по внедрению передовой агротехники десятки колхозов, бригад и звеньев получили в 1940 году высокий урожай, несмотря на засушливый год.
Медали ВДНХ
В 1939 году на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, которая проходила в Москве, от Якутской АССР было представлено 49 колхозов и 157 колхозников. Все участники выставки были занесены в Книгу почета, а некоторым присуждены дипломы и премии.
Дипломы I степени, премию в 10 тыс. руб. и легковую машину получили колхоз «Красный трактор» Мегино-Кангаласского района и колхоз «Красная звезда» Булунского района, диплом II степени, премию в 5 тыс.руб. и мотоцикл – колхозы «Луч» Олекминского района, «Пламя Октября» Нюрбинского района, молочно-товарная ферма совхоза «Ударник».
Персональные награды получили 27 участников выставки. Так, тракторист Амгинской МТС Е.Н. Бессонов был награжден большой золотой медалью, колхозник колхоза «Новый путь» Орджоникидзевского района А.М. Федоров – малой золотой медалью, председатель колхоза «Луч» Олекминского района Ф.В. Антипин – большой серебряной медалью.
А на выставке, которая состоялась в 1940 году, колхозы «Красный трактор» и «Красная звезда» вновь были удостоены дипломов I степени. К тому же колхоз «Красный трактор» был награжден орденом «Знак Почета». Это был первый орденоносный колхоз Якутской АССР. Малой золотой медалью были награждены трактористы Якутской МТС Н.Н. Еловский и А.М. Федоров.
При подготовке материала были использованы архивные материалы, источники по истории Якутии, истории развития сельского хозяйства Намского, Олекминского улусов, материалы, посвященные видному государственному деятелю Якутии И.Е. Винокурову.
This post was published on 17.10.2021 15:36