X

Истории Измайловской усадьбы: место рождения русского флота в сухопутной Москве

Во дворе бывших царских владений ныне проходят мероприятия фестиваля "Московские усадьбы". Фото автора.

Помимо дворянских усадеб, куда этим летом Мостуризм пригласил москвичей и гостей столицы в рамках фестиваля «Усадьбы Москвы», в первопрестольной сохранились и совершенно уникальные загородные (в те времена) места отдыха царствующих особ. И об одном из них стоит сказать особо – потому что именно там появился первенец будущего российского флота. Да, вы не ослышались – именно флота посреди сухопутной Москвы. Но и усадьба это непростая, она называется Измайловский остров. О ней рассказал заведующий экскурсионным сектором Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское – Измайлово» Иван Федорин.

Рукотворный остров

Измайловский загородный комплекс появился в царствование Алексея Михайловича Романова, получившего титул Тишайший. Именно по велению Алексея Михайловича во второй половине 17 века создали рукотворный Измайловский остров в пойме реки Серебряная, со всех сторон опоясанный прудами. Он сам часто здесь бывал, как и его сын, будущий император Петр I.

Загородный дворец окружили со всех сторон водой по требованиям безопасности – вторая половина 17 века была не очень спокойной. Совсем недавно Москва бунтовала в время Соляного бунта, а затем большую часть страны захватило восстание Степана Разина.

Проезд на остров охраняла башня, соединенная с берегом каменным мостом, что для тех времен было редкостью – они встречались тогда только около Кремля и здесь, в Измайловской усадьбе. Но мост со временем разобрали, а охранявшая въезд башня стоит по сию пору. Именно здесь проезжали царские кареты – сначала по мосту, а потом сквозь проезжую башню и дальше, ко дворцу.

Проезжая башня в Измайловском. Фото автора.

Кстати, существовало строгое правило – царь и его семья, патриарх – въезжали в карете, а все остальные шли пешком, даже важные бояре и иностранные гости. Около ворот дежурили стрельцы, и у них была интересная инструкция – останавливать всех чихающих и кашляющих. Такие вот схожие на коронавирусные ограничения – в 17 веке тоже беспокоились о здоровье царя и его семьи.

Еще действовал запрет на ругань – он распространялся на всю территорию владений. В законодательстве была специальная глава о том, как вести себя на царском дворе. И если кто-то кого-то обидит словом, полагалось наказание – две недели тюрьмы – примерно, как сейчас административный арест на 15 суток.

На нижнем ярусе башни дежурила царская охрана – стрельцы. На втором иногда заседал царь с боярами. Дело в том, что, в отличие от некоторых современных жилых комплексов, где сначала строят жилье, а только потом инфраструктуру, царскую усадьбу строили как надо – сначала жизненно важные объекты и только потом жилые хоромы. Так ведь удобнее. Сначала выкопали пруды, построили мост, башню, красивый храм и только в последнюю очередь стали строить государев дворец.

Московское узорочье

Алексей Михайлович, как, кстати, и многие современные чиновники, градоначальники и высокого уровня управленцы, любил ездить, смотреть различные стройки, тем более если строилась его собственная усадьба. И он как-то приезжал посмотреть, как башня строится, вместе с маленьким Петром I, которому было тогда 2 года. Именно в этом возрасте Петр впервые оказался на Измайловском острове. И тогда он, конечно, был Петрушей, Петром Алексеевичем.

На третьем ярусе раньше находилась звонница, а выше — шатер с флюгером, покрытый сусальным золотом. Эту башню отреставрировали в 2021 году, но некоторые работы еще завершаются, а впоследствии здесь откроется музейная выставка.

Кстати, эта башня – одна из немногих в Москве построек 17 века. Она очень нарядно украшена – фигурный кирпич, кокошники над окнами, именно так они называются, словно женский головной убор. Украшения из плитки в квадратных нишах называются специальным архитектурным термином, немного смешным для современного уха – ширинка. Дело в том, что в старину квадратные предметы, с одинаковой шириной всех сторон, так и именовали.

Ниши на фасаде башни украшены изразцами, далекими предками современной кафельной плитки. Это образец московского узорочья – яркой, нарядной, узорчатой архитектуры. Она резко отличается от других эпох, потому что тогда не скупились на украшения, яркие изразцы во второй половине 17 века очень любили. Если внимательно присмотреться, на плитках изображены райские птицы, на каждой плитке по маленькой птичке. Видны в том числе попугаи, павлины, другие редкие виды.

Храм от Полубеса

Еще одно сохранившееся в усадьбе строение 17 века — Покровский собор. Сейчас он состоит из трех частей и видно, что они построены в разное время. Старинный храм был возведен, когда Петру I было всего лишь 7 лет, а боковые корпуса пристроили много позже, уже в 19 веке, спустя 150 лет.

Если их убрать, останется старинный храм, который перекликается с башней, они построены в едином стиле, и немудрено, потому что строили их фактически параллельно.

Храм очень высокий, 57 метров, как современное двадцатиэтажное здание, и в 17 веке это было, конечно, большой редкостью. Высокий храм сразу бросался в глаза и выделялся на фоне окрестных зданий. У него очень большие купола. Центральный купол диаметром 12 метров, почти как два туннеля метро, а под куполами пояски – такие яркие узорчатые полукруглые участки стены, снизу покрытые узорами-орнаментами. Причем это не росписи, а как раз те самые изразцы. В отличие от современных гладких плиток, они рельефные.

Храм Покрова и отреставрированный фонтан. Фото автора.

Кстати говоря, изразцы стоили по тем временам огромных денег, за 7000 плиток, которые украшают храм со всех сторон, было заплачено 800 рублей. По меркам 17 века, это фантастическая сумма денег, но изразцы того стоили, потому тогда это была новая технология. В середине 17 века только-только научились делать разноцветные плитки, до того они покрывались глазурью одного цвета. Ну а любая новая технология, естественно, стоит дорого. Над украшением храма потрудились лучшие мастера, а самого известного мастера, который руководил работами, звали Степан Полубес.

Кстати, вот так интересный момент. Человек храмы украшал, за что же его прозвали Полубес? Есть версия на этот счет, что человек делал очень сложные вещи, поэтому говорили, что ему помогают какие-то сверхъестественные силы.

Бот — прародитель

Петр I пел в церковном хоре этого храма, кстати говоря, это была обязательная программа воспитания царских детей. И здесь же, в Измайловской усадьбе Петр нашел маленький бот длиной 6 метров. То есть, по сути, лодка, но с парусами – знаменитый бот Петра I. Когда Петр его нашел, ему сказали, что под парусами можно ходить как по ветру, так и против него. Тут будущий император сильно удивился, потому что в свои 16 лет узнал об этом впервые. [БКВ1]

Петр впервые ступил на морской берег только в 21 год, а в 16 лет, когда заинтересовался, как управляться с парусами против ветра, решил попробовать прямо на Измайловских прудах. Вокруг острова были Серебряный, Виноградный пруды, ну и вообще на территории усадьбы в окрестностях было много водоемов, в том числе достаточно крупных. Именно здесь Петр начал свои тренировки, его эта тема захватила. Потом шаг за шагом он стал стремиться к освоению наукам кораблевождения, кораблестроения. Ну а потом, мы все знаем, это вылилось в создание флота.

Иван Федорин у памятника Петру I в Измайлово. Фото автора.

Когда Петр в конце своего правления подводил его итоги, он вспомнил про этот бот в Измайловском и приказал перевезти его в Санкт Петербург, в новую столицу. Там он и находится до сих пор в Военно-Морском музее. Петр называл этот бот: «Дедушка русского флота», то есть это не кто-то придумал для красного словца. Император сам решил, что всё началось именно с этого кораблика. И было очень красиво, когда бот встречали в Петербурге. Он шел по Неве, Петр управлял им, адмиралы флота гребли веслами, а корабли Балтийского флота салютовали из пушек. В этот момент Петр и сказал: «Смотрите, внучата, на своего дедушку!». Вот так Измайлово, хотя и находится далеко от морских берегов, самым непосредственным образом имеет отношение к истории создания российского флота.

«Царская ферма»

Измайловская усадьба еще известна как «царская ферма», как ее назвали историки 19 века.  Здесь Алексей Михайлович действительно приказал выращивать арбузы, виноград, дыни, тутовые деревья, хлопок. Очень много было удачных экспериментов. Например, с северной стороны Виноградного пруда был царский виноградник. Его давно уже нет, но в названии пруда память об этом сохранилась. Сохранились и его чертежи. Возникает вопрос – как смогли вырастить виноград в Подмосковье, хотя тогда было значительно холоднее? В 17 веке средняя температура была на 2-3 градуса ниже, чем сейчас. Виноград было вырастить сложно, но царские садовники справились – по документам видно, что они собирали урожаи.

Кстати, маленький Петр I любил измайловские арбузы. Но когда мы говорим про арбузы 17 века, надо понимать, что это были небольшие сахаристые ягоды, с зелеными прожилками внутри, не очень сладкие, которые чаще всего сырыми не ели. Их солили, вымачивали или вываривали и получали такую субстанцию, которая называлась нынче забытым словом мазюзя.

Ворота на въезде в царскую усадьбу. Фото автора.

Специально здесь разводили и рыбу. Тогдашний принцип ведения хозяйства был отличен от нынешнего, когда мы полагаемся на доставку. Логика была обратная – если царю нужна свежая рыба, надо выловить ее в местном пруду. Поэтому в Измайловском разводились разные виды пресноводных – чаще всего это делали в специальных рыбных садках, огороженных пространствах. Возможно, к этим садкам ходили царевны и, наверное, кидали какие-то крошки, другую еду, и вот уже народная фантазия выдавала легенду, что царевны рыбу дрессировали и что тут водились щучки с золотыми сережками, которые приплывали по зову царей.

Царский дворец в Измайловском не сохранился, потому что был деревянным. И это тоже интересный момент – храм был кирпичный, башни, стены, хозпостройки, даже мост, а царские хоромы построили из дерева. Почему? Неужели денег не хватило? Конечно, нет! Дело в том, что и в 17 веке считалось, что в деревянных стенах жить здоровее, веселее и приятнее. То есть это был сознательный выбор, и в царских загородных усадьбах Москвы жилые строения были деревянными. Со временем их разбирали и строили новые, в Измайловском так сменилось три дворца поочередно. Последний разобрали еще в 18 веке. С переносом столицы империи в Санкт-Петербург необходимость во дворцах здесь отпала.

***

Это только небольшая часть рассказа, прозвучавшая во время экскурсии по Измайловскому острову. Приезжайте в столицу, приходите на мероприятия фестиваля «Усадьбы Москвы», и вы не просто отдохнете на лоне красивой природы среди знаменитых исторических построек, но и узнаете много нового!

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 24.07.2024 15:21

Related Post