X

Истерн «Холодное золото»: что осталось за кадром

Истерн Петра Хики «Холодное золото», едва выйдя на экраны, уже получил немало теплых отзывов зрителей, в том числе нерядовых.

«Ни грамма фальши»

К примеру, Иван Шамаев, посмотрев его в числе первых, не поленился оставить на Afisha.ykt.ru свой отзыв, назвав фильм «колоссальным», «выдающимся»: «Наши кинематографисты вышли на совершенно новый уровень.

На самом деле тема для современного зрителя не особо увлекательная – почти рядовая история уничтожения отряда дезертиров Отечественной войны, грабивших золотые прииски. Но авторы сумели написать такой сценарий и выстроить последовательность сцен так, что фильм держит зрителя в напряжении в течение всего сеанса.

Радует подлинность костюмов и реквизита.
Поразила игра актеров. Гениально играет Петр Баснаев. Замечательно играет Аскалон Павлов. Все актеры играют великолепно – ни грамма фальши». Как говорится, чего ж вам больше.

Документы и детективная линия

Что касается сценария, то его написала (а заодно и участвовала в монтаже фильма) Любовь Борисова («Надо мною солнце не садится»).

Вот что она рассказала:
– Информацию об ограблении прииска «Хатырхай» мы собирали долго, в том числе и в архиве ФСБ, где, кстати, я выписала агитационную речь бывшего председателя колхоза, главаря банды Павлова (в фильме он носит фамилию Попов) о том, что  своей борьбой они хотят  приблизить приход капитализма.

Первоначальный вариант сценария вообще был полудокументальным, но получился скучным, так что пришлось его переписывать, добавив детективную линию.
Переделок было много. Но первая сцена – ограбление прииска – почти что реконструкция по сохранившемуся подробнейшему описанию, только в реале банда осаждала его целый день, мы же этот процесс «спрессовали» – по закону жанра.

Консультантов у фильма было много – представители органов, которые подробно расписали нам все вплоть до того, как должен стоять часовой, обучали актеров стрельбе, а также историки, без которых нереально разобраться в воинских званиях тех лет, нашивках, знаках отличий.
На премьере пару ляпов всё-таки нашли – но именно что пару. Историки, кстати, фильмом довольны.

Вот олени!

Режиссер Петр Хики («Призрачный хомус») признался, что с детства обожал военные фильмы и вестерны. Работа над собственным военным истерном заняла у него три года:

– Сложнее всего оказалось работать в пандемию. Из-за коронавируса съёмки были заморожены, а когда процесс опять запустился, многое пришлось переснимать заново – практически мы сняли два фильма на те деньги, что были отпущены на один. Поэтому снимали не в Алданском районе, что вышло бы дороже, а поближе – в Хангаласском и Намском улусах.

Алданские у нас были только олени. Из Хатыстыра их привезли на «КамАЗах». Оленеводы, которые приехали с ними, сами обучали актеров сначала общаться с олешками, а потом, найдя общий язык, уже объезжать.

Как выяснилось, олени не боятся ни выстрелов, ни массовых скоплений людей, что нам и было нужно, но в остальном пришлось порядком попотеть. На этих съёмках я понял, почему участников дорожного движения, не признающих никаких правил, называют «оленями». Настоящие олени именно так себя и ведут.

Не знаю, каким там упрямством отличаются ослы, но вот оленье упрямство – это что-то с чем-то! Толкать, пинать –  бесполезно. Двигаются они только по направлению к вожаку стада. То есть если надо их куда-то направить, туда сначала надо поставить альфа-самца, который, в свою очередь, слушается только оленевода. В общем, это долгая песня – а потом ещё оленевода и альфу  «вычищать» на компьютере.

«Это наши горы»

– Компьютерной графики в фильме очень много. Раскрою секрет – прииск «Хатырхай» воссоздан в основном с ее помощью. И горы, которых нет в Качикатцах и Намцах, где мы снимали. Наш специалист по компьютерной графике Айсен Сергеев проделал огромный объем работы. Я и сам ему помогал, а помимо этого, нас очень часто выручал Виктор Ли-Фу, в чьей студии «Среда» мы работали.

Но эффекты эффектами, а без актеров фильм невозможен.
Кастинг у нас шел очень долго – два месяца. Сначала мы отсмотрели, конечно, профессиональных артистов, но они оказались заняты в спектаклях, других проектах, а нам в кадре нужно было одновременно 25-30 человек. Так мы и пришли к непрофессиональным актерам. Конечно, их обучали. Но они, я считаю, справились.

Ещё одна проблема — нехватка славянских лиц. Поэтому в итоге на одну из ролей мы пригласили Якова Шамшина из Питера, который снимался в телесериалах «Дознаватель», «Ладога».

Благодарен ему, что он согласился участвовать в нашем проекте. Конечно, тут ему пришлось сложно, особенно во время съёмок в Намском улусе.

Когда снимали в Качикатцах, нам выделили двухэтажное каменное общежитие, мы нанимали поваров, чью еду до сих пор вспоминают все члены съёмочной группы, а вот в Намцах такой возможности не было, и нас расселили по разным домам, что, разумеется, не могло не создавать дополнительные сложности.
Якова мы, конечно, предупредили: система работы у нас другая, люди мы все простые, но он все понял, как надо, и вел себя достойно.

Вообще хотел бы поблагодарить всех, кто нам так или иначе помогал, а особенно – оленеводов из Хатыстыра, без которых нам бы ни за что не справиться с 23-мя рогатыми «статистами». Хорошо, что их было только 23, а не 230!

Что касается следующего фильма, то задумки, конечно, есть. Хочу поэкспериментировать, ведь хоррор и военный детектив на моем счету уже есть.

P.S. Среди непрофессиональных артистов нельзя не отметить Вячеслава Югова, которого вы наверняка помните как фон Рюллиха в «Рядовом Чээрине». В «Холодном золоте» он так же убедителен и брутален. Кстати, после таких ролей как-то даже неудобно называть его непрофессиональным актером.

Фото предоставлено Петром Хики.

+1
29
+1
0
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 14.11.2021 08:30

Related Post