Исполнительница роли Ньырбачаан о съёмках «Тыгына Дархана», четвероногом «учителе» и восприятии фильма
Кроме Ньургуна Бэчигэна, сыгравшего главную роль в фильме Никиты Аржакова «Тыгын Дархан», у которого мы взяли интервью в прошлый раз, открытием стала и представшая в образе Ньырбачаан Василиса Мыреева — для нее это тоже дебют на большом экране.
Вспомнить все
— В кастинге я не участвовала. Никита Иннокентьевич пригласил меня в павильон «Сахафильма», где уже шли съёмки, и просто сказал: «Попробуй». Меня одели, загримировали, я сыграла сцену и получила роль.
— Так просто!
— На самом деле, в жизни ничего просто не бывает. Первые два дня я не спала. Вообще. Опыта-то никакого. Да, конечно, я закончила колледж культуры и сейчас сама в нем преподаю, в том числе и актерское мастерство, но преподавать — одно, а когда ты на съёмочной площадке, и на тебя «смотрит» камера, смотрит режиссер и все, кто там в данный момент находится — это совсем другое.
К тому же в кино — своя специфика. Одну сцену могут снимать зимой в павильоне и летом — на натуре. И спустя столько времени надо вспомнить свое состояние, «вернуться» в него, снова все прочувствовать… А рядом гримеры и костюмеры припоминают, во что ты была одета полгода назад, какие на тебе были серьги, как лежали волосы и как на них была нанесена седина.
Единое дыхание природы и людей
— Главная же сложность в том, что съёмки идут совсем не последовательно.
— Анна Каренина сначала бросается под поезд, а потом знакомится с Вронским?
— Именно! А актеру при этом надо показать развитие своего героя. Но Никита Иннокентьевич очень грамотно управляет творческим процессом и чувствует своих артистов, как никто. С полувзгляда определяет, кто уже вошёл в нужное состояние, кто ещё нет.
Но хочу сказать — нам много что помогало.
На натурных съёмках — особенно съёмках ысыаха Туймаады — я ощущала единое дыхание природы и собравшихся на празднике людей.
Декорации Петра Бояркина — настоящие урасы, холомо, юрты — тоже помогали вжиться в роль.
Костюмы Дарии Дмитриевой — уникальные, ручной работы — прямо-таки «переносили» в то время. В них было удивительно легко двигаться, ездить верхом.
По коням!
— Кстати, во время съемок я впервые села на коня.
— Не может быть! В кадре — явно опытная наездница.
— Учитель был хороший. Точнее, два учителя — табунщик Петр Николаевич Саввин и конь Элэккэй, что в переводе означает «весёлый, лёгкий, добродушный». Однако, несмотря на все его добродушие, надо было чувствовать его, договариваться с ним, находить общий язык — без этого не научишься держаться в седле.
Для закрепления пройденного мы объездили все окрестности Соморсуна.
А так мы в стольких улусах снимали! Жизнь в походных условиях накладывает свой отпечаток, оставляет след в душе, ты уже становишься другим человеком, тем более если это длится два с лишним года.
И это были во всех смыслах замечательные годы: мы были вместе, нас вела вперёд единая цель.
— Это чувствуется, когда видишь результат на экране.
«Из зала выходишь другим человеком»
— Каковы были ваши собственные ощущения после просмотра?
— Честно? Я будто на другого человека смотрела. Но что касается самого фильма — два с половиной часа экранного времени пролетают незаметно, из зала ты выходишь другим человеком — проникаешься древней культурой и верой своих предков, преисполняешься гордости за народ, к которому принадлежишь, который обладает столь могучей волей и выдержкой, что выжил и пустил корни на этой суровой земле.
— Особенно если вспомнить судьбу Ньырбачаан: потеряв всех своих родных, она, маленькая, спасается в утлой лодчонке, пускаясь в плавание по великой реке.
Режиссер говорил в интервью, что уже начал работу над фильмом о Ньырбачаан.
— Это история о ее детстве. Моя Ньырбачаан — взрослая женщина, мать, душу которой раздирает тревога за судьбу сыновей.
— Кстати, а кто их сыграл?
— Быркынаа — Иннокентий Николаев — закончил наш колледж, Босхо — Ефрем Татаринов — тоже, но сейчас он продолжает учебу в Щепкинском училище.
Этно и фольклор
— После премьеры этого фильма в Нюрбе, на родине Ньырбачаан, вас будут носить на руках. А сами вы, кстати, откуда?
— Я ленская, из Беченчи. Там закончила фольклорный класс музыкальной школы, пела в самодеятельности, танцевала, а надо было что-то изобразить — и рисовала.
В колледж поступила на отделение «этнохудожественное творчество», где в 2007 году в первый и пока единственный раз был открыт курс по углубленному изучению якутского эпоса — после того, как ЮНЕСКО признало олонхо Шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества, и у нас была принята программа по его сохранению. Этот курс я и закончила.
Во время учёбы в 2009 году получила гран-при Республиканского молодёжного конкурса «Мунха олонхото».
— Вот это все и пригодилось на съёмках исторического фильма. А если предложат роль в современном фильме — согласитесь?
— Я так далеко не загадываю. Предложат — тогда и подумаю.
Фото предоставлено героиней материала.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: