Фото сгенерировано ИИ.
Искусственный интеллект все активнее внедряется во все сферы нашей жизни, в том числе и в образование. О том, как учителя Якутии стали использовать ИИ для повышения эффективности своих уроков, в материале нашего корреспондента.
Эффективный «Ассистент преподавателя»
В этом учебном году в рамках соглашения, заключенного между Министерством образования и науки Якутии и ООО «СберОбразование», в школах республики идет внедрение искусственного интеллекта с использованием сервиса «Ассистент преподавателя», который помогает педагогам в решении рабочих задач. Сегодня его уже используют 100 тыс. педагогов в 55 регионах России.
Как сообщила газете «Якутия» заместитель директора Института развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II Сардана Ушницкая, основная цель внедрения федерального сервиса «Ассистент преподавателя» в образовательный процесс – повышение качества преподавания в школе.
– В прошлом учебном году мы провели апробацию сервиса в 6 образовательных организациях республики – в Майской СОШ им. Е.Л. Чистякова Амгинского улуса, Нижнебестяхской СОШ №2 Мегино-Кангаласского улуса, Таттинском лицее Таттинского улуса, СОШ №15 города Нерюнгри, СОШ №23 им. В.И. Малышкина и СОШ №7 города Якутска. Всего в проекте приняли участие 14 учителей различных предметов и 6 заместителей директоров. А для исследования были отобраны 4 предмета – физика, биология, история, русский язык.
Результаты проекта показали высокую эффективность внедряемого решения. По данным анкетирования, 87% учителей отметили удобство использования, 92% подтвердили объективность анализа, 95% признали полезность для профессионального роста. Сервис «Ассистент преподавателя» доказал свою эффективность для повышения педагогического мастерства, объективного анализа уроков и организации методического сопровождения. В результате было рекомендовано расширить перечень анализируемых предметов, разработать дифференцированные критерии для разных типов уроков и внедрить систему на постоянной основе в школах республики. Поэтому в этом учебном году к сервису «Ассистент преподавателя» школы Якутии подключились уже массово, – отмечает Сардана Егоровна.
В 28 улусах республики
В этом году доступ к сервису «Ассистент преподавателя» получил 1371 учитель, в том числе и 36 студентов 5 курса СВФУ им. М.К. Аммосова, которые сейчас проходят практику в школах республики. В течение учебного года педагоги и студенты благодаря новому сервису могут получить анализ 36 своих уроков.
«Ассистент преподавателя» помогает учителю видеть свой урок со стороны: педагог снимает аудио- или видеозапись занятия, загружает в систему «СберОбразования», а сервис анализирует урок по 10-12 метрикам: правильно ли поставил цель учитель, позитивной ли была атмосфера на уроке, поощрял ли детей педагог, какая методика была использована, достигнуты ли были задачи урока и т.д. Анализ урока приходит в Личный кабинет преподавателя, и никто, кроме регионального методиста, не может войти в него.
Как отмечает Сардана Ушницкая, этот сервис создан для поддержки профессионального роста преподавателя – он дает практические рекомендации, выполняя которые, учитель совершенствует методику своего преподавания, повышает качество обучения, делает занятия более увлекательными, динамичными, интересными для школьников.
Сегодня сервис «Ассистент преподавателя» внедрен в 28 улусах республики. С октября к данному проекту подключились и 392 преподавателя среднего профессионального образования.
ИИ в Алданском районе
О том, как идет внедрение искусственного интеллекта в Алданском районе, нашему изданию рассказала начальник отдела общего образования Департамента образования Антонина Пыленок.
– Сервис «Ассистент преподавателя» мы стали внедрять с сентября этого года. На базе Института развития образования и повышения квалификации РС (Я) были организованы трехдневные курсы для региональных методистов, в которых от Алданского района приняла участие Ольга Геннадьевна Волокитина. После курсов была создана база преподавателей, работающих в 21 школе Алданского района. Из них мы выбрали, согласно квоте, 28 учителей, причем педагогов из разных предметных областей, которые будут принимать участие в проекте.
Внедрение искусственного интеллекта в учебный процесс, конечно же, дает много положительного: во-первых, облегчает задачу школьному методисту. Потому что, посещая уроки, он должен писать аналитическую справку, а применение сервиса «Ассистент преподавателя» позволяет проводить анализ урока за считанные минуты. К тому же он показывает все плюсы и минусы урока, на какие моменты в методике нужно обратить внимание учителю, что нужно подкорректировать, в целом, дает рекомендации по всем параметрам методики преподавания. Во-вторых, сервис помогает учителям лучше организовать и вести урок, заинтересовывать учеников заданной темой.
В настоящее время все наши 28 преподавателей загрузили свои аудиоуроки и уже получили их анализ, что поможет в дальнейшем их совершенствовании, – отметила Антонина Владимировна.
В режиме апробации
Региональный методист Ольга Волокитина рассказала, что для эффективной работы учителей по внедрению ИИ они создали группу в телеграм-канале, на платформе «Ассистент преподавателя» открыли личные кабинеты преподавателей, куда учителя теперь загружают свои уроки для их анализа искусственным интеллектом.
– Я знаю, что не только Якутия, но и другие регионы работают в этом сервисе. У нас пока идет апробация сервиса. Каждую неделю организаторы из Москвы предлагают встречаться на онлайн-семинарах, присылают разные методики – как работать в «Ассистенте преподавателя», оказывается, есть много моментов по внедрению ИИ в образовательный процесс.
Мы работаем только первый месяц – сервис пока в режиме апробации, поэтому о результатах говорить рано. Но могу сказать: загрузив урок, учителя сразу видят, что получилось лучше, а что хуже, могут работать над собой, над своим самосовершенствованием и стремиться к лучшему, – говорит Ольга Геннадьевна.
Нейросеть в деле
Кроме школ республики, к проекту «Ассистент преподавателя» подключились колледжи и техникумы. По словам старшего методиста Алданского медицинского колледжа, преподавателя русского языка Надежды Морозовой, тему внедрения ИИ в учебный процесс стали активно изучать в колледже с весны 2024 года.
– Наша задача – не просто преподавать общеобразовательные предметы и дисциплины, но и придать им профессиональную направленность, чтобы студентам было интересно получать профессию медицинского работника. И здесь нам на помощь как раз и приходит искусственный интеллект. Поэтому мы пробовали применить ИИ еще в прошлом учебном году для создания практических заданий по предметам.
В этом году, когда идет процесс внедрения «Ассистента преподавателя», активно изучаем эту платформу. В ноябре провели районный семинар, посвященный нейросетям, с приглашением учителей школ. Делились опытом, как применяем его в образовательном процессе, в частности, на уроках русского языка.
И здесь хочется отметить, что искусственный интеллект, во-первых, помогает создавать творческие конспекты. К примеру, я даю тему, пишу «создай конспект занятия» и конкретизирую – «для студентов 1 курса медколледжа», при этом пишу, чтобы он не применял сложную терминологию. ИИ все понимает, и задания получаются очень интересными, ребята принимают это на «ура». Причем я не отхожу от федерального стандарта среднего общего образования, но при этом уже погружаю ребят в их профессию. И все это благодаря ИИ.
Мы применяем ИИ в плане подготовки различных практических кейсов, заданий, карточек. Решили в этом году еще поучиться, а в следующем хотим методическую тему на весь учебный год взять для того, чтобы поделиться практическим опытом с коллегами по республике, – делится планами Надежда Александровна.
Первые шаги по внедрению ИИ в образовательный процесс показали свою эффективность. Как отмечают в Институте развития образования и повышения квалификации РС (Я), для дальнейшего развития проекта «Ассистент преподавателя» необходимо создать республиканскую систему методического сопровождения с использованием ИИ, организовать специализированные курсы повышения квалификации и разработать более адаптированные критерии оценки. Это позволит значительно повысить качество образовательного процесса в регионе.
This post was published on 08.12.2025 10:15
Сегодня ночью спасатели эвакуировали двоих пострадавших с Вилюйского тракта. Вызов на телефон «112» поступил в…
Глава Якутии Айсен Николаев на VIII съезде Всероссийской Ассоциации развития местного самоуправления избран в Высший…
В минувшее воскресенье на территории республики зарегистрировано четыре преступления. Как сообщает республиканская прокуратура, в Якутске…
Народный праздник Климентьев день отмечается 8 декабря (по старому стилю – 25 ноября). В церковном…
В ПАО «Якутскэнерго» информируют о временных ограничениях электроснабжения в столице и некоторых районах республики, запланированных…
В Якутии состоялось торжественное открытие III Республиканского физкультурного мероприятия для ветеранов боевых действий и участников…