yakutia-daily.ru

Играйте на здоровье!

Может ли игра помочь в лечении сложного заболевания? Сегодня, в век цифровых технологий, это становится реальностью. Ребята из команды Kinestetika разработали проект мобильного приложения, предназначенного для реабилитации детей с ДЦП.

Возможность воплотить свою идею у них появилась после участия в первой на Дальнем Востоке акселерационной программы инновационных проектов В8, которая стартовала в начале года в Якутске. Kinestetika вошла в число восьми победителей первого потока. О том, с чего начинался проект рассказал его руководитель Николай Сыромятников. 

Из медиков в программисты

Николай родился в селе Мегино-Алдан Томпонского района. В 2017 году закончил Якутский медицинский институт по специальности врач-невролог. О том, что его подвигло разработать такое интересное приложение Николай рассказывает так:

— Когда еще проходил практику в больнице, общался с медиками, видел, как занимаются с людьми. Например, поступает больной с ярко выраженными признаками неврологического заболевания и после реабилитации через какое-то время большинство функций восстанавливается. 

Но как правило в медучреждениях этот период занимает не больше месяца, потом пациенту назначают амбулаторное лечение, то есть на дому. И тут многое непонятно — кто будет заниматься с ним, будет ли он вообще выполнять какие-то процедуры. 

Тогда я подумал, что неплохо было бы иметь какое-то мобильное приложение, с помощью которого можно придерживаться медицинских рекомендаций. Например, те же упражнения лечебной физкультуры превратить в игровой процесс. 

Но так как Николай – не программист, ему пришлось обращаться за помощью к специалистам этого дела:

— В прошлом году программу мне помогли написать ребята, с которыми я договорился во время хакатона. Они составили прототип приложения. Тогда же мы его опробовали на нескольких пациентах и получили первые результаты. Сегодня со мной работают много людей. В основном они работают по заказам — дизайнеры, программисты. Основной костяк это я, Евгений Самошкин и Александр Сысолятин.

Скучное сделать интересным

— Что из себя представляет ваш продукт?

— Это приложение, связанное с облачным хранилищем. PlantyGo — это игра о путешествии листочка Пленти, который собирает волшебный гербарий. 

Мы придерживались рекомендаций научных сообществ, в частности, по видеоконтенту — количеству кадров, цветовой гамме и т.д. Пользователь скачивает его на свое устройство — телефон, ноутбук или персональный компьютер и подключается к игре. 

Надо уточнить, что наше мобильное приложение пока работает только на андроид-устройствах. После этого телефон необходимо прикрепить на груди (например, положить в специально пришитый на футболке карман) для того, чтобы фиксировать движения — он выполняет роль датчика. Полученные данные используются для управления игрой. Говоря по-простому, мы сподвигаем человека больше двигаться. 

— Есть ли какие-то требования к нагрузкам?

— Пока мы взяли за основу основные движения — наклоны вперед — назад и блок. Их можно выполнять сидя или стоя. Таким образом мы тренируем координаторную систему ребенка. 

У детей с ДЦП затруднена координация движений, могут быть проблемы с опорно-двигательным аппаратом или с конкретными мышцами. С помощью этих симметричных движений мы помогаем скорректировать эти нарушения. 

— Почему выбрали именно такой формат?

— Мы превратили зарядку в игровой процесс для помощи в выполнении таких, прямо скажем, монотонных занятий. Ведь одним из условий лечебной физкультуры является ежедневное выполнение определенного количества упражнений. А для детей это, согласитесь, скучно. 

Поэтому мы пошли путем, как сейчас говорят, геймификации — когда сервисы и приложения используют наработки из игровой индустрии для вовлечения, удержания пользователей. Но вместе с тем, это игра, нацеленная на определенный результат. 

— На какие возрастные группы вы ориентируетесь?

— Работа над приложением еще продолжается, но мы ориентируемся в основном на детей и подростков. Были задумки сделать его и для взрослых, в том числе для тех, кто перенес инсульт, скажем от 40 до 60 лет. Но тут надо принимать во внимание, что у представителей старшего поколения отношение к компьютерным играм пока что другое. С другой стороны, сейчас цифровые технологии все больше проникают в нашу жизнь, и я думаю эта проблема будет исчезать.

— Можно ли уже сегодня воспользоваться приложением?

— Его пока нет в открытом доступе. Оно находится на стадии тестирования — это займет еще около двух месяцев. Мы договариваемся с родителями детей, предоставляем доступ на определенное время и находимся на постоянной связи. Это нужно для сбора данных, которые лягут в основу клинических исследований, которые будут проводиться еще примерно в течение года. Это важно, поскольку дело касается медицины и эффективности предлагаемого метода реабилитации. 

Цена идеи

— Дорогой ли это проект?

— В принципе, да, это затратно с точки зрения привлечения специалистов. Мы даем техническое задание с определенными целями, для выполнения которых нужна соответствующая квалификация, опыт. Соответственно, за это нужно платить. Поэтому основная статья расходов — это зарплата за выполненную работу. Добавлю, что мы, как победители первого этапа программы инновационных проектов В8, получили на реализацию проекта 1,8 млн рублей. 

— Достаточно ли у нас специалистов соответствующего уровня, например, тех же программистов?

— Знаете, у нас сложилось такое впечатление, что эти специалисты или слишком высокого уровня, или наоборот, только начинающие. Уже опытные программисты наш проект не воспринимают всерьез, им это скучно. А у молодых еще нет опыта. Спасает общение, и то, что сейчас бум таких IT-проектов. Время не стоит на месте. 

— Есть ли какие-то трудности?

— Да, они, безусловно, есть. В основном это касается организационных моментов, связанных с документацией. Много вопросов с юридической точки зрения — как защитить свой продукт, как его правильно зарегистрировать, потому что наш проект связан с понятием интеллектуальной собственности. Тем более, что он представляет собой мобильное приложение, то есть в материальном плане он как бы не существует. Но, наверное, еще сказывается наша неопытность. Пытаемся этот пробел восполнить. 

— Планируете ли получать прибыль?

— Пока об этом речь не идет. Но в перспективе, как любая компания, мы намерены получать доходы от своей деятельности. Повторюсь, работа над продуктом еще продолжается, в том числе, по определению целевой группы потребителей. 

— Как вы узнали о том, что есть такая акселерационная программа?

— Все говорили об этом, как о первой программе на Дальнем Востоке. Было много информации в социальных сетях. Мы подали заявку и в итоге наш проект вошел в число восьми победителей. 

— Как вы считаете, нужна такая программа или проще самим найти возможности для реализации своих идей?

— Понимаете, мы находимся далеко от центра и любое мероприятие такого масштаба, я думаю, достойно внимания. Важно, что после трех месяцев интенсивного обучения участники поддерживают связь между собой. Идей много и, я думаю, это только начало. 

— Удачи вам!

Поделись новостью:

ТОП 5 НОВОСТЕЙ

Top Яндекс.Метрика