12 октября на большие экраны вышла новая работа дуэта амгинских режиссеров Степана Бурнашева и Дмитрия Давыдова, которые вместо «собаки и стрельбы» решили сосредоточиться на «мясе и общении». Киноальманах «Эт» объединил шесть историй. Каким получился проект, разбирался обозреватель «Якутии».
Жанр «киноальманах» не столь популярен в современной культуре, а зря. Ведь именно он позволяет режиссерам экспериментировать, пробуя новые направления или инструменты. В российском кинематографе в этом жанре прочно закрепились «Елки», которые из года в год становились все хуже и хуже, а из зарубежных можно вспомнить «День Святого Валентина», «Реальную любовь», «Париж, я люблю тебя» и другие подобные истории. Всех их объединяла одна тема или же одно и то же событие, например, Новый год.
Но во всех приведенных примерах большие возможности формата в полной мере использованы слабо, где-то из осторожности, а где-то и вовсе про них забыли. Совершенно иной расклад у якутских режиссеров: Бурнашев и Давыдов подарили зрителям палитру жанров, в которой продолжили раскрывать себя в качестве искусных творцов.
Так, «Эт» начинается с истории в жанре «скринлайф», который в России не так хорошо закрепился, благодаря работе «Взломать блогеров». Но на Западе, чему, конечно, поспособствовал Тимур Бекмамбетов, фильмы подобного формата довольно востребованы, привлекают внимание аудитории и кинокритики, зарабатывают солидную кассу. Отличный пример – «Поиск». История отца, пытающегося разобраться в исчезновении дочери, снималась за мизерные по меркам Голливуда деньги (менее 1 млн долларов), но заработала почти в 100 раз больше.
Работа якутских режиссеров по качеству ничем не уступает лучшим образцам скринлайф-историй. Через родительский чат в WhatsApp или по записям с видеорегистраторов и видеокамер перед зрителями предстает местами забавная и нелепая история, которая увлекает и интригует. Будет интересно, если хоть один из звездного режиссерского дуэта начнет продвигать новый жанр в Якутии. Будем думать, что эксперимент проводился не зря.
Остальные истории получились менее выразительными, чем первая, так как в них не наблюдалось какой-либо новизны. Многое из представленного якутская аудитория наблюдала не раз в ряде других работ. Но режиссеры, подобно шеф-поварам на кухне, нещадно разделали мясо (на якутском «эт») на куски, приправляя их изысканными специями и приправами. Тут и психологический триллер в духе Квентина Тарантино, и комическая гиперболизация человеческой жадности, приводящая к «разбитому корыту» (стоит вспомнить Александра Пушкина или же работы Чарли Чаплина). Роковая встреча по лекалам Ингмара Бергмана, неизбежность судьбы или же наглядная иллюстрация выражения «молчание – золото».
Что еще важно, так это то, что большинство историй отзываются в душе. В этом и заключается суть кино, особенно киноальманахов – дарить эмоции. Совершенно любые – позитивные или отрицательные. Разве не защемит сердце от истории отца, желающего отомстить за смерть сына и разрушение нескольких судеб? Не потекут ли слезы от того, что можно было предотвратить трагедию? Не вызовет ли улыбку вполне человечная история о желании заработать, казалось бы, легких денег?
И во всех этих работах наблюдается путь, который Бурнашев и Давыдов проделали от режиссеров-любителей до ведущих кинотворцов не только республики, но и страны. И речь не о наградах, а о работе над всеми составляющими фильма – от звука до выстраивания каждого кадра в нить повествования. Качество и глубина растут. За это стоит благодарить все киносообщество Якутии, внимание к которому также растет.
Один лишь факт того, что «Эт» – первый в истории якутский кинофильм, снятый специально для онлайн-кинотеатра в качестве оригинального проекта – большое достижение, позволяющее открыть дорогу перспективному на сегодня рынку ввиду отсутствия западной конкуренции в лице Netflix или Apple TV+. Недаром якутский киноальманах открывал фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон» в Сочи. Тем более все отечественные стриминговые видеосервисы начали гонку за эксклюзивными и неординарными историями, а якутское кино – «непаханое поле», в котором из года в год находят все больше талантливых авторов.
Если подытожить, то Степан Бурнашев и Дмитрий Давыдов в очередной раз доказывают, что они не готовы вгонять себя в рамки, как это делают многие авторы современности, оставаясь заложниками одного жанра или темы. Что важно, они не боятся рисковать и экспериментировать. Они снимают в свое удовольствие, что ощущается на экране вполне четко. Наверное, поэтому из года в год у них получается приковывать внимание зрителей и профессионального жюри кинофестивалей большого калибра. Стоит ли смотреть «Эт»? Полтора часа своей жизни стоит посвятить, чтобы понять потенциал якутского кино.
Автор: Иван ЕВСЕЕВ
This post was published on 19.10.2023 12:35