И Строд снова на страже: в Амгинском районе восстановили исторический облик Сасыл-Сысы

И Строд снова на страже: в Амгинском районе восстановили исторический облик Сасыл-Сысы

Фото: Вячеслав Яроев.
Читайте нас

25 марта в Сасыл-Сысы пройдут памятные мероприятия в честь 100-летия последнего крупного сражения гражданской войны.

К бою!

Фото: Вячеслав Яроев.

В этот день состоится торжественное открытие исторического комплекса, работы над которым ведет с прошлого года студия «Уран» под руководством Вячеслава Яроева.

– Этот комплекс будет играть большую роль в патриотическом воспитании нынешних ребят, – сказала на «круглом столе» в честь 100-летия Ледовой осады председатель районного совета депутатов Амгинского улуса и председатель оргкомитета памятных мероприятий Софья Александрова. – Очень радует, что восстановлен памятник Строду, при взгляде на который ощущаешь душевный подъем.

Фото: Николай Огонеров.

Но очень хочется попросить тех, кто будет говорить и писать об этом, избегать слова «праздник». Это дань светлой памяти защитников Сасыл-Сысы. Почтить их приедет много гостей, и у каждой делегации будет свой гид из числа школьников и учителей истории. Музея у нас нет, поэтому экскурсии пройдут в клубе.

После открытия комплекса состоится имитация боя «стродовцев» и «пепеляевцев», в которой задействуют 160 участников, 70 из них приедут из города. Было предложение провести и конференцию, но возникло опасение – вдруг кто начнет восхвалять Пепеляева, как сейчас модно. Сразу говорим – этого не будет. Не на нашей земле, политой кровью Строда и его бойцов. Поэтому решено провести конференцию осенью в Якутске. А районная научно-практическая конференция школьников уже состоялась, и по ее итогам мы издадим сборник.

В огне войны

Фото: Николай Огонеров.

Организатор и модератор «круглого стола» в музее имени Ем. Ярославского, кандидат исторических наук Егор Шишигин начал так:

– Наша республика родилась в огне гражданской войны, и ее сразу же пришлось защищать с оружием в руках.
А разговоры о том, что Пепеляев был вне политики, в корне неверны. Война – это продолжение политики.

Пепеляев нес нам погибель, из-за его авантюры мы потеряли наших лучших людей, нашу передовую молодежь.
Говорят: «Он не расстреливал, он забирал лишь лошадей, быков и припасы», – но вы понимаете, что значит остаться суровой зимой без еды и скота?

Мы сейчас снова противостоим нацизму. А кто победил нацизм? Союз Советских Социалистических Республик. Без Октября не удалось бы одолеть нацистов. А Сасыл-Сысы сам Строд называл крепостью Октября.

День верности России

Фото: Кюннэй Еремеева. Виктор Петров. Пленный пепеляевец. 1979. Холст, масло. Из собрания НХМ РС(Я).

– День бегства Пепеляева из Сасыл-Сысы – это День Победы для нас, амгинцев, – сказал писатель, заслуженный работник народного хозяйства РС(Я) Дмитрий Наумов. – Для республики – день спасения. День нашей верности России.

Конечно, не встреться Пепеляев со Стродом в Сасыл-Сысы – он бы все равно проиграл, но сколько бы еще крови пролил. Как об этом забыть? Сейчас его называют гуманистом. Но разве авантюрист может быть гуманистом?

Некоторые уже предлагают ставить памятник приспешнику Пепеляева Артемьеву. Знаете, что я скажу: в его родном Чакыре о нем никогда не говорят. Никому не показывают их алас и место етеха давно распахали, разровняли. Родной отец его, единственного своего сына, проклял. Будем ставить памятник проклятому родным отцом и родным народом?

После амнистии повстанцам немало народу честно сложило оружие, но Артемьев и ему подобные трижды поднимали восстания, что в итоге сказалось на судьбах тех, кто их амнистировал – Исидора Барахова, Максима Аммосова (Барахов шел по делу Аммосова).

И что хорошего нам сделал Пепеляев? Из-за него республику отрезали от Охотского моря, лишив Аяно-Майского района, богатого золотом и рыбой. Сталин, кстати, в 1925 году ставил на Политбюро вопрос о возвращении района в состав ЯАССР, но при голосовании его предложение отклонили.

Нас, амгинцев и устьмайцев, гражданская война совершенно разорила. После осады в Амгинской слободе в семьях оставалось всего по одной дойной корове. Чем было детей кормить? Победа в Сасыл-Сысы поставила точку на этом.

Но кровь в Якутии лилась до 1928 года. С 1921-го по 1928-й. Мой дед был красным партизаном. Бывало, я спрашивал про какого-нибудь старика: «За что ты его не любишь?» – и слышал в ответ: «А за что мне его любить, мы друг на друга в прицел смотрели». Такое не забывается и не прощается.

«За народную власть»

Фото: Вячеслав Яроев. Арт-объект «Дух гражданской войны» на въезде в Сасыл-Сысы. Автор — Николай Огонеров.

– Нынче времена изменились, теперь повстанцам обелиск ставить хотят, – продолжает Дмитрий Наумов. – Я говорю – ставьте, но только годы смерти каждого укажите обязательно, чтобы видно было – умерли они в старости, ничего им Советская власть не сделала.

Отец известной певицы Ольги Ивановой тоже был повстанцем, а получив амнистию, раскаялся, более того – с началом Великой Отечественной войны ушел на фронт с желанием искупить свою вину. Дочь всю жизнь хранила его письмо, где он писал, что до последней капли крови будет биться за народную власть.

И ещё. Я трижды бывал в Сталинграде. Там с одной стороны дороги – кладбище наших солдат. Напротив похоронены немцы, венгры, румыны, и никто им цветов не возлагает. Так что не следует нам превозносить ни Пепеляева, ни Артемьева, ни их сторонников.

Внучка разведчика-курашовца Софрона Кутургуина Василиса Николаевна процитировала слова своего деда о Пепеляеве: «Он расколол якутский народ». Эти слова приведены в книге воспоминаний, где ветеран гражданской войны подробно, с примерами и цифрами, рассказал о ее ходе с самого начала.

«С первыми выстрелами»

Фото: Вячеслав Яроев.

Ещё на «круглом столе» присутствовал Алексей Карманов – внук хозяина усадьбы в Сасыл-Сысы Александра Николаевича Карманова. Кармановы и в царское время были не последними людьми: брат Александра Прокопий – улусный писарь (те же обязанности на него возложили и при Советской власти, в первом исполкоме). Сам же Александр Карманов в 1904-1906 годах был родовым старостой наслега. Из десяти с лишним его детей выжили трое.

– Мой отец Дмитрий был самым младшим, родился в 1922 году. В феврале 1923-го ему было шесть месяцев. От людей я слышал: с первыми выстрелами пепеляевцев Строд завернул ребенка в одеяло и сунул в дымоход камелька.

Как только бой утих, дед с семьёй покинули усадьбу, но далеко не ушли, обосновались поблизости и все последующие дни слышали стрельбу. Об этом рассказывал старший брат отца Василий. Позже Василий организовывал у нас первые артели и всю жизнь был руководителем.

Средний, Иван, на войне командовал ротой, в мирной жизни тоже был на руководящей работе. А мой отец в 1941-м ушел на фронт, в августе 1942-го вернулся инвалидом после тяжёлого ранения. Земляки всю жизнь называли его «Строд Миитэрэй».
– В Амге Стродами много кого зовут, – немедленно отозвался Дмитрий Наумов.

Староста Сасыл-Сысы

– В 1937 году Ойунский сказал, что молодые поколения должны помнить о Сасыл-Сысы, и среди тех, кто слушал его, был наш земляк Дмитрий Лонгинов, который тогда учился в Якутске, – рассказала почетный гражданин Абагинского наслега и Амгинского улуса Маргарита Егоровна Смитина.

– Его семья жила неподалеку от Сасыл-Сысы, в Улахан аласе. На следующий день после окончания боев он пошел посмотреть, что осталось от усадьбы, и увидел страшную картину.

«Снег весь утоптан и залит кровью. Двор завален грязными тряпками, гнойными бинтами, обглоданными конскими костями, ржавыми обоймами, неразорвавшимися вражескими шомпольными гранатами… Больше ста человеческих трупов и до десятка лошадиных туш вперемешку с балбахами ужасным кровавым кругом замыкали хотон и юрту», – так описывал это Строд в своей книге «В якутской тайге».

Так что слова Ойунского упали на благодатную почву: впоследствии Дмитрий Семёнович Лонгинов всю жизнь посвятил увековечению подвига стродовцев. Его даже называли «старостой Сасыл-Сысы».

Ещё будучи учителем, на общественных началах он стал хранителем этого места. Когда туда приезжал Карл Карлович Байкалов, они, разумеется, не могли не встретиться, и эта встреча тоже не прошла бесследно. С 1964 года он на постоянной основе работал со всеми делегациями как добровольный экскурсовод до самой своей смерти в 1987 году.

Дмитрий Семёнович постоянно пополнял знания об истории Сасыл-Сысы, искал дополнительные сведения, уточнял. Он и учителей заразил своим энтузиазмом, они потом тоже работали общественными экскурсоводами. Помимо этого, Дмитрий Лонгинов сотрудничал с известным топонимистом Багдарыном Сюлбэ, передав ему 13 тетрадей с названиями местностей, аласов. Собирал сведения о живших там некогда людях, легенды и предания.

Сейчас мы готовим книгу о нем, которая должна выйти осенью, туда войдут эти материалы вместе с отзывами тех, кто побывал в разные годы в Сасыл-Сысы – Дмитрий Семёнович собирал их до 1986 года, а в среднем он встречал до 300 человек в год. Сасыл-Сысы – это сакральное место, значимое не только для нас. Туристы узнают тут много нового, причем на увиденное и услышанное невозможно не откликнуться сердцем. Патриотическое воспитание как оно есть.

«На машине времени»

Фото: предоставлено Вячеславом Яроевым. Вячеслав Яроев — слева.

А теперь слово тем, кто явил нам Сасыл-Сысы в его нынешнем виде.

– Места там замечательные и полностью соответствуют своему названию. В переводе с якутского это означает «Лисья поляна» – что-то мягкое, безмятежное, ничем не потревоженное, – говорит руководитель студии «Уран» Вячеслав Яроев. – Даже зная, что происходило сто лет назад, испытываешь там покой и умиротворение.

Но земля эта была опалена не только огнем войны: лесной пожар в свое время не пощадил большинство построек, сохранился только один дом – тот самый, где держали оборону стродовцы.

Историческая среда, как сказал Вячеслав Яроев, была воссоздана по документам и воспоминаниям старожилов наслега: юрта с пристроенным к ней хотоном, два отдельно стоящих хотона, два русских дома, четыре амбара (из них два – с обустроенными по старинке булусами, можно хоть сейчас загружать в них лёд и хранить припасы) – все на своих местах.

Фото: Вячеслав Яроев.

И сожженную во время боев мельницу-топчанку восстановили на том месте, где обнаружили ее остатки – сохранился даже один из жерновов.
– В Черкехе мы восстанавливали похожую, так что опыт есть, и сейчас мельница в рабочем состоянии.

Ещё установили на прежнем месте дом, который в революцию был построен в Сасыл-Сысы, но позже его перевезли в Абагу, а мы вернули обратно. Фундамент, понятно, новый, а стены прежние, всё прежнее.

Скажу честно: мне на этот комплекс самому приятно смотреть. Причем не только смотреть, но и жить: мастера мои там и перезимовали – в юрте оказалось очень тепло, не зря же наши предки выбрали именно такой тип жилища.

После долгих раздумий и совещаний мы установили там берестяную урасу, ведь хозяева усадьбы были людьми среднего достатка, а ураса – неотъемлемая часть подобных усадеб. Но что я хочу сказать: когда она появилась ещё только в плане, на эскизе неожиданно будто проступил один из рисунков художника и краеведа Михаила Михайловича Носова, который, в основном, в Амге и работал. Как путешествие на машине времени!

Но так как люди всё-таки будут прибывать туда по земле, мы сделали дорогу из Абаги в Сасыл-Сысы и дамбу.
Все выполнено менее чем за год: для такого объема работы сроки сжатые, к тому же электричества там нет, всё на генераторах. Но парни у меня профессионалы, поэтому справились.

«Близко друг к другу»

Фото: Николай Огонеров (слева).

Частью комплекса стали памятник Строду, арт-объект «Дух гражданской войны» на въезде в Сасыл-Сысы и линия обороны стродовцев с фигурами солдат. Всем этим занимался скульптор Николай Огонеров.

– Памятник Строду, который стоял там раньше, сильно пострадал и от времени, и при том давнем пожаре, и мы его воссоздали заново по эскизу автора, Петра Захарова, – рассказывает Николай Дмитриевич.

– Памятник делали прямо в Сасыл-Сысы. Арт-объект – в Намцах, на месте только собрали и заварили. Трудно было при транспортировке: в сентябре Амга полноводная, а его на одной лодке не перевезёшь, пришлось две между собой скреплять. От берега на тракторе с прицепом несколько ходок делали.

Но это не памятник, а именно арт-объект из фигур красноармейца и его коня. Дух войны, воспоминание о ней, поэтому фигуры полупрозрачные, но при этом осязаемые, не «воздушные», так как сделаны из металла.

А солдат в обороне сделали из стеклопластика – этот материал хорошо зарекомендовал себя даже на Полюсе холода, в Томторе Оймяконского улуса, где несколько лет благополучно стоят стеклопластиковые лошадь с жеребенком.

Фото: Николай Огонеров.

Сама линия обороны тянется от строения к строению и выполнена из бетона. Это не окопы – какие у нас могут быть окопы в феврале? Стродовцы делали ее из подручных средств – балбаха, конских голов и туш, тел погибших, скрепляя их на морозе мокрым снегом. Но были у них и жерди с бревнами, которые они успели заготовить в ожидании нападения пепеляевцев, и большие пласты льда, привезенные с ближайшего озера – все шло в дело. Мы постарались показать это в бетоне. И знаете, что поражает – как близко друг к другу были позиции стродовцев и пепеляевцев…

+1
19
+1
0
+1
2
+1
0
+1
0
+1
2
+1
0
Поделись новостью:
14 декабря
  • -34°
  • Ощущается: -41°Влажность: 68% Скорость ветра: 2 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: