«И снова олени» Николая Курилова

В выставочном зале Национального художественного музея РС(Я) (Кирова, 12) продолжается выставка «И снова олени!» народного художника Якутии Николая Курилова, посвященная 70-летию юкагирского художника, писателя, исследователя.
Юкагиры – один из самых древних арктических народов, находящийся на грани полного исчезновения. Сегодня культурная жизнь этого этноса представлена творчеством уникальных личностей, носителей традиционных знаний, которые вместе с тем получили профессиональное художественное образование. Их искусство остается практически неизученным.

Присущая культуре народов Сибири и Севера условная изобразительность получила убедительную интерпретацию в творчестве юкагирского художника Николая Николаевича Курилова. Сознательное обращение художника к первобытному, традиционному искусству приводит к появлению оригинальных самобытных произведений. Радиальное построение композиций в листах «Стойбище. На новом месте» (1980), «На пастбище» (1993), «Олени и юкагиры» (2000) с ярко выраженным центром – юртой выявляет некие архетипы в художественном мышлении современного мастера. Нередко изображение оленя в произведениях Курилова напоминает наскальные рисунки: «Поздняя осень» (1985), «Мшистая тундра» (1992), «Два охотника» (1999).
Неслучайно юкагирский график как хранитель и продолжатель национальных традиций обращается к технике аппликации, широко известной в прикладном искусстве народов Севера. По словам художника, «на фоне бескрайней земли и неба фигуры людей, животных особенно выразительны». Курилов в аппликациях оперирует комбинациями многократно повторяющихся простых стилизованных форм: «Совы мышкуют» (1987), «Пурга прошла» (1993), «Оленьи гонки» (1993), «Олени предков» (2005), «Встреча в пути» (2007), «Соревнования на лодках» (2007), «После удачной охоты» (2008), «На пастбище» (2009).

Игра силуэтами – основной композиционный прием, при этом важную роль играют ритм, контраст, плавность линий, тон бумаги. Емкость образа достигается экономией и концентрацией художественных средств. Целостность и простота метафорического строя произведений впечатляют мощной убедительностью.
Николай Курилов бережно воссоздает картину мироздания своего народа в графических работах «Стойбище. На новом месте» (1980), «На пастбище» (1993), «Олени и юкагиры» (2000). Композиции отражают устойчивые ментальные схемы космологического характера и одновременно полны лирики и поэзии живой красоты северной земли.
График в поисках новых выразительных средств два года осваивает технику рисунка шариковой ручкой, пытаясь найти соответствующие штрихи, которые передавали бы тонкую красоту Севера, прозрачность воздуха тундры: каким образом нарисовать пучок травы, как показать мягкую весеннюю землю или легкие облака. Так рождаются произведения «Олени весной в тундре» (1991), «С мамой по тундре» (1991), «Стойбище» (1991), «Пушицы» (2001), «У подножия горы Албай» (2002) и т.д.

Обычная шариковая ручка, белая/черная бумага становятся универсальным инструментом в виртуозных руках графика. Удивительным образом пространство небольшого листа передает бескрайние просторы Олерской тундры. Минимальными средствами художник создает масштабное зрелище, полное торжественной красоты.
Фигура оленя – излюбленный мотив в искусстве Курилова, знание форм, анатомии, повадок позволяет неустанно открывать в нем все новые выразительные черты. Сравните: «На пастбище» (1982), «Амдур, амдур» (1985), «В зарослях тальника» (1986), «Среди оленей» (1987), «Светает» (1987), «Мшистая тундра» (1992), «Вспугнутые олени» (2007). Изображения животных ясны и гармоничны, каждая деталь эстетически осмыслена.
Живописные полотна продолжают темы гравюр и аппликаций – это природа тундры, ее жители и, конечно, олени: «Оттепель» (1979), «У берегов Олеры» (1989), «Солнечный ветер» (1993).

Несколько отличен образный строй картины «Девочка с кисточкой» (1985). Крупным планом, с любовью и большим вниманием художник рисует дочь, за спиной ребенка белые холсты. Что ждет в будущей жизни маленького человечка? Решать ей. Декоративность цвета, плоскостность рисунка, тональные контрасты характерны для большинства живописных произведений юкагирского автора.
В искусстве Николая Курилова свобода обращения с художественными традициями сочетается с глубоким проникновением в сущность народного творчества. Произведения юкагирского художника являются оригинальным вкладом в изобразительное искусство Якутии, России.
*Произведения художника Н.Н. Курилова из собрания НХМ РС(Я). Фото предоставлены музеем.
Влада Тимофеева, кандидат искусствоведения,
заместитель генерального директора НХМ РС(Я) по научной части
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: