yakutia-daily.ru

«И снова олени» Николая Курилова

Лунная ночь. 1987. Бумага, аппликация. 50х39

В выставочном зале Национального художественного музея РС(Я) (Кирова, 12) продолжается выставка «И снова олени!» народного художника Якутии Николая Курилова, посвященная 70-летию юкагирского художника, писателя, исследователя.

Юкагиры – один из самых древних арктических народов, находящийся на грани полного исчезновения. Сегодня культурная жизнь этого этноса представлена творчеством уникальных личностей, носителей традиционных знаний, которые вместе с тем получили профессиональное художественное образование. Их искусство остается практически неизученным.

В анибе. 1986. Бумага, офорт. 22х29,6

Присущая культуре народов Сибири и Севера условная изобразительность получила убедительную интерпретацию в творчестве юкагирского художника Николая Николаевича Курилова. Сознательное обращение художника к первобытному, традиционному искусству приводит к появлению оригинальных самобытных произведений. Радиальное построение композиций в листах «Стойбище. На новом месте» (1980), «На пастбище» (1993), «Олени и юкагиры» (2000) с ярко выраженным центром – юртой выявляет некие архетипы в художественном мышлении современного мастера. Нередко изображение оленя в произведениях Курилова напоминает наскальные рисунки: «Поздняя осень» (1985), «Мшистая тундра» (1992), «Два охотника» (1999).

Неслучайно юкагирский график как хранитель и продолжатель национальных традиций обращается к технике аппликации, широко известной в прикладном искусстве народов Севера. По словам художника, «на фоне бескрайней земли и неба фигуры людей, животных особенно выразительны». Курилов в аппликациях оперирует комбинациями многократно повторяющихся простых стилизованных форм: «Совы мышкуют» (1987), «Пурга прошла» (1993), «Оленьи гонки» (1993), «Олени предков» (2005), «Встреча в пути» (2007), «Соревнования на лодках» (2007), «После удачной охоты» (2008), «На пастбище» (2009).

Художник пришел. 1987. Бумага, цветная аппликация. 50х65,5

Игра силуэтами – основной композиционный прием, при этом важную роль играют ритм, контраст, плавность линий, тон бумаги. Емкость образа достигается экономией и концентрацией художественных средств. Целостность и простота метафорического строя произведений впечатляют мощной убедительностью.

Николай Курилов бережно воссоздает картину мироздания своего народа в графических работах «Стойбище. На новом месте» (1980), «На пастбище» (1993), «Олени и юкагиры» (2000). Композиции отражают устойчивые ментальные схемы космологического характера и одновременно полны лирики и поэзии живой красоты северной земли.

График в поисках новых выразительных средств два года осваивает технику рисунка шариковой ручкой, пытаясь найти соответствующие штрихи, которые передавали бы тонкую красоту Севера, прозрачность воздуха тундры: каким образом нарисовать пучок травы, как показать мягкую весеннюю землю или легкие облака. Так рождаются произведения «Олени весной в тундре» (1991), «С мамой по тундре» (1991), «Стойбище» (1991), «Пушицы» (2001), «У подножия горы Албай» (2002) и т.д.

Старик с посохом. 1973. Бумага, аппликация. 16х19

Обычная шариковая ручка, белая/черная бумага становятся универсальным инструментом в виртуозных руках графика. Удивительным образом пространство небольшого листа передает бескрайние просторы Олерской тундры. Минимальными средствами художник создает масштабное зрелище, полное торжественной красоты.

Фигура оленя – излюбленный мотив в искусстве Курилова, знание форм, анатомии, повадок позволяет неустанно открывать в нем все новые выразительные черты. Сравните: «На пастбище» (1982), «Амдур, амдур» (1985), «В зарослях тальника» (1986), «Среди оленей» (1987), «Светает» (1987), «Мшистая тундра» (1992), «Вспугнутые олени» (2007). Изображения животных ясны и гармоничны, каждая деталь эстетически осмыслена.

Живописные полотна продолжают темы гравюр и аппликаций – это природа тундры, ее жители и, конечно, олени: «Оттепель» (1979), «У берегов Олеры» (1989), «Солнечный ветер» (1993).

Дети. 1982. Бумага, монотипия. 37,5х28,5

Несколько отличен образный строй картины «Девочка с кисточкой» (1985). Крупным планом, с любовью и большим вниманием художник рисует дочь, за спиной ребенка белые холсты. Что ждет в будущей жизни маленького человечка? Решать ей. Декоративность цвета, плоскостность рисунка, тональные контрасты характерны для большинства живописных произведений юкагирского автора.

В искусстве Николая Курилова свобода обращения с художественными традициями сочетается с глубоким проникновением в сущность народного творчества. Произведения юкагирского художника являются оригинальным вкладом в изобразительное искусство Якутии, России.

 

*Произведения художника Н.Н. Курилова из собрания НХМ РС(Я). Фото предоставлены музеем.

Влада Тимофеева, кандидат искусствоведения,
заместитель генерального директора НХМ РС(Я) по научной части

Поделись новостью:

ТОП 5 НОВОСТЕЙ

ОБСУЖДАЕМОЕ

Top