X

Художник-самородок Пётр Бессонов расписал стены школы в Сегян-Кюеле

Кабинет эвенского языка. Фото автора

Если вы вдруг окажетесь в школе далекого села Сегян-Кюель Кобяйского района, то не пройдете мимо расписанных стен кабинетов местной школы.

Во время уроков якутского и эвенского языков, а также биологии, ребят окружают самые разные образы, начиная от доисторических динозавров, заканчивая народными мотивами двух культур. Художника-самородка, который в своих работах передал все до мельчайших деталей, зовут Пётр Бессонов.

Художник Петр Бессонов на работе. Фото автора.

«Живая Краска»

Учитывая окружающие село величественные хребты Верхоянья, даже неудивительно, что у жителей Сеген-Кюеля есть страсть к рисованию. Рука сама потянется к кисти, чтобы запечатлеть такие красоты. Пётр Николаевич здесь родился и вырос, в свои 55 лет он работает на дизельной электростанции, которая питает все село. Суровая работа и тонкое художественное начало гармонично сочетаются в Петре.

– Рисую с детства. Отец немного рисовал. Раньше ведь практически все рисовали, у кого-то получалось лучше, а кто-то творил для себя. Я из тех, кто рисовал для себя, и то, что создавал в школе, не считаю хорошими творениями.

Зато учитель у нас был отличный! На уроках рисования он постоянно говорил о некой «живой краске». Поэтому мы, школьники, так его  и прозвали – Живая Краска. Вероятно, он хотел объяснить нам, что для того, чтобы создавать картины, краски должны быть  подобраны правильно и красиво. Когда рисуешь от души, краска получается «живой». А есть «мертвая краска», когда используют блеклые тона. Такое у меня не получается, все время яркие краски выходят.

Кабинет якутского языка. Фото автора

Помню, как учитель рисовал очень быстро. Кабинет математики в то время он расписал. В кабинете истории были портреты известных людей, которые тоже он нарисовал. Честно говоря, я ему завидовал…

Пётр Николаевич вспоминает, как в школьные годы каждую неделю  с ребятами создавали стенгазету. Нашему художнику вручали масляные краски и говорили, что надо нарисовать. Но Пётр иногда добавлял что-то от себя. По его словам, ему жаль, что нынешние ученики не создают стенгазеты своими руками, ведь теперь все создается на компьютерах. Дети уже не особо хотят рисовать, раскрашивают только готовые эскизы.

Скромность

– Рисовал я всегда. Темы моих рисунков были самыми разными: военные сюжеты, про любовь. Во время службы в армии сослуживцы часто просили нарисовать своих девушек.

Ни один рисунок не сохраняю. А зачем? Не дорос я еще. Я ведь свое не придумываю, только списываю. Раньше портреты писал. Иногда получалось, иногда нет. Все зависит от вдохновения. Но порой так хочется взять в руки кисть, особенно, когда видишь что-то хорошее.

Я не считаю, что хорошо рисую. Сложных рисунков никогда не создавал. Не помню работу, на которую бы потратил много сил и энергии. Когда смотрю второй или третий раз на свои работы, они мне уже не нравятся.

Кабинет биологии. Фото автора

Но тут художник не прав. Увидев хотя бы школьные стены, которые расписал Пётр Николаевич, у вас мигом пропадут все мысли насчет его вышесказанных слов. Так точно, красиво и кропотливо нарисовать подобные невероятные сюжеты может только талантливый человек. Очень жаль, что Пётр не сохраняет свои работы.

Как оказалось, местного художника попросила расписать стены новоприбывшая учительница эвенского языка. По словам Петра Николаевича, на один кабинет уходило много времени. Приходилось совмещать с работой, когда он заканчивал смену в восемь вечера и шел сразу в школу рисовать. Расписывал стены и во время выходных.

Несбывшаяся мечта

– Раньше многие мечтали стать художниками. Но когда я посмотрел фильмы про путь знаменитых художников, понял, что мне такая жизнь не нужна. У многих из них трагические судьбы, есть психические проблемы. Не хочу так. Я желаю радоваться стабильной жизни. Страданий и без того хватает.

По воспоминаниям Петра Николаевича, в свое время по всей Якутии было множество талантливых художников, все умели рисовать. Он предполагает, что это есть в наших генах. Жаль, сейчас нет такого ажиотажа.

Из художников, чьи работы нравятся Петру Николаевичу, он упоминает сюрреалиста Сальвадора Дали, мариниста Ивана Айвазовского и реалиста Илью Репина и т.д. По словам Петра, раньше в таких журналах, как «Огонек», обязательно были какие-нибудь живописные рисунки. Он сетует, что уже подобное не издается.

Кабинет эвенского языка. Фото автора.

Среди местных мастеров кисти Пётр Николаевич отмечает работы Афанасия Осипова и Андрея Чикачева. Особенно упоминает знаменитую картину «Одуванчики. Три грации». Художник вспоминает, что в Сеген-Кюеле жил его ровесник Николай Дьяконов, который даже специально обучился рисованию в одном крупном училище. Пётр говорит, что тот рисовал красиво, но краски были немного «мертвые».

–  Одна из моих внучек хорошо рисует. У нее своеобразный стиль, персонажи с большими глазами и разной анимацией. Племянница еще отлично рисует, она создает анимированные мультфильмы, обучалась этому в специальном кружке.

В последний раз я рисовал внучку, когда соскучился по ней. Ее портрет, нарисованный по  фотографии, отправил в город, она ведь теперь живет там.

Будущим художникам Пётр Николаевич советует больше практиковаться. Только набив руку, можно достичь результатов.

+1
5
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 03.03.2024 13:00

Related Post