Художник Михаил Носов

Художник Михаил Носов

У истоков зарождения изобразительного искусства Якутии.

Михаил Носов принадлежит к замечательной плеяде художников старшего поколения, которые стояли у истоков зарождения и развития изобразительного искусства Якутии. При этом он был ещё выдающимся ученым-краеведом, этнографом и музейным деятелем. Об этом – в материале газеты «Якутия».

«В нем гармонично соединялись творческое и научное начало, художественное и логическое мышление, что бывает так редко», – говорит автор-составитель книги о художнике, заместитель генерального директора Национального художественного музея РС(Я) по научной части Юлия Кравцова.

Искусство и исследования

– Михаил Михайлович – человек уникальной судьбы. Сын священника, он закончил Якутскую духовную семинарию, потом отправился в Петербург, на Высшие курсы Лесгафта, став историком, этнографом, археологом. А ещё – художником-самоучкой.

В 1912 году вернулся в Якутск, начал учительствовать.

В 1915 году принял участие в первой художественной выставке, организованной политссыльными. Много хорошего привнесли они в культуру и искусство Якутии, и это благотворное влияние наши люди буквально впитывали.

Надо сказать, что его искусство всегда было в прямом взаимодействии с его исследовательской работой: как краевед он объездил центральные районы Якутии, сделав множество зарисовок.

Отклик у широкой аудитории

– Будучи младшим научным сотрудником Якутской национальной исследовательской базы Академии наук СССР, он подготовил пятитомный «Атлас по материальной культуре якутов XVII – начала ХХ века», где представлены одежда, предметы быта, орудия труда, хозяйственные постройки и национальный орнамент. К сожалению, до сих пор в полном объеме этот труд не издан.

Семья Носовых. 1910-е

При этом Михаил Михайлович оставался оригинальным самобытным художником, и хотя профессионалы не воспринимали его живописную манеру, творчество Носова по сей день находит отклик у широкой аудитории.

Когда в 2017 году в серии «Музей и художник» вышел альбом-каталог Михаила Носова, очень многие высказывали желание приобрести его и, кстати, спрашивают до сих пор.
Увы, вышел он небольшим тиражом – всего 500 экземпляров и разошелся по библиотекам. Сейчас его можно найти только там.

Уложиться в объем гранта

– Работа над этим альбомом началась в 2011 году, когда к нам в музей обратился писатель, драматург, председатель постоянного комитета Государственного Собрания РС(Я) Дмитрий Федосеевич Наумов. Пришел и спросил, когда же, наконец, кто-то напомнит людям про его земляка Михаила Носова. Жители амгинского села Сулгачи всегда считали его своим, хотя Михаил Михайлович родился в Жабыльском наслеге Мегино-Кангаласского улуса, но так как вскоре отца перевели в Амгу, вырос он там.

Дмитрий Федосеевич подал нам хорошую идею, и мы начали собирать материал.

Я взялась писать о нем как о художнике, а Евфросиния Семёновна Ноговицына, специализировавшаяся у нас на работе в архивах, взялась за его биографическое наследие. Планировали подключить и других исследователей, чтобы осветить ещё и его научную деятельность, но это дополнительный объем, а надо было уложиться в размер гранта, выделенного на издание альбома Министерством культуры и духовного развития РС (Я).

М.М. Носов Натюрморт. 1942

Из фондов трёх музеев

– Но место для воспоминаний о нем мы нашли. Из Москвы отозвалась внучка Михаила Михайловича Гертруда Лаптева-Носова.

В альбом вошли редкие фотографии, многие из которых были опубликованы впервые, а также две статьи Михаила Носова из его личного фонда, хранящегося в архиве нашего музея.
Библиографический список всех публикаций – его самого и о нем – подготовила наш библиотекарь Альбина Егоровна Константинова.

Что касается главного – произведений художника, то в основном мы использовали то, что хранится в фондах трёх музеев – нашего, Литературного и Якутского государственного объединённого музея истории и культуры народов Севера.

«Сильное воздействие искусства модерна»

– Наследие Михаила Михайловича включает живописные композиции, графические листы. Он работал в разных жанрах: тематической картине, портрете, натюрморте, пейзаже. В музее имени Ярославского, например, хранятся известные живописные работы художника («Якутский натюрморт», 1925, «На покосе у феодала», 1938, «Якуты в XVII в. Ысыах.», 1939 и др.) интересные графические листы, где он изобразил якутские старинные сельскохозяйственные орудия труда.

В его наследии больше графических композиций – 271 и 55 живописных.

В свое время его много ругали за эклектику – смешение разных стилей. Да, он не получил систематического художественного образования. Обращаясь к истокам своеобразного изобразительного языка Носова, необходимо отметить, что, будучи в Петербурге, он испытал сильное воздействие искусства модерна, сказавшееся в тематических и пластических поисках – эмоциональном отношении к цвету, декоративности и плоскостности композиционных построений.

«Стоял у истоков»

– Вместе с тем искусство Носова – явление самобытное, отражающее огромную эрудицию этого художника в области якутской истории и этнографии, ощутимую в каждой тщательно выверенной детали, – будь то костюм, воспроизводимый орнамент, обстановка или обряд. Поэтому его работы сразу узнаваемы и до сих пор востребованы.

Часто приходится слышать выражение: «Время все расставит по своим местам». Михаила Михайловича уже шестьдесят лет нет с нами, но его творческое наследие с каждым годом вызывает все больший интерес. И конечно же, надо помнить, что, наряду с Иваном Васильевичем Поповым и Петром Петровичем Романовым, он стоял у истоков становления профессионального изобразительного искусства Якутии.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
21 мая
  • Ощущается: -1°Влажность: 86% Скорость ветра: 2 м/с